articles Как избегать детских манипуляций и оставаться любящим родителем
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Как избегать детских манипуляций и оставаться любящим родителем



Наиболее часто встречающиеся проблемы и работа над ними.

В приводимых далее кратких набросках даются конкретные советы по улучшению взаимоотношений между родителями и детьми при самых разнообразных проблемных ситуациях.

Проблема

РАЗДЕЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Возможные причины:

• Родители считают, что не следует обременять детей домашними обязанностями.

Рекомендуемое поведение:

Приучение детей к выполнению различных обязанностей должно происходить в самом раннем возрасте. Это поможет детям ощутить себя частью семьи, почувствовать свою полезность и осознать, что в них нуждаются. Многие родители недооценивают тот факт, что даже очень маленькие дети могут внести свой вклад в выполнение домашней работы.

Проблема

НЕУВАЖИТЕЛЬНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, ХАМСТВО

Возможные причины:

• Нарушенные взаимоотношения между родителем и ребенком

Рекомендуемое поведение:

Следует помнить, что неуважительная речь и тон голоса являются симптомами нарушенных взаимоотношений. Если родители хотят, чтобы дети с уважением к ним относились, то они должны уважительно обращаться с детьми. Попробуйте обратить внимание на ваш тон при обращении с детьми.

Проблема

ДРАКИ МЕЖДУ СИБЛИНГАМИ

Возможные причины:

• Привлечение внимания одного или обоих родителей.

• Демонстрация власти над своими сиблингами и родителями,

• Причинение боли родителям.

• Подражание родителям.

• Попытка развеяться и разогнать скуку, т.к. дети не приучены развлекаться самостоятельно.

Рекомендуемое поведение:

Родители должны отстраниться от драк и позволить детям самим решить свои проблемы. Однако следует запретить использование любого предмета, с помощью которого во время драки может быть нанесена рана (это относится даже к маленьким предметам, вроде карандаша, булавки или куска проволоки) Детям следует сказать, что если они хотят, то могут драться, но только голыми руками

1. Вполне эффективна будет следующая стратегия: терпите — успокойтесь и позвольте детям драться. Ничего не говорите. Рано или поздно драка закончится.

2. Не становитесь зрителем и слушателем. Уйдите в ванную комнату или куда-нибудь еще. После окончания ссоры, сохраняя молчание, вернитесь обратно.

3. Выгоните всех дерущихся из комнаты во двор или на улицу. Однако это следует сделать, точно соблюдая следующие правила. Детям говорится: «Если вы собираетесь драться, то должны выйти на улицу. Возвращайтесь домой тогда, когда закончите ссору». Не повторяйте этих слов. Если дети не выходят, то выгоните их при полном молчании .

Для детей, утверждающих, что им не нравится драться, мы предлагаем следующее: «Скажи своему брату / сестре, что сегодня у тебя нет настроения драться. Но, возможно, тебе захочется как-нибудь потом, в другой день. В тот день, когда у тебя появится настроение подраться, ты ему сообщишь. Или ты можешь назначить время и день, когда у тебя появится желание подраться, например, во вторник, в 16 час.15 мин.».

Может случиться так, что драка приведет к разбитому носу ребенка, к царапинам или к другим незначительным ранам. Дети, в основном, не хотят серьезно ранить друг друга (здесь могут быть исключения), и вряд ли ребенок получит тяжкое увечье. Когда ребенок приходит к родителю с царапиной или с чем-нибудь подобным, то родитель может сказать: «Я сочувствую, что ты поранился. Не хочешь промыть свою рану? Я советую продезинфицировать ее каким-нибудь препаратом. Можешь взять его в ящике для медикаментов. Но если ты хочешь, то я пойду с тобой и покажу его тебе». Родитель может даже обработать рану сам, но не следует обсуждать вопрос о возникновении раны или выражать сочувствие. Со временем, если родители не будут вмешиваться в борьбу, ребенок научится тому, как уживаться со своими сиблингами без драк.

