articles Как объяснить подростку, зачем тратить время на учебу?
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Как объяснить подростку, зачем тратить время на учебу?



Вопросы школьной успеваемости и, как следствие, мотивации к учебе вообще, волнуют как родителей, беспокоящихся за будущее своих детей, так и самих детей, поскольку давление и требования к ним возрастают тем сильнее, чем ниже показатели «спокойствия» их родителей, а именно оценки. При обилии популярных жизнеописаний и примеров мегауспеха в интернете, где тиражируются истории больших достижений знаменитых личностей, зачастую бросивших престижные университеты и идущих против ожиданий близких и даже наперекор мнениям профессионалов, чтобы воплотить свои мечты, вопрос: «Зачем вообще учиться?» все чаще звучит и от самих подростков.

С одной стороны, все те примеры, о которых я упомянул, конечно же существуют. Однако следует не упускать из вида, что и успешные люди учились и осваивали новое в процессе становления, выстраивая собственные знания под конкретные практические задачи. Ведомые ЦЕЛЬЮ, ради которой они совершали свой собственный ВЫБОР, они брали на себя и полную за него ответственность. Планирование и целеполагание в собственной жизни – ключевой момент во многих таких историях, однако именно он встречается у современного школьника не так часто. Может потому и действительно успешными становится только малая часть всех мечтателей, уже «промотивированных» найти свой собственный, неповторимый путь. И я полностью согласен, что сама по себе идея самореализации бесспорно хороша, с той лишь оговоркой, что «проснулся знаменитым» пишут уже много позже, пропуская череду ОГРОМНОГО опыта из неудач и личного труда!

В этой статье я попробую на языке бизнеса показать механизм успеха и обосновать важность осознанного стремления к учебе и выстраивания собственного безбедного будущего. Надеюсь, что данная модель окажется полезной не только специалистам, работающим с детьми, но и родителям, как на начальном этапе профессионального самоопределения старшеклассников, так и в беседах с учащимися средней школы.

Зачем учиться Или формула успеха

Итак, прежде всего, что такое «успешный человек»? Возьмем, для наглядности, одну из моделей в свободном переложении (подробнее см. Р. Гандапас «Алгоритмы и скрипты успеха»). Исследуя примеры жизненных историй успешных людей в разных областях деятельности, можно прийти к определению, что успех – это профицит основных жизненных ресурсов. Все они сводятся к 4 ключевым – ВРЕМЯ (срок жизни и возможность планировать и реализовывать), ДЕНЬГИ (возможности удовлетворять свои и чужие потребности), СТАТУС (собственные ощущения своего места и положения в социуме и значимой группе, уважение и отражение значимости собственной личности) и ЭНЕРГИЯ (жизненные силы, энтузиазм, здоровье, запас прочности организма в трудовой деятельности). Для настоящего успеха важны все компоненты. Однако, в некотором смысле, их можно обменивать и использовать для компенсации недостающих. Например, до определенной степени, деньги могут помочь решить проблемы со здоровьем, и уж точно, высвободить время, которое мы затрачиваем на рутинные или повседневные дела (например, нанять водителя, чтобы использовать время в дороге, или помощника для разбора корреспонденции и т.п.) Статус может позволить заниматься теми делами, которые Вам по-настоящему интересны и которые можете выполнить только Вы, сохраняя энергию на важную область самореализации, а остальное вполне возможно и необходимо делегировать, высвобождая время… И наоборот, Ваше время возможно обменять на деньги (как в случае трудоустройства по найму), а также вкладывая собственные силы и энергию, заработать статус.

Теперь посмотрим на имеющиеся у нас ресурсы в перспективе нашей жизни, разделив ее условно на четыре возрастных этапа: детство, юность, зрелость и старость. Представим распространенный вариант течения событий (алгоритм «Банкротство»).

Детство – профицит всех ресурсов. Времени достаточно, энергии – через край, статус – самый важный для значимых фигур в жизни (не берем в расчет примеры совсем неблагополучных семей), деньги – есть и потребности ребенка удовлетворяются, даже если в семье есть сложности.

