articles Статьи по психологии » 【Важные темы】
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Как не заразиться смертью? или психоанализ утраты.



Утрата, смерть близкого  - самое худшее, что может случиться с человеком.  Огромное горе, тяжесть, которую нужно поднять и перенести через значительный отрезок времени. ПЕРЕ-НЕСТИ. ПЕРЕ-ЖИТЬ.  Или - оказаться раздавленным этим грузом до конца своих дней. Очевидно, что человек в этот период остро нуждается в профессиональной помощи. И так же очевидно, что задача психотерапевта здесь необычайно сложна. Причем на всех уровнях - на поведенческом - что делать, когда ничего не поделаешь? На когнитивном - как понять смерть? На эмоциональном - как сопереживать в том, что невыносимо? И главное - как все-таки помочь человеку, переболев утратой, вернуться в реальность живым и здоровым?

                Зигмунд Фрейд : В чем же состоит работа, проделываемая печалью? ... исследование реальности показало, что любимого объекта больше не существует, и реальность подсказывает требование отнять все либидо, связанные с этим объектом.  

То есть - РАССТАТЬСЯ с ним. И расстаться не только с ним, а с его любовью к тебе... И с твоей любовью к нему, наполняющей каждую его и твою клеточку, мысль, ощущение, действие.

                Против этого поднимается вполне понятное сопротивление, - вообще нужно принять во внимание, что человек нелегко оставляет позиции либидо даже в том случае, когда ему предвидится замена. Это сопротивление может быть настолько сильным, что наступает отход от реальности и объект удерживается посредством галлюцинаторного психоза, воплощающего желание...

         Этот этап переживания утраты называется стадией отрицания. Об утраченном объекте говорят - он/она все время со мной! Чувствуют его рядом с собой, разговаривают с ним, видят во сне каждую ночь.  Хранят его вещи на прежних местах, ждут встречи с ним... Потом постепенно, шаг за шагом, капля за каплей, реальность начинает проникать в душу скорбящего и он начинает прощаться с утраченным. Шаг за шагом - с каждым воспоминанием, каждым совместным действием, каждым мгновением времени, проведенным вместе.

                Каждое из воспоминаний и ожиданий, в которых либидо было связано с объектом, приостанавливается, приобретает повышенную активную силу, и на нем совершается освобождение либидо. Очень трудно указать и экономически обосновать, почему эта компромиссная работа требования реальности, проведенная на всех этих отдельных воспоминаниях и ожиданиях, сопровождается такой исключительной душевной болью.

 

         И это боль, от которой никуда не денешься - через нее надо пройти, ПЕРЕ-НЕСТИ. ПЕРЕ-ЖИТЬ. Долго, трудно, больно. Это единственно возможный путь к выздоровлению, освобождению, возвращению к жизни. Проблема в том, что в современном мире, в нашей ментальности, человеку свойственно отметать боль, прятаться от нее или требовать средства немедленного избавления. При первых же симптомах боли, простуды, беспокойства мы хватаемся за обезболивающее всех сортов и оттенков - от таблеток до алкоголя, и в итоге в ситуации страдания  не имеем ничего своего - ни иммунитета, ни терпения.

          И в ситуации утраты человек стремится избавить себя от боли, делая вид что ее нет. А окружающие, дабы избавить себя от боли сопереживания, ему охотно подыгрывают. Под разными благовидными предлогами - я не хочу ему лишний раз напоминать! (как будто он мог забыть), - я не хочу бередить его рану! (чтобы она загноилась без перевязки), - я же все равно ничем не могу помочь! (потому что помочь нечем - нет в тебе способности выносить свою боль, где уж тут разделять чужую).

