articles Как объяснить подростку, зачем тратить время на учебу?
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Как объяснить подростку, зачем тратить время на учебу?



Вопросы школьной успеваемости и, как следствие, мотивации к учебе вообще, волнуют как родителей, беспокоящихся за будущее своих детей, так и самих детей, поскольку давление и требования к ним возрастают тем сильнее, чем ниже показатели «спокойствия» их родителей, а именно оценки. При обилии популярных жизнеописаний и примеров мегауспеха в интернете, где тиражируются истории больших достижений знаменитых личностей, зачастую бросивших престижные университеты и идущих против ожиданий близких и даже наперекор мнениям профессионалов, чтобы воплотить свои мечты, вопрос: «Зачем вообще учиться?» все чаще звучит и от самих подростков.

С одной стороны, все те примеры, о которых я упомянул, конечно же существуют. Однако следует не упускать из вида, что и успешные люди учились и осваивали новое в процессе становления, выстраивая собственные знания под конкретные практические задачи. Ведомые ЦЕЛЬЮ, ради которой они совершали свой собственный ВЫБОР, они брали на себя и полную за него ответственность. Планирование и целеполагание в собственной жизни – ключевой момент во многих таких историях, однако именно он встречается у современного школьника не так часто. Может потому и действительно успешными становится только малая часть всех мечтателей, уже «промотивированных» найти свой собственный, неповторимый путь. И я полностью согласен, что сама по себе идея самореализации бесспорно хороша, с той лишь оговоркой, что «проснулся знаменитым» пишут уже много позже, пропуская череду ОГРОМНОГО опыта из неудач и личного труда!

В этой статье я попробую на языке бизнеса показать механизм успеха и обосновать важность осознанного стремления к учебе и выстраивания собственного безбедного будущего. Надеюсь, что данная модель окажется полезной не только специалистам, работающим с детьми, но и родителям, как на начальном этапе профессионального самоопределения старшеклассников, так и в беседах с учащимися средней школы.

Зачем учиться Или формула успеха

Итак, прежде всего, что такое «успешный человек»? Возьмем, для наглядности, одну из моделей в свободном переложении (подробнее см. Р. Гандапас «Алгоритмы и скрипты успеха»). Исследуя примеры жизненных историй успешных людей в разных областях деятельности, можно прийти к определению, что успех – это профицит основных жизненных ресурсов. Все они сводятся к 4 ключевым – ВРЕМЯ (срок жизни и возможность планировать и реализовывать), ДЕНЬГИ (возможности удовлетворять свои и чужие потребности), СТАТУС (собственные ощущения своего места и положения в социуме и значимой группе, уважение и отражение значимости собственной личности) и ЭНЕРГИЯ (жизненные силы, энтузиазм, здоровье, запас прочности организма в трудовой деятельности). Для настоящего успеха важны все компоненты. Однако, в некотором смысле, их можно обменивать и использовать для компенсации недостающих. Например, до определенной степени, деньги могут помочь решить проблемы со здоровьем, и уж точно, высвободить время, которое мы затрачиваем на рутинные или повседневные дела (например, нанять водителя, чтобы использовать время в дороге, или помощника для разбора корреспонденции и т.п.) Статус может позволить заниматься теми делами, которые Вам по-настоящему интересны и которые можете выполнить только Вы, сохраняя энергию на важную область самореализации, а остальное вполне возможно и необходимо делегировать, высвобождая время… И наоборот, Ваше время возможно обменять на деньги (как в случае трудоустройства по найму), а также вкладывая собственные силы и энергию, заработать статус.

Теперь посмотрим на имеющиеся у нас ресурсы в перспективе нашей жизни, разделив ее условно на четыре возрастных этапа: детство, юность, зрелость и старость. Представим распространенный вариант течения событий (алгоритм «Банкротство»).

Детство – профицит всех ресурсов. Времени достаточно, энергии – через край, статус – самый важный для значимых фигур в жизни (не берем в расчет примеры совсем неблагополучных семей), деньги – есть и потребности ребенка удовлетворяются, даже если в семье есть сложности.

