Наше прошлое формирует наше настоящее и влияет на наше будущее. Во многом, тормозя наше развитие. Мы как тот кот, всю жизнь дуем на сметану.
Пару лет назад я сунула указательный палец в работающий блендер. Потом три дня ходила, держа руку над головой - никак не могла остановить кровь. Палец давно зажил, чувствительность восстановилась - но я заметила, что почти им не пользуюсь. Часто, беря какой-нибудь предмет левой рукой, отвожу палец в сторону, как будто он еще болит.
Стремление обезопасить себя от неприятных переживаний заставляет нас почти бессознательно избегать ситуаций, хотя бы отдаленно напоминающих те, которые эти переживания вызвали.
Социальная среда, в которой мы выросли, создала клетку, внутри которой мы привыкли двигаться. Когда мы были маленькими, любые наши попытки убежать или хотя бы раздвинуть ее границы жестко пресекались взрослыми. Это не про плохо или хорошо, это про факт жизни. Но беда в том, что с тех пор мы носим эту клетку с собой. И когда мы лишь только приближаемся к воображаемой решетке, внутри сразу начинают звучать голоса из прошлого, останавливающие нас на полпути. И мы останавливаемся.
Приведу
отрывок из письма юной девушки:
"
В нашей школе вообще могли сильно отругать за любую шалость, вообще почти за все ругали и не хвалили даже тогда, когда было за что хвалить. Я запомнила ярче всего этот эпизод. Помню, как ругали моих одноклассников, взывая "Ну как вы можете?", одна так вообще язвительно притыкала тем, что мы красиво танцуем:" Танцевать-то вы умеете, еще б учились так, как танцуете". Другая, тем что красимся. Любой прикол - мы расскажем об этом родителям. Меня саму с сестрой постоянно сравнивали, причем не в мою пользу. Сестра тогда была скромной очень, застенчивой, сидела на уроках серьезной и молчаливой. А я, напротив, когда только перешла из начальной школы в старшую, очень активной была, смеялась, веселилась часто, выходила к доске, даже не знаю точного решения, могла поспорить с учителем. И вот они сравнивали буквально все! Как сижу, как говорю, хотя это не их дело, как учусь. Одни учителя тогда очень сильно полюбили меня, говорили "ты как звездочка в этом классе", другие, наоборот, считали меня легкомысленной и вообще было видно, что они предпочитают "тихих", те, кто отмалчиваются. Первые, увы, довольно быстро ушли из школы и остались в основном только злобные, ворчащие преподаватели, которые индивидуальность, непосредственность осуждали и в любимчиках имели самых молчаливых, которые сидят весь урок вообще никак не высовываясь. Тогда, я думаю, и поселилась мысль, что быть веселым, смешным, быть собой - это плохо. Надо быть скучным, молчащим и т.п. И вообще мы все такие плохие."
Знакомо?
Наш характер,
наше мировосприятие формируются через опыт, который мы приобрели пережив то, что с нами случилось. И "хорошее", и "плохое". События, которые с нами произошли, приобретают определенную окраску именно в свете этого опыта. То есть мы смотрим в прошлое из своего настоящего, и видим там не все, а только то, что запечатлелось, что наложило свою печать на нашу личность. Некоторые, особенно травмирующие события не запомнились, от них осталось лишь впечатление, отпечаток.
По каким-то причинам, наша Душа приняла решение усвоить именно этот опыт - можно объяснять это наследственностью, акцентуацией характера, психологической предрасположенностью - но факт остается фактом: разные люди переживают одни и те же обстоятельства по-разному. Одних они убивают, а других делают сильнее.
Можно ли сегодня "передумать" и принять решение извлечь другой опыт из того, что уже произошло? Можно ли изменить свое прошлое?
Я убеждена, что можно.
У меня есть знакомый, неисправимый врун. Врет он мастерски, красочно, в подробностях. Через некоторое время он уже искренне не помнит, как было на самом деле и переубеждать его совершенно бессмысленно. Он помнит только то, что он по этому поводу рассказывал. У этой его особенности есть обратная сторона: понятие внутренней честности для него не существует. Можно понять кто ты есть только будучи абсолютно честным с самим собой - но этому невозможно научиться, продолжая врать окружающим. Тем не менее, это человек реально умеет менять свои воспоминания, а значит - и свое прошлое. Ведь прошлого больше нет, оно живет только в наших воспоминаниях.
Я не предлагаю вам учиться врать. Но можно научиться придумывать свое прошлое.
Давайте попробуем.
Сначала
решите, что бы вы хотели в себе изменить, какое качество вы хотели бы приобрести. (Подсказываю: сейчас очень модно повышать самооценку и уверенность в себе. Но, возможно, это моя проекция.)
Пусть, например, это будет таки
повышение самооценки.
Низкая самооценка формируется, когда ребенок не может соответствовать ожиданиям родителей, когда родители
• обесценивают его достижения, говоря что-то типа: "ну то, что ты умеешь это не фокус, а вот ты попробуй вот ЭТО сделать, тогда посмотрим, чего ты стоишь",
• или когда ребенка постоянно сравнивают с кем-то не в его пользу,
• или когда заставляют сделать то, что ему не по силам,
• или ругают за то, в чем он не виноват,
• или просто мало хвалят.
(Впоследствии мы начинаем это все делать сами с собой.)
Вспомните ситуацию из своего детства, когда вы чувствовали себя недооцененными, несправедливо обиженными.
Представьте, что вы смотрите фильм, а на экране ваши воспоминания обретают "плоть и кровь" - вы видите в подробностях то, что с вами произошло тогда, и испытываете те же чувства. При этом не имеет никакого значения, так ли это было на самом деле - все участники этого события помнят совершенно разное. Важно, что помните именно вы.
А теперь
попробуйте переиграть ситуацию: вы режиссер, и можете заставить всех действующих лиц, и самого себя в том числе произносить совершенно другой текст и совершать совершенно другие действия. Вы можете полностью изменить сценарий по своему усмотрению.
Как бы сейчас, из вашего настоящего вам бы хотелось, чтобы все произошло тогда? Пусть на вашем "внутреннем экране" все произойдет именно так. И - это важно! - прислушайтесь к себе, как вам это отзовется.
Я очень
не рекомендую менять события в сторону "отыгрывания" негативных эмоций, мести и тому подобное. Не стоит причинять зло близким. Сначала хотела сказать "даже в воображении", но подумала, что вернее будет "особенно в воображении". Позвольте своим близким сделать по отношению к вам то, что вам хотелось бы. А себе - то, что не смогли сделать тогда.
Если после очередной "пробы", вы почувствуете, что что-то внутри стронулось, вам стало комфортнее, увереннее, повторите этот эпизод. Можете это делать до тех пор, пока испытываете приятные ощущения от просмотра этой версии событий.
Понаблюдайте,
повлияло ли изменение воспоминания на вашу текущую жизнь. Стало ли легче делать то, что раньше не получалось? Изменилось ли внутреннее состояние?
А потом повторите эксперимент.
911family.ru