Юность (вкл. подростковый период) – один из сложнейших периодов в части статуса. Наверное можно сказать, что он самый низкий, поскольку полной самостоятельности обычно еще нет и достижений и успехов пока тоже. Есть задатки, потенциал и энергия. Ну и с временем – его еще много.

Зрелость. Времени уже меньше. Полжизни прошло. Энергии меньше, если специально не поддерживать и не укреплять свое здоровье и организм. Многие ресурсы израсходованы. Вопрос заработка (денег) и статуса. Если к этому времени они не накоплены с запасом, к старости приходим к «банкротству». Пенсионер - на иждивении государства, времени и энергии еще меньше, статус пенсионера – один из самых низких (повторюсь, если он не «выдающийся» пенсионер, заработавший свой статус с запасом раньше).

Итак, что можно сделать, каким образом перераспределить, или распорядиться собственными ресурсами, зная возможный сценарий жизни Банкрота, чтобы продержать успех (профицит основных ресурсов) до самой старости?

Детство (старт) – в профиците. Однако предполагая дефицит в деньгах и статусе, можно распорядиться временем и энергией подросткового и юношеского периодов (забрать часть) для наработки денег и/или статуса. Для этого время используется максимально для получения знаний и навыков, которые можно будет «продать», заработав деньги. В идеале время расходуется уже в подростковом возрасте на первые заработки и собственные карманные деньги, вкладывается энергия. Это значит, что оба ресурса необходимо стремиться максимально использовать для зарабатывания (набирая статус и деньги наперед). Это период совмещения карьеры и учебы, время отказа от «прожигания свободных ресурсов» – времени и энергии, для того, чтобы наработать профицит по другим ключевым показателям. В данном периоде набирается опыт работы, оттачиваются ключевые навыки. Планируя и максимально эффективно распределяя свое время и энергию в этот период жизни, возможно прийти к зрелости с заработанным статусом и деньгами, чтобы компенсировать образовавшийся минус уже по времени и энергии. Имея статус и деньги, становится возможным высвобождать ценное время, а также экономить энергию и пускать ее именно на то, что является приоритетным и личностно важным! В зрелом же периоде, имея некую компенсацию, важно не растерять и сохранить то, что есть. Укреплять и беречь здоровье (в идеале, конечно, такая привычка опять же формируется раньше) и управлять собственным расписанием, имея приоритет сохранения энергии и других ресурсов. Именно по такому пути возможно встретить старость все еще успешным и не оказаться Банкротом!

Отдельно стоит отметить, что успех часто ошибочно принимается как результат или некое состояние, достигнув которого, можно расслабиться и «начать наслаждаться жизнью». Однако в действительности, сами успешные люди чаще указывают на то, что это скорее процесс, достаточно переменчивый и «затратный» по поддержанию, а к наслаждению жизнью он относится лишь косвенно, поскольку последнее зависит от самого человека, и доступно при любом уровне ресурсов ;)






Об авторе статьи

`
Меркун Максим Григорьевич

Рейтинг психолога: 7 7

Меркун Максим Григорьевич

Психолог, семейный консультант, супервизор
Город: Санкт-Петербург Стоимость приема: 3000 рублей
  •   Дети
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Секс
  •   Семья
  •   Стресс
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий


Психолог Сизикова Виктория Викторовна

Сизикова Виктория

Интегративный психолог, сертифицированная ведущая психологических игр. Работаю с людьми...
Психолог Архипова Алина Андреевна

Архипова Алина

Когнитивная терапия, работаю индивидуально, так и с группой.
Психолог Чепурко Анна Евгеньевна

Чепурко Анна

Дипломированный психолог, интегративный психолог
Психолог Минюк Зинаида Павловна
Консультация по Skype

Минюк Зинаида

Психолог, гештальт-терапевт, работаю со взрослыми
Психолог Миронова Анна Владимировна

Миронова Анна

Интегративный психолог-консультант
Психолог Сунцов Александр Викторович
Консультация по Skype

Сунцов Александр

Сертифицированный НЛП-терапевт, провожу индивидуальные и семейные консультации,...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