Юность (вкл. подростковый период) – один из сложнейших периодов в части статуса. Наверное можно сказать, что он самый низкий, поскольку полной самостоятельности обычно еще нет и достижений и успехов пока тоже. Есть задатки, потенциал и энергия. Ну и с временем – его еще много.

Зрелость. Времени уже меньше. Полжизни прошло. Энергии меньше, если специально не поддерживать и не укреплять свое здоровье и организм. Многие ресурсы израсходованы. Вопрос заработка (денег) и статуса. Если к этому времени они не накоплены с запасом, к старости приходим к «банкротству». Пенсионер - на иждивении государства, времени и энергии еще меньше, статус пенсионера – один из самых низких (повторюсь, если он не «выдающийся» пенсионер, заработавший свой статус с запасом раньше).

Итак, что можно сделать, каким образом перераспределить, или распорядиться собственными ресурсами, зная возможный сценарий жизни Банкрота, чтобы продержать успех (профицит основных ресурсов) до самой старости?

Детство (старт) – в профиците. Однако предполагая дефицит в деньгах и статусе, можно распорядиться временем и энергией подросткового и юношеского периодов (забрать часть) для наработки денег и/или статуса. Для этого время используется максимально для получения знаний и навыков, которые можно будет «продать», заработав деньги. В идеале время расходуется уже в подростковом возрасте на первые заработки и собственные карманные деньги, вкладывается энергия. Это значит, что оба ресурса необходимо стремиться максимально использовать для зарабатывания (набирая статус и деньги наперед). Это период совмещения карьеры и учебы, время отказа от «прожигания свободных ресурсов» – времени и энергии, для того, чтобы наработать профицит по другим ключевым показателям. В данном периоде набирается опыт работы, оттачиваются ключевые навыки. Планируя и максимально эффективно распределяя свое время и энергию в этот период жизни, возможно прийти к зрелости с заработанным статусом и деньгами, чтобы компенсировать образовавшийся минус уже по времени и энергии. Имея статус и деньги, становится возможным высвобождать ценное время, а также экономить энергию и пускать ее именно на то, что является приоритетным и личностно важным! В зрелом же периоде, имея некую компенсацию, важно не растерять и сохранить то, что есть. Укреплять и беречь здоровье (в идеале, конечно, такая привычка опять же формируется раньше) и управлять собственным расписанием, имея приоритет сохранения энергии и других ресурсов. Именно по такому пути возможно встретить старость все еще успешным и не оказаться Банкротом!

Отдельно стоит отметить, что успех часто ошибочно принимается как результат или некое состояние, достигнув которого, можно расслабиться и «начать наслаждаться жизнью». Однако в действительности, сами успешные люди чаще указывают на то, что это скорее процесс, достаточно переменчивый и «затратный» по поддержанию, а к наслаждению жизнью он относится лишь косвенно, поскольку последнее зависит от самого человека, и доступно при любом уровне ресурсов ;)






Об авторе статьи

`
Меркун Максим Григорьевич

Рейтинг психолога: 7 7

Меркун Максим Григорьевич

Психолог, семейный консультант, супервизор
Город: Санкт-Петербург Стоимость приема: 3000 рублей
  •   Дети
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Секс
  •   Семья
  •   Стресс
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Панкратова Екатерина Сергеевна

Панкратова Екатерина

Психолог-консультант
Психолог Ахмедова Аида Ахмедовна

Ахмедова Аида

НЛП практик
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Тарасова Татьяна Александровна

Тарасова Татьяна

Экзистенциальный психолог, групповой терапевт
Психолог Богадевич Екатерина Леонидовна

Богадевич Екатерина

Клинический психолог, провожу индивидуальную терапию со взрослыми
Психолог Абдулхаева Лейсан Талгатовна

Абдулхаева Лейсан

Когнитивно-поведенческий психотерапевт Психотерапевт в области психосоматики...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Ракова Мария Владимировна

Ракова Мария

Дипломированный психолог, специализируюсь в когнитивно-поведенческом подходе, работаю со...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