Проблема

МЕДЛИТЕЛЬНОСТЬ

Возможные причины:

• Попытка заставить родителей заниматься ими.

Рекомендуемое поведение:

1. В разговоре с ребенком скажите, что ожидает его одетого к определенному времени.

2. Сообщите ребенку, что завтрак будет подан к определенному времени, и что от него зависит, будет ли он готов к завтраку или нет. Если ребенок не будет готов, то ему придется обойтись без завтрака.

3. Если ребенок добирается до школы школьным автобусом, родителю следует проинформировать его, что если ребенок не будет одет вовремя, то получит одежду в полиэтиленовом пакете и сможет одеться в автобусе или в школе. При этом заверьте ребенка, что Вы предупредите учителя, о возможном появлении ребенка в пижаме, поэтому учитель к этому правильно отнесется.

4. Если ребенок достаточно взрослый, ему придется идти в школу пешком независимо от того, насколько он при этом опоздает.

5. Если ребенок недостаточно взрослый, чтобы самостоятельно пересечь улицу, то родитель может перевести его через опасные места, после чего попрощаться и позволить ребенку одному пройти остаток пути.

Очень важно в течение всего процесса сохранять невозмутимость, будучи при этом твердым и последовательным. Тогда вскоре ребенок начнет собираться гораздо раньше необходимого времени. Родителю всегда следует демонстрировать свою признательность и высокую оценку того прогресса, которого удается добиться ребенку без помощи посторонних и без напоминания, и поощрять его в этом.

Проблема

ВСПЫШКИ РАЗДРАЖЕНИЯ

Возможные причины:

• Ребенок пытается достичь чего-либо, но у него не получается.

• Использование раздражения для демонстрации своей силы и для того, чтобы заставить родителей уступить своим требованиям.

Демонстрируем понимание и сочувствие, но в то же время помогаем ребенку понять, что его злость не поможет решить проблему. Наоборот, злость будет держать ребенка в напряжении и сделает его действия менее эффективными. Побуждаем ребенка успокоиться и рассмотреть другие возможности, которые могут помочь справиться с задачей, и может быть, даже предлагаем чем-либо помочь.

В этом случае для проявления раздражения необходим зритель. Самым эффективным способом здесь будет лишение ребенка его зрителя. Родителям следует удалиться, давая ребенку полную возможность бросаться на пол и визжать сколько его душе угодно. Ребенок редко доводит дело до такого состояния, когда ему становится по-настоящему больно. Но это может случиться, и если родители расстроятся и испугаются, то ребенок будет вить из них веревки. Если же родители останутся невозмутимы, то ребенок, увидев, что на них его «концерт» не производит никакого впечатления, вряд ли повторит такое представление.

Родителям, игнорирующим вспышку раздражения ребенка, не следует упоминать о ней после того, как ребенок успокоится. Необходимо разговаривать с ребенком так, как будто ничего не произошло. Если ребенок повторит вспышку раздражения, то следует воспроизвести стандартные ответные действия — уйти. При соблюдении родителями последовательности, ребенок откажется от использования действий, которые не приносят никакого результата.

Проблема

НЫТЬЕ И ХНЫКАНЬЕ

Возможные причины:

• Привлечение внимание родителей.

Рекомендуемое поведение:

Не следует обращать внимания на такое поведение, Но если родителям трудно его вынести, то лучше удалиться в такое место, куда ребенок не сможет добраться. Как и в случае с дракой, мы рекомендуем для этого ванную комнату.

Очень эффективным способом обращения с хнычущим ребенком является лечение шоком. Вместо того, чтобы уговаривать ребенка прекратить хныканье, можно попросить его говорить ноющим тоном всякий раз, когда ребенок обращается к родителю.

Проблема

ЛОЖЬ, ВОРОВСТВО

Возможные причины:

• Попытка избежать реального или вероятного наказания.

• Желание ощутить власть и в чем-то превзойти кого-либо (в особенности взрослого).

