articles Как стать счастливой?
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Как стать счастливой?



В этом вопросе мнения психологов расходятся. Несмотря на то, что понятие счастья для всех людей разное, принципиальных способов его достичь называют всего два:

  1. Оставайся собой, ты божественное создание и уникальная личность, наслаждайся и будь благодарной тому, что имеешь.
  2. Изменись. Стань другой. Женственной, принимающей, слабой и беззащитной. При этом держи карман шире - туда все посыплется, не растеряй.

И как теперь решить эту дилемму? Кого слушать?

Интересный взгляд на структуру человеческой психики дает К.Г. Юнг. Он говорит о нескольких составляющих нашей личности, среди которых есть  эго, Самость, анимус (анима), персона, тень.  При этом тень противопоставляется эго как нечто темное, инстинктивное, неуправляемое и отвергаемое человеком. А эго напоминает «Я-концепцию» К.Роджерса, который, критикуя психоанализ, видимо, критике подвергал наличие именно теневых  структур  личности. Я-концепция,  как относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе, примерно сопоставимо с понятием эго у К.Г. Юнга.

Формируется наша "я-концепция" в  детстве.  При этом нам очень важно быть хорошими в своих глазах и, самое главное, в глазах наших родителей, от которых, ни много ни мало, зависит наша жизнь.

Какие то личностные качества, которые одобряется нашими родителями, нами присваиваются, а какие-то отвергаются как бесполезные, или как неприемлемые, если они не одобрены старшими. Примерно так ( в упрощенном виде) и происходит дифференциация нашего эго от нашей же тени.

В концепции К.Г. Юнга Тень – это темная половина личности, которая свойственна каждому человеку и без которой он не может обходиться в реальной жизни. При этом, я бы не стала сравнивать тень с интеллектуальной и эмоциональной помойкой, в которую эго отправило всякую дрянь.  Некоторые свойства личности были туда «сосланы» по принуждению значимых близких, или по другим обстоятельствам. Темная сторона личности это – в том числе и «непознанная», «терра инкогнита».

Как определить, что спрятано там? Какие-такие сокровища там находятся, раз и показать-то их людям стыдно? Как правило, в тень мы запрятали те качества, которые мы активно осуждаем в других людях. И те качества, которым мы откровенно (или тайно) завидуем, видя их у других людей. Почему так? Да потому, что мы видим в других людях только то, что присутствует в нас самих. 

Особенности восприятия. Вспоминаем общую психологию. Мы  достраиваем образ до целого, ориентируясь на его  «кусочек». А достраиваем на основании уже имеющихся у нас представлений. И когда мы видим реакцию другого человека на какое-то событие, мы сравниваем его реакцию со своей.  Что бы мы чувствовали,  если бы мы также  реагировали на такое же событие? И далее, приписываем человеку качества, имеющиеся в нас самих. Каузальная атрибуция, как вы помните. 

Мы не всегда угадываем истинные эмоции или черты характера другого человека, зато свои-то… свои-то мы можем знать точно.  Мы их себе называем, когда судим о людях.  При этом, когда мы завидуем человеку, мы думаем примерно следующее: «Эх, жаль, что я так не могу», а когда осуждаем, то: «Совсем совести нет. А бы так никогда!». И в том, и в другом случае, мы имеем ввиду  те качества личности, которые в свое время отвергли. И которые не реализованы, не актуализированы.

Вот почему тень называют огромным ресурсом. Потому что мы сами «заперли в сундуке» добрую половину своих возможностей. Какими же из них есть возможность воспользоваться? Наверное, теми, которые туда попали «по ошибке». 

Довольно часто в изгнание отправляются жизненно важные и очень полезные способности. Например, девочка, привыкшая считать себя некрасивой, – в ее тени заперта ее красота. Или женщина, привыкшая все решать сама и все тащить на себе, – в тени скрыта ее слабость и умение принимать поддержку и заботу. А вот мужчина, привыкший отвечать за всех и за все, – в его тени спрятана его беззаботность, а также способность ставить под сомнение, так ли уж он всем обязан. Таких примеров очень много вокруг. И пока мы храним этот бессознательный материал, мы сами себя ограничиваем.  Зачастую именно в тени спрятаны ответы и возможности решить неразрешимые вопросы.

При этом отвергаемые качества,  так или иначе, проявляются в жизни человека. Ребенок, усвоивший урок, что надо делиться игрушками, а жадным быