articles
Этот вопрос нередко встречается на психологических форумах. Кто-то спрашивает, потому как только "собирается" в терапию, а кто-то вышел из терапии и не совсем удовлетворен результатом. Так, периодически можно слышать мнения, что травмы прорабатывать бесполезно. В этой связи есть ряд ключевых моментов, которые часто теряются из поля зрения, но которые являются системными в ситуации проработки (качественного переживания) психологической травмы.
1. Собственное отношение (эмоции, мысли) к произошедшему.
Разумеется, человек, думающий об обращении к психологу, ощущает проблему, которая связана с определенным травмирующим событием, и поэтому предполагает наличие психологической травмы.
В частности, есть событие и есть влияние этого события на психику. Это взаимосвязанные, но отдельные для анализа явления.
И когда в процессе работы с психологом, выявляется та психологическая часть, которая была повреждена, тогда становится ясно, что необходимо делать, чтобы эту часть "вылечить".
При этом, травмирующее событие, которое произошло, никуда, разумеется, не денется, и воспоминания о нем останутся, так как всякое действие оставляет след.
Другое дело, что когда повреждённая часть исцеляется, то и отношение к травмирующему событию меняется (оно не вызывает тех отрицательных эмоций, которое вызывало раньше).
2. Наличие ресурса (возможностей) для осуществления нужных действий в реальной жизни.
На виду в этом ракурсе взаимодействие со специалистом (его подходом и методиками). Не на виду - реальная жизнь человека, где он реализует себя, свои качества, навыки и умения и где находится выражение его психического.
Взаимодействуя с психологом человек получает определенные понимания, осознания, положительный заряд (мотивацию), уверенность в себе, варианты действий, которые внедряет в повседневную жизнь. Это критерий успешности переживания и исцеления, но в этом моменте фокус на другом.
Важным же в этом ракурсе является то, насколько человек готов и располагает ресурсами для осуществления этих действий. Это огромная тема и на практике эти моменты выясняются тщательно, где психолог даёт реальное представление о том, за что реально браться и делать, а за что нет. Где сохранить силы и как не растерять мотивацию, чтобы достигнуть успеха.
И здесь следует отметить, что не всё зависит от самого человека. Есть обстоятельства, которые в периоде неблагоприятны для осуществления изменений. Практически, это жизненная ситуация, которая может быть просто не ресурсной. Хотя, в совсем трудных жизненных условиях, люди, как правило, не приходят прорабатывать травмы, а речь идёт о том, что следует отдавать себе отчёт, что реально осуществить и за какой период времени?
Именно действий. Так как изменения, происходящие внутри, обязаны произойти снаружи. То бишь, в ситуации восстановления здоровой психологической формы именно действия зачастую предшествуют внутренним изменениям, им способствуя.
А так как действия человек выполняет в привычных условиях (личный круг и работа) с соответствующим влиянием окружения и конкретными сложившимися годами порядками, то что именно делать и как - серьезные практические вопросы, напрямую влияющие на успешность проработки.
Из ракурса взаимосвязи изменений внутренних и внешних происходят третий и четвертый моменты.
3. Сформировать целостный образ своего здорового психологического состояния.
В ситуации, когда человек находится во власти отрицательных переживаний, испытывая разной частоты и интенсивности подавленное состояние, единственное желание - это освободится от этого состояния. И это желание совершенно естественное. Но вот именно естественное стремление к освобождению от тягостных переживаний не позволяет человеку увидеть к каким практическим изменениям оно приведёт.
Именно поэтому есть смысл понять, на какую именно сферу психологического повлияло травмирующее событие и какие адекватные проявления человека блокировало. Часто результат, который человек получает в реальной жизни в процессе и результате проработки совершенно неожиданный и возникает будто ниоткуда; хотя, само собой, причина появления чего-то "нового" лежит в освобождение того психологического ресурса, который был недоступен для реализации прежде.
В этом ракурсе, стоит отдельно отметить, что от человека не требуется понимать глубинную психологию и ориентироваться в понятийно-терминологическом аппарате какой-либо научно-психологической парадигмы.
Всё, что придётся понимать о себе, занимаясь проработкой травм и, кстати, не только травм, а также и при разрешении различных психологических противоречий, - напрямую связано и находит себя в понятиях жизненных целей и ценностей, навыков и умений, эмоций и чувствах и их понимания. И психолог в формировании такого целостного понимания обязательно содействует.
4. Определение проблемы должно быть реальным.
Травма или нет, в психологическом понимании? На самом деле, мало кто будет всерьез интересоваться тем, соответствует ли его состояние научному определению психологической травмы. И это естественно, так как если есть проблема и она мешает, то её надо решить.
Поэтому, вначале, ещё в описании первого момента мы разделили понятия травмирующего события и его влияния на психику. На что здесь следует обратить внимание?
Не обязательно, чтобы произошло сильное травмирующее событие, чтобы получить психологическую травму. На самом деле очень часто, люди говорят о травме, именно предполагая, что она была, так как чувствуют, что испытываемые состояния не являются следствием происходящего в реальной жизни.
Зачастую имеют место травмирующие события и ситуации, порой даже фоновые. Или условия жизни, угнетающие человека. И они являются травмирующими. Очень хорошо это видно через анализ отношений родителей к ребенку в детском возрасте. Разумеется, большинство увечий психика человека получает в детском возрасте, так как ребенок не имеет навыков саморегуляции, рефлексии, сформированного характера и необходимого умственного развития, - в силу возраста. И не всегда эти увечья видны. Поэтому, если не было никакого явного зла, насилия, например, то ещё не значит, что нет психологической травмы.
Это всё к тому, что когда ощущается проблема, не так важно, как мы её назовем, травма или несовершенное воспитание, например. А важно, как подходить к решению вопроса, с чем работать, на чем концентрировать внимание.
Если же были сильные травмирующие события, то тоже не всё может быть очевидно. Потому как часто за сильными потрясениями находятся также условия и обстоятельства, в которых человек находился - то есть, как он там оказался?
И иногда ответ на этот вопрос также находится в раннем возрасте, и первая травма, перекос в направлении развития именно там. И это необходимо обязательно учитывать, так как от понимания корней зависит и подход к исцелению.
Обобщая все моменты, надо сказать, что весь анализ нужен только для того, чтобы найти отражение индивидуальных изменений во вне, в реальной жизни, во взаимодействии с другими людьми. А это может потребовать определенного времени, ситуативности и обратной связи от разных людей: близких и знакомых, малознакомых и совсем посторонних. И здесь можно посоветовать быть открытым ко всему новому, как проявлениям себя по отношению к миру, так и к проявлениям мира, людей к вам
Удачи вам!