• Стремление отомстить, причинить боль родителям, для которых доверие - ценность

• Привлечение внимания, в особенности, когда они убеждены, что должны совершить что-то по-настоящему плохое, чтобы родители занялись ими.

Рекомендуемое поведение:

Прежде всего, следует распознать цель подобного поведения, после чего уместно откровенное и открытое обсуждение с ребенком, того, почему он пришел к убеждению, что красть или лгать — выгодно. Нельзя пытаться не замечать таких проблем или стараться справится с ними, действуя окольными путями.

Часто родители не сознают того, что они сами учат детей лгать, когда это выгодно, и какие трудные ситуации они создают этим. Вот лишь некоторые примеры:

1. Составление записок с вымышленными уважительными причинами пропуска ребенком школьных занятий.

2. Просьба к ребенку ответить на телефонный звонок, сказав звонившему, что родителя нет дома.

3. Совет ребенку солгать о своем возрасте для того, чтобы сэкономить на билет в кино или для того чтобы получить работу.

4. Наставление ребенка отрицать что-то для того, чтобы избежать неприятностей.

5. Ложь в случае не выполнения данного ребенку обещания.

6. Хвастовство тем, как родителю удалось обхитрить продавца или схитрить на налогах.

7. Отказ признаться в том, что совершил ошибку, когда ребенок очень хорошо знает, что родитель ее совершил.

Проблема

ТЕЛЕВИЗОР

Возможные причины:

• Дети не умеют развлекаться самостоятельно.

• Дети моделируют свое поведение по образу поведения своих родителей

Рекомендуемое поведение:

1. Составьте список программ для детей, против просмотра которых у Вас нет возражений.

2. Согласуйте временя и длительность (как в школьные дни, так и в выходные)разрешенного просмотра телевизора.

3. В соответствии с предыдущими двумя положениями позвольте детям выбирать программы, которые они хотели бы просмотреть.

4. Заверьте детей, что спустя неделю или две, план будет пересмотрен, что обеспечит гибкость в выборе программ.

5. Если дети в одно и то же время хотят смотреть разные программы, посоветуйте им договориться об очередности выбора передач. Еще одна возможность решения этой проблемы — запись одной из программ на видеокассету, чтобы другой ребенок смог посмотреть ее позднее.

6. Из всего вышесказанного могут быть сделаны исключения для очень специфичных случаев. При этом следует проявлять осторожность, чтобы любая желаемая программа с легкостью не приписывалась к разряду «особых», чтобы перехитрить сложившуюся систему.

7. Согласуйте с детьми санкции за нарушение вышеуказанных положений:

8. Если ребенок решил смотреть телевизор больше положенного времени, то за это ему придется расплатиться полным запретом просмотра телевизора на следующий день

9. Если нарушение принятых положений происходит часто, то полностью должен быть запрещен просмотр телевизора в течение обговоренного промежутка времени. В качестве такого промежутка предлагается неделя.

Проблема

ПОРЯДОК

Возможные причины:

• Дети берут за образец отношение к порядку своих родителей.

• Родители считают, что не следует обременять детей домашними обязанностями.



Рекомендуемое поведение:

Требуется время для того, чтобы приучить ребенка соблюдать порядок, показать ему, что делать и как делать. Вначале родитель может предложить помощь ребенку в уборке комнаты, постели, в поддержании порядка, но как только ребенок поймет, что и как делать, то родителю отстраниться от помощи ребенку.

