articles
"Будьте внимательнее к себе", "попробуйте позаботиться о себе", - те фразы, которые психологи часто повторяют клиентам и которые не менее часто вызывают сопротивление в терапии. Многие из нас выросли в культуре, в которой воспитание было тесно связано с принуждением, а контроль преподносился как то, что делается во имя нашего блага. Так, например, родители могли заставлять нас ходить в нелюбимую школу, ругать или наказывать за плохие оценки и не воспринимать всерьёз то, что по-настоящему увлекало нас и приносило нам радость. Из такой модели воспитания впоследствии вырастает модель отношения человека к самому себе. Если он не привык к тому, что его балуют и радуют, а привык к вечным требованиям и упрёкам, аналогичным образом он будет относиться к себе и поступать с собой. Так, он может ограничивать себя в радостях жизни, не позволять себе получать удовольствие, перегружать себя заботами и обязанностями.
Позиция гиперконтроля над собой требует огромного напряжения и забирает немало сил, которые могли бы направиться в конструктивное русло, если бы были освобождены. Но из позиции гиперконтроля кажется, что стоит только немного расслабиться, и все дела пойдут плохо, начнутся проблемы, а люди вокруг отвернутся, поскольку не смогут выдержать такого напора искренности и спонтанности. И, действительно, если человек привык постоянно держать себя в узде, перепроверять все мелочи и детали, он живёт в модусе такого внутреннего напряжения, которое опасно подвергать мгновенной разрядке. Поэтому от оков контроля лучше освобождаться постепенно, поэтапно подвергая их критике и позволяя себе с каждым разом вести себя чуть более свободно.
Невнимание к себе, неумение распознавать свои потребности, отсутствие мотивации заботиться о себе приводят к тому, что человек теряет контакт со своими чувствами и смыслами. Живущий в модусе гиперконтроля человек руководствуется не своими желаниями и не тем, что приносит ему радость, а навязанными ему извне долженствованиями. Он стремится быть хорошим для всех, что само по себе невозможно, и невыполнимость этой задачи приводит к экзистенциальному кризису, эмоциональному вакууму и переживанию бессмысленности жизни. Иногда вместо того, чтобы заниматься собой, человек начинает пытаться устроить и наладить чью-либо ещё жизнь, что в результате редко приводит к конструктивному результату как для него самого, так и для окружающих его людей. И, напротив, игнорируя заботу о себе, человек ожидает её от других, но другие не всегда могут и хотят брать её на себя.
Чтобы освободиться от гиперконтроля и позволить себе жить в своё удовольствие, в первую очередь, важно осознать проблему, её причины и следствия. Причины этой проблемы часто уходят корнями в стиль воспитания, который был применён к страдающему такой проблемой человеку, и ложные убеждения по поводу контроля. Например, кому-то может казаться, что, стоит ему ослабить контроль, и он распустится, начнёт творить какие-то непотребства, обижать других людей и разрушать свою жизнь. Но между безрассудством и спонтанностью есть значительная разница, а свободное и открытое проявление себя не равно саморазрушению или ущемлению прав других людей.
Следствием проблемы чрезмерного самоконтроля и отказа себе в удовольствиях и радостях жизни являются чувства тоски, серости и скуки, а также более глобальное экзистенциальное чувство непрожитой жизни или проживаемой не-своей жизни. Так, человек может из года в год делать то, что ему не нравится, - ходить на нелюбимую работу, прокрастинировать занятия своими хобби и новые проекты. Скрытой выгодой такого сценария является поддержание статуса кво, за перспективой потери которого стоит страх, что за свободой неизбежно последует наказание, как это было в детстве. И, чтобы освободить себя, важно осознать, что детство давно прошло, а те установки, которые были актуальны тогда, в конкретной ситуации и с конкретными целями, утратили свой смысл в настоящей ситуации. Когда-то, возможно, родительские запреты и предписания помогали человеку чувствовать себя безопасно, однако они не могут быть распространены на всю оставшуюся жизнь, ведь она постоянно меняется, как меняемся и мы сами, когда учимся приспосабливаться к окружающей нас среде более гибко и творчески.
Начать жить в своё удовольствие не означает пуститься во все тяжкие, предаться вредным привычкам и стать антисоциальным элементом. Напротив, человек, позволяющий себе быть в контакте с собственными потребностями и чувствами, вряд ли будет испытывать необходимость в том, чтобы забыться, затуманить сознание, уйти в какую-либо зависимость или деструктивное поведение. Жить в своё удовольствие также не означает жить исключительно текущим моментом, игнорируя прошлое и будущее. Напротив, жизнь в своё удовольствие предполагает синтез времён, в котором мы можем опираться на прошлое и думать о будущем с заботой о себе, чтобы продлить текущий момент радости.
Чтобы начать жить в своё удовольствие, в первую очередь, важно научиться принимать, любить, уважать и ценить себя. На практике это значит, что любая наша потребность имеет значение, любое чувство требует внимания, а любое усилие или стремление к росту достойно похвалы и подкрепления, даже если мы пока ничего не делаем и только лежим в направлении роста. Жить в своё удовольствие - значит, позволить себе быть нужным, прежде всего, самому себе вместо того, чтобы посвящать свою жизнь поиску одобрения и высоких оценок других.