 

         И здесь перед психотерапевтам ставится сложнейшая задача - побуждать человека переживать свое горе, глядя в лицо реальности и расставаясь постепенно, по частям, с утраченным объектом, отрывая его от сердца, смиряясь с непоправимостью разлуки с ним. А ведь сойти в могилу вслед за любимым может казаться ЛЕГЧЕ. Это действительно отчасти так - не нужно сопротивляться, не нужно бороться, не нужно терпеть невыносимую боль. Можно просто махнуть рукой и угаснуть. И здесь - ищите, ищите, ищите страдающему ресурсы, ищите как воду в пустыне, перебирая пальцами каждую горстку песка! На вашей стороне - биология (инстинкт самосохранения, продолжения рода, охраны потомства, просто чувство голода), против вас зачастую культура - умереть в один день, не перенести разлуки, сгореть от любви - все это пропагандируется в произведениях искусства как красота, романтика, признаки истинной любви. И это усугубляет, усложняет задачу прощающегося - ведь расставаться с умершим означает для него не только невыносимую боль, но и предательство. Как я могу жить? Как могу радоваться? Ведь его/ее больше нет! И я не имею право ни на что, кроме скорби. Такая установка может сделать болезнь горевания хронической, человек постепенно перестанет быть собой, превратится в памятник погибшему. Что делать? Выманивать из скорби в жизнь, как испуганного зверушку из норки! Светом, теплом, вкусным запахом. Всем, что заставит тело почувствовать себя живым и рвущимся к выживанию. А тело уж потянет за собой душу...

 

         Еще одним и, пожалуй, главным осложнением в горевании можно считать амбивалентность чувств к утраченному объекту. Очень часто люди, не вышедшие в своем развитии на депрессивную позицию (Мелани Кляйн), расщепляют близких на два объекта - идеализированный (любимый) и обесцененный (ненавидимый). И, когда речь идет о родных, близких людях (родителях, детях, супругах, братьях и сестрах), один из объектов - любимый или ненавидимый - обычно вытесняется, человек как бы прячет его сам от себя. Ведь это очень трудно - признаться себе, что ты ненавидишь свою мать. Или наоборот - продолжаешь любить того, кто тебя предал и бросил, став ненавидимым объектом.

         А теперь представьте себе, что происходит, когда расщепленный объект умирает. Явную, присутствующую в сознании его часть мы с вами успешно хороним, проделав все необходимую работу горя и достигнув в ней успеха. А отрицаемый объект остается внутри, потому что О НЕМ НИКТО НЕ ЗНАЕТ. И по жизни будет двигаться человек с МЕРТВЫМ ОБЪЕКТОМ ВНУТРИ. Психика в этой ситуации подвергается тем же процессам, которым подвергается тело, какая-то часть которого (участок, орган, часть органа) - умирает. Последствия для души так же разнообразны, как и для тела (от инфаркта до гангрены) - но в своем разнообразии несомненно губительны. Самым распространенным вариантом развития событий являются онкологические заболевания. По локализации первичной опухоли можно понять, кем являлся этот мертвый объект для больного. И в итоге  грудь или матка женщины расплачиваются за расщепление в детско-родительских отношениях. А предстательная железа мужчины - за расщепление в супружестве.

         Таким образом, чрезвычайно важным здесь представляется срочное воссоединение умершего расщепленного объекта в психике человека, переживающего утрату. Возвращение облику утраченного многогранности, объемности. Задача, у решения которой серьезнейшие противники - чувство вины, которое грозит обрушиться на скорбящего, когда ему и так нелегко, и социум с его знаменитым - "о мертвых либо хорошо, либо ничего". Справиться здесь можно только при наличии хорошего рабочего альянса с клиентом, настоящей эмпатии, огромного терпения и таланта в общении. И способности вынести огромную ответственность - когда у вас в руках оказывается будущее и здоровье человека.






Об авторе статьи

`
Гунар Татьяна Юрьевна

Рейтинг психолога: 7 7

Гунар Татьяна Юрьевна

Психотерапевт психоаналитического направления
Город: Москва Стоимость приема: 1500 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Зависимости
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Секс
  •   Сновидения


Добавить новый Комментарий


Психолог Будячевская Елена Александровна

Будячевская Елена

Дипломированный психолог, специалист ДПДГ, работаю со взрослыми людьми индивидуально...
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.
Психолог Николаева Екатерина Николаевна

Николаева Екатерина

Психоаналитический психолог. Гештальт терапия. Работаю с широким набором запросов, в...
Психолог Попкова Наталья Владимировна

Попкова Наталья

3 высших образования: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Факультет иностранных языков, MBA,...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Мархотко Ольга Анатольевна
Консультация по Skype

Мархотко Ольга

Психолог
Психолог Давыдович Жанна Олеговна
Консультация по Skype

Давыдович Жанна

Дипломированный специалист. Осуществляю индивидуальное и семенное консультирование.




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