Если существуют проблемы с уборкой, то можно предложить использовать систему «ящика-хранилища». Перед этим следует обсудить эту систему с ребенком и побудить его принять обязательство хранить все личные вещи в своей комнате или в своей части комнаты, если он проживает в одном помещении вместе с другими детьми. При невыполнении данного соглашения любой предмет, который ребенок оставил не на своей территории, родитель уберет, так чтобы ребенок не смог его найти. Вскоре ребенок заметит, что у него нет нижнего белья, одежды, игрушек и т.д. Через неделю, прошедшую со времени изъятия предмета, родитель предлагает ребенку подумать над ситуацией и принять решение о своих дальнейших действиях. Если ребенок выбирает заботу о своих вещах, то нужно поостеречься совершать или говорить что-то такое, что вызвало бы у ребенка чувство неудобства или стыда за перемену решения. Если он в дальнейшем нарушит обязательство, то родитель снова должен повторить логичное последствие, но теперь на более длительный период.

Подобный способ работы с этой проблемой будет эффективен только в случае, если родители будут последовательны, не станут спорить с ребенком и напоминать ему о том, что может случиться. Если их беспокоит, что подумают родственники или соседи, когда они увидят, в какой грязной одежде ходит ребенок, то стоит подумать, что для них важнее — преодолеть трудности и правильно воспитать ребенка или хорошо выглядеть в глазах других людей?

Проблема

ПРОБЛЕМЫ С ЕДОЙ

Отказ от еды

Возможные причины:

• Результат чрезмерной обеспокоенности родителей тем, что едят их дети, сколько и как едят.

• Ребенок манипулирует родителем с помощью еды с целью добиться желаемого.

Рекомендуемое поведение:

В решении этой проблемы можно достичь хороших результатов, если родители четко установят время приема пищи, предварительно обсудив его с детьми. При этом следует сказать детям, что если они откажутся есть, то что предложено, то им придется ждать следующего времени приема пищи —они не смогут ничего перекусить. Можно даже запереть холодильник или комнату с продуктами на замок до той поры, пока в них не появится надобность. Кроме того, может быть целесообразно хранить на полках или в холодильнике только минимальное количество еды. Правда, в результате этого родителям придется ходить в магазин почти ежедневного, через несколько недель такой жертвы будет виден прекрасный результат.

Есть дети, которые отказываются от приема какой-то определенной пищи. Мы советуем при подаче к столу этого вида пищи (например, картофеля) сказать ребенку: «Я знаю, что ты не любишь картошку, поэтому я не буду ее тебе подавать», — и перейти к следующему по очереди человеку. Скорей всего ребенок будет удивлен таким с ним обращением. По началу его это скорее обрадует, однако ему не понравится, что его игнорируют. После нескольких дней такой процедуры ребенок не сможет больше этого выносить и, скорей всего, заявит: «Я передумал. Я хочу немного картошки». Не следует углубляться в обсуждение этой темы. Просто положите ему картофеля и скажите, что если он опять передумает, то вы всегда рады под него подстроиться. На следующий день можно спросить ребенка, будет он есть картофель или нет? После чего действуйте в зависимости от его ответа — положите ему картофеля или пропустите его тарелку. Не должно быть никаких дальнейших дискуссий. Этот подход — некое подобие Адлеровского «плевка в суп». Такая методика сводит «на нет» все удовольствие, получаемое ребенком от капризного поведения, поскольку никто не обращает на это внимания.

Если родители замечают, что ребенок из еды делает игру, то они должны предоставить ребенку выбор — или сейчас же все доесть, или отказаться от еды и ждать следующего приема пищи. Следует сказать ребенку: «Если ты сбросишь еду на пол или прольешь на стол, или если ты будешь слишком долго есть, то мне придется отобрать у тебя пищу, а тебе придется ждать, когда мы в следующий раз сядем есть». Как только ребенок продолжит свое баловство, родитель должен молча убрать пищу и высадить ребенка из-за стола. Никакие крики, угрозы или просьбы не должны повлиять на действия родителя. Если родитель окажется непоследовательным, то ребенок все время будет эмоционально им манипулировать и постарается использовать отвратительное поведение до тех пор, пока родитель не уступит. Важно, чтобы родители не испытывали жалости к ребенку или не чувствовали вины перед ним из-за того, что отобрали у него еду. Если позже ребенок приходит и жалуется на чувство голода, то родители должны отнестись к ребенку по-дружески, но спокойно и твердо сказать: «Да, ты должно быть голоден, но тебе придется подождать до следующего времени приема пищи». И до этого момента действительно не следует позволять ребенку перекусывать. Эта техника окажется эффективной только в случае, если родители уверены в том, что они делают и понимают, что ребенок, если он по-настоящему голоден, будет есть обычную пищу.



