articles
В современном обществе человек, нуждающийся в помощи, оказался перед огромным выбором психотерапевтических направлений, а также парапсихологических и оккультных практик. В этой статье я не буду касаться вопросов профессионализма тех специалистов, которые относят себя к тому или иному психотерапевтическому направлению, поскольку это вопросы профессиональной этики и культуры, чему можно было бы посвятить отдельную статью. Также я не ставлю своей задачей обосновать, что психотерапия, основная на научных знаниях, лучше альтернативных методов помощи. Скажу даже больше, в конечном счете, эффективность психотерапии (психотерапии в самом широком смысле как лечебном воздействии на психику человека) во многом будет зависеть от включенности пациента в конкретный психотерапевтический миф – общий с терапевтом. Термин «миф» опять же я использую вовсе не в негативном ключе, а в том смысле, который ему придавал французский философ Ролан Барт – как особый общий язык, основанный на разделяемой носителями мифа общей идеологии. В этом смысле научно обоснованные методы психотерапии и саму науку также можно назвать мифом. И я уважительно отношусь к религии именно потому, что для определенного типа верующих людей она приносит лечебный эффект. Серьезного вмешательства сообществ, объединяющих людей, охраняющих психическое здоровье, требуют ситуации, когда миф (или псевдомиф) может серьезно навредить человеку. Но об этом в другой раз.
Что же такое психоаналитический миф? Сразу оговорюсь, что психотерапевтические мифы все очень разные по сложности, и психоаналитический миф довольно сложен. Возможно, именно поэтому психоаналитическая психотерапия и психоанализ могут быть такими долгосрочными. В этой статье я расскажу только о самих основах психоаналитического мифа. Итак, его базовым допущением является существование в психике человека бессознательных процессов. При этом основатель психоанализа австрийский врач Зигмунд Фрейд разделял в психике, помимо сознания (те мысли, чувства, желания, намерения и т.д., которые нам доступны всегда непосредственно), предсознание и бессознательное. В предсознании находится информация, которая в данный момент нам не требуется, но которая при специальном усилии (работе памяти, например) может быть легко осознана. Здесь же, в предсознании, автоматизируется наш опыт (навыки, схемы поведения и т.д.). Кстати, именно с этим уровнем работает когнитивно-поведенческая психотерапия. И, наконец, бессознательное, – поистине замечательное открытие Фрейда – хранит самый неприятный, самый травматичный наш опыт, а также те чувства и желания, которые не приемлемы с точки зрения индивидуальной морали конкретного человека. Этот опыт надежно «запечатан» (Фрейд использовал для этого термин «вытеснение» – процесс, который отправляет опыт в бессознательное, чтобы защитить психику от травматизации, а нас – от боли). Но то, что этот опыт не доступен сознанию и чаще всего не может быть легко осознан, не значит, что человек получает гарантию счастья. Бессознательное всегда себя проявляет – как в самой будничной повседневности (например, мы забываем позвонить человеку по неприятному для нас делу; допускаем забавную оговорку, которая высвечивает желание, о котором мы даже не догадываемся), так и болезненных проявлениях (нарушениях движений, частых обмороках, физических болях, всевозможных страхах, депрессии и др.). Да простое переживание своей жизни как какое-то не такое: неполное, неправильное, скучное, слишком медленное или быстрое – это тоже знаки, которым наше бессознательное пытается обнаружить для нас свое существование. Отдельное явление, в котором бессознательное себя проявляет без всякого стеснения, – это наши сновидения. Но и об этом можно было бы написать отдельную статью.
Язык бессознательного чрезвычайно сложен. Если Вы уже заметили эти знаки, которые Вы не можете расшифровать, – это первый важный шаг для выбора психоаналитического психотерапевта. Первая мысль, которая, наверняка, пришла Вам в голову, – этот психоаналитик как раз знает, как расшифровать эти знаки. Будто он владеет этим «птичьим» языком, которому сможет обучить и Вас. Это верно и неверно одновременно. Швейцарский психиатр Карл Густав Юнг, имевший весьма драматичную историю отношений с Фрейдом, ввел в психоанализ понятие «коллективное бессознательное». Он полагал, что существует универсальная система знаков в психике каждого человека. Я думаю, что отчасти он прав, и такие универсальные знаки действительно существуют; они могут быть обнаружены, например, в фольклоре. Однако это лишь малая часть этого могучего языка бессознательного, который обладает яркой индивидуальной природой. Поэтому психоаналитический психотерапевт – такой специалист, который умеет расшифровывать уникальный язык Вашего бессознательного.
Возникает еще один важный вопрос. Почему какой-то психический опыт не может быть переработан (допущен в сознание) и переходит в бессознательное? Здесь психоанализ как самая ранняя и самая разветвленная область психотерапевтической теории и практики имеет длительную историю развития. Но самое важное для психоаналитического мифа – это роль в наполнении бессознательного заботящихся о ребенке взрослых – обычно матери и отца. Те отношения или даже, правильнее, фантазии об отношениях с матерью и, в меньшей степени, с отцом, которые имеются у пациента, и выступают своего рода кодом к расшифровке индивидуального языка его бессознательного. В психоанализе особенно важными становятся ранние этапы жизни пациента и его отношения с миром в это время, которые осуществлялись через самого важного посредника и проводника – через мать. Поэтому, так или иначе, рано или поздно, в фокусе работы терапевта и пациента оказываются эти отношения.
Так как же работает психоаналитический миф? Психоаналитическая техника с виду кажется довольно простой. Пациент просто свободно говорит о том, о чем хочет, а терапевт его внимательно слушает и время от времени интерпретирует то, о чем говорит пациент, – осуществляет планомерную дешифровку языка бессознательного. За счет таких позиций терапевта и пациента складываются особые терапевтические отношения. Пациент постепенно невольно разворачивает свои бессознательные процессы в поле терапевтических отношений посредством переноса – он бессознательно наделяет терапевта чертами значимых фигур в своем опыте и привносит свои фантазии об отношениях с ними. Терапевт, в свою очередь, испытывает особые чувства в этой связи в процессе конрпереноса: он может почувствовать бессознательные переживания пациента или тех фигур, которые заботились о нем в детстве. Это именно то, что помогает терапевту расшифровать индивидуальный язык бессознательного пациента.
Например, пациент может несколько сессий (сессия – терапевтическая встреча) говорить о том, что делает ремонт в своей квартире, что каждый раз он чем-то недоволен в этом процессе, что не получается так, как ему бы хотелось. Терапевт слушает пациента и думает о том, что этими сознательными переживаниями хочет выразить бессознательное пациента. Он понимает этот ремонт не как буквальный ремонт, а символический «ремонт» психики пациента, который тот осуществляет в процессе психотерапии. Терапевт переводит то, что говорит пациент на язык его бессознательного: «Если думать о том внутреннем ремонте, который происходит здесь, то, вероятно, Вы сталкиваетесь с тем, что это трудно, происходит не так быстро, как Вам бы хотелось, что Вы недовольны и разочарованы тем, что происходит здесь, в этом кабинете, между нами». Терапевтические отношения – это то, что рождает саму возможность проявиться бессознательному пациента. Поэтому терапевт интерпретирует – расшифровывает уникальный язык бессознательного своего пациента. В другом контексте те же рассуждения пациента о ремонте могли бы означать уже что-то другое. Например, ремонт как декорирование жилища пациента и недовольство этим процессом могли бы означать его желание выглядеть в глазах терапевта более интересным и одновременный страх таковым не оказаться. Интерпретация рождается из всего массива ассоциаций, которые возникают у пациента. Поэтому психоаналитический психотерапевт преимущественно молчит и внимательно слушает, а его интерпретации редкие, но точные. Расшифровывать бессознательное – работа, которая не терпит спешки. К тому же, молчание терапевта – важное условие проявления бессознательных процессов пациента.
Это бывает больно и страшно – окунаться в свое бессознательное в тишине терапевтического молчания. Но на самом деле терапевт всегда рядом и делает свою сложную работу. Когда пациент постепенно начинает понимать свои бессознательные процессы и испытывать облегчение, возникает доверие и чувство безопасности. Ведь в бессознательном очень много чувств, иногда настолько разрушительных, что в фантазии пациента это может уничтожить терапевта. Но этого не происходит; терапевт все так же рядом и внимательно слушает, и терапевтические отношения углубляются.
В заключение этой самой общей статьи о психоаналитическом мифе я бы хотела сказать о самом сложном лично для меня как терапевта. Это, пожалуй, две основные проблемы. Первая связана с тем, что даже, если пациент сознательно понимает, что психоаналитическая терапия – это длительный процесс, его бессознательное (и даже сознание) часто оказывается разочарованным тем, что ничего как будто не происходит, хотя прошли уже месяцы терапии. Какая-то часть нас (и меня как пациента своего психоаналитического психотерапевта) строит простую схему хотя бы промежуточных результатов и склонна упрощать и идеализировать – как в детстве. И каждое преодоление такого разочарования позволяет становиться более взрослым, а мир видеть более реалистичным. Вторая проблема заключается в том, что психоаналитический миф, застывший в интерпретативных схемах, позволяет пациенту по-новому защищаться: «Теперь я знаю, что я нарциссичен, потому что мама меня не любила безусловно, поэтому моя жизнь пуста и скучна, но мое прошлое все равно не изменится, с этим нужно просто научиться жить». В моей практике это бывало в случаях, когда пациенты сталкивались с непереносимыми чувствами. И снова терапевтическое молчание может помочь этим чувствам проявиться в переносе.
Итак, терапевтические отношения – основной источник и ресурс работы психоаналитического мифа, пространство дешифровки бессознательных процессов. Это живая, очень мощная энергия, которая может наиболее эффективно работать при частоте сессий не реже 2-х раз в неделю. Таков психоаналитический миф.