articles
Об условном принятии говорится очень много как психологами, так и педагогами. К сожалению, в нашей культуре распространено условное и оценочное отношение к людям в целом. То есть принятие человека в зависимости от его действий, качеств, взглядов, от соответствия правилам и требованиям. Это передается и усваивается детьми в их сознании.
Как часто приходится слышать подобные фразы от родителей детям:
- Будешь плохо себя вести, не буду с тобой разговаривать (играть, любить, гулять....)
- Все дети нормально себя ведут, а ты...
- Я с таким непослушным (вредным, злым, грустным) не пойду никуда!
- Да кто тебя вообще спрашивает....
- Мне стыдно за тебя.
- Если не успокоишься - я уйду!
- Вот доиграешься, отдадим тебя...
И так далее...
Подобными словами ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, то есть его будут любить "только если...." Дети, которых принимают условно, живут в постоянном напряжении и страхе сделать что-то не так, ведь в сознании любовь родителей зависит от их поведения, успеха, настроения. Вдруг разочаруют родителей, не оправдают надежд...
Потребность в любви, принадлежности и ощущении важности для других - это одна из самых главных человеческих потребностей. Удовлетворение этой потребности является неотъемлемым условием для здорового развития ребенка. Это достигается через выражение ребенку своего уважения, благодарности, указывая на его ценность и значимость. Объятия и радость встречи после школы, нежные прикосновения, заботливый взгляд и напоминание ребенку о том, что он важен:
- Как хорошо, что ты у нас есть!
- Я так люблю, когда ты рядом!
- Я так рада тебя видеть!
- Как же ты мне нравишься!
- Мне так хорошо с тобой!
- Я люблю тебя!
- Что бы не случилось, я всегда рядом.
Безусловное принятие, то есть без каких либо условий - это фундаментальное знание того, что ты правильный и заслуживаешь любовь просто потому, что ты есть.
Грустный, капризный, грязный, сердитый... Любой! Без "НО" и "ЕСЛИ". Многие с недовольством дают комментарии: "И как же теперь воспитывать?" Важно понимать, что безусловное принятие предполагает разграничение родителем личности ребёнка и его поведения. Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет и рекомендует придерживаться следующих правил, когда родителю необходимо выразить свое недовольство поступком:
1. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
2. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.
3. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его.