Проблема

УТРЕННИЙ ПОДЪЕМ

Возможные причины:

• Желание заставить родителей заниматься ими.

• Демонстрация власти над родителем.

Рекомендуемое поведение:

Мы советуем родителям дать ребенку будильник, научить его с ним обращаться, показать, как его нужно выставить на определенное время (или, если ребенок еще очень мал, самому выставить на нужное для него время), как его выключать, когда он зазвонит. Гораздо чаще проблема связана с родителем, а не с ребенком.

Родители, чей ребенок заставляет ему прислуживать, и которые годами будили своего ребенка (каждый день участвуя в одной и той же борьбе), настаивают на том, что ребенок просто не услышит будильника и продолжит спать, или просто не встанет с постели и в конечном итоге, опоздает в школу. Такое может случиться в первый день, или, в некоторых случаях, два дня подряд. Но мы редко встречали детей, которые не принимали бы на себя ответственность за подъем и самостоятельную подготовку к школе, когда поняли, что игра закончилась, и родители больше не будут брать на себя эту ответственность. Особенно склонны проявлять «глухоту к родителям» при утреннем подъеме и отказе просыпаться подростки. По большей части это подростки, которых родители будили на протяжении всего времени, посещения школы. Они считают это родительской обязанностью, и обижаются, когда родители неожиданно отказываются им прислуживать. Если родители будут последовательны в своем отказе будить их по утрам и не станут вступать с ними в борьбу, то дети, с неохотой, но примут на себя эту обязанность.

Проблема

ОТХОД КО СНУ

Возможные причины:

• Борьба за власть.

• Привлечение родительского внимания

Рекомендуемое поведение:

Существует ряд способов, с помощью которых родители могут предотвратить такие трудности:

1. Обсудите с детьми время, когда они должны быть в своих комнатах, или в той части комнаты, где они спят (в случае, если у них нет отдельной комнаты).

2. В том, что касается времени, когда они должны разойтись по своим комнатам, дети обязаны соблюдать установленное соглашение. Однако решение вопроса о том, когда им ложиться спать следует предоставить самим детям (пункт, который некоторым родителям трудно принять). Большинство детей ложатся спать вскоре после того, как они уходят в свои комнаты, поскольку теперь они не получают внимания от родителей.

3. Скажите детям, что Вы расскажете им сказку или поговорите с ними, когда они лягут в постель, но установите время, по истечении которого уже не станете этого делать.

4. Перед тем как удалиться в свои комнаты, дети должны сходить в туалет.

5. Поставьте стакан с водой возле кровати.

6. Если ребенок начинает что-то просить, выйдя из своей комнаты, проигнорируйте это, делая вид, что Вы их не слышите.

7. Если ребенок войдет к родителям, возьмите его твердо за руку и препроводите обратно в спальню. Возможно, эту процедуру за один вечер придется повторить несколько раз, но мы смеем Вас уверить, что это не продлится долго.

8. Не позволяйте себе проверять, уснул ребенок или нет.

Проблема

ПРИГОТОВЛЕНИЕ УРОКОВ

Возможные причины:

• Приготовление уроков — поле битвы, на котором ребенок постоянно одерживает верх над родителями.

• Привлечение родительского внимания.

• Избалованность и неспособность сделать что-то самостоятельно

Рекомендуемое поведение:

Выполнение домашнего задания — это обязанность ребенка, и родитель не должен в это вмешиваться. Дети, привыкшие полагаться на родителей, сидящих рядом с ними во время выполнения домашнего задания, обычно в школе не выполняют работу, пока рядом с ними не сядет учитель. У ребенка должно быть специально выделенное время, которое не вызывает у него возражений, и в течение этого времени ребенок должен выполнять домашнюю работу. Если ребенок не понимает что-то, то родитель может ему помочь, но это должно занимать несколько минут, после чего, как только ребенок понял, что делать, родитель должен оставить ребенка одного. Если ребенок не выполняет домашнего задания, то учитель должен применить те логичные последствия, которые, как он считает, подходят к данному случаю. Следует предупредить об этих логичные последствиях ребенка, и родитель не должен чинить в этом препятствие учителю. В конце концов, если ребенок знает, в чем заключаются логичные последствия и, тем не менее, по-прежнему не делает домашнего задания, то эти последствия — его выбор.

Дети, у которых в школе была плохая успеваемость на протяжении нескольких лет, обычно настолько отстают от программы, что они не в состоянии выполнить задаваемую работу. Такие дети, обычно, слишком горды, чтобы признаться в в своей неспособности выполнить домашнее задание, и прикрываются плохим поведением или тем, что они ненавидят этот предмет, что слишком устали или что выполнят задание позднее. Нужно объяснить ребенку, отчего у него возникла такая проблема, помочь ребенку не испытывать за это стыда и не считать себя глупым. Можно, например, сказать: «Ты не работал на протяжении длительного времени. Поэтому вполне естественно, что ты не можешь понимать, как выполнить задание, для которого требуются дополнительные знания и навыки. Не сравнивай себя с детьми, которые знают, как ее выполнить. Они на протяжении всех классов систематически трудились. Это не значит, что они умней, чем ты. Ты просто отстал от них, вот и все. Ты сможешь нагнать свой класс, если захочешь немного больше трудиться. Можно пригласить для тебя репетитора, который будет приходить к нам домой и начнет работу с тобой с того места, где ты остановился, с места, где ты чувствуешь себя по этому предмету уверенно. И постепенно ты догонишь класс».

Проблема

КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ

Рекомендуемое поведение:

Карманные деньги должны выдаваться ребенку без всяких условий, в качестве проявления понимания его потребности в каком-то количестве денег и для того, чтобы дать ему возможность научиться обращению с деньгами. Ребенку должно быть разрешено тратить эти деньги без отчета о том, как они были потрачены. Следует договориться об определенном дне выдачи карманных денег ребенку. Если ребенок предпочтет потратить деньги в первый же день, то никакие упрашивания не должны поколебать решение родителя выдавать карманные деньги только по определенным датам. Не поощряется выдача денег взаймы. в счет будущего поступления, поскольку это мешает обучению ребенка правильно обращаться с деньгами. Если же деньги были выданы преждевременно, то родители должны вычесть эту сумму из следующей выплаты. Не следует путать карманные деньги ребенка, с деньгами, которые он получает на конкретные цели, такие, например, как покупка школьного завтрака, оплата проезда в автобусе и т.д. Также не следует их путать с оплатой за выполненную для родителей определенную работу, на которую они обычно кого-то нанимают, как, например, мытье окон, стрижка газона или мытье машины.

Источник: "Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания"

Купить книгу







Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Мещанова Светлана Николаевна

Мещанова Светлана

Психолог, гештальт-консультант, работаю в интегративном подходе, индивидуально со...
Психолог Ребриева Александра Александровна

Ребриева Александра

Гештальт-консультант, Арт-терапевт, семейный психолог
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Савельева Дарья Сергеевна
Консультация по Skype

Савельева Дарья

Сертифицированный гештальт-терапевт, работаю с взрослыми в личной формате
Психолог Максакова Елена Васильевна

Максакова Елена

1 высшее - Психолог-педагог 2 высшее - Консультирующий психолог (заканчиваю обучение в...
Психолог Афанасьева Ольга Михайловна
Консультация по Skype

Афанасьева Ольга

Практический психолог. Творец изменений. Мастер НЛП. Специалист по эриксоновскому гипнозу.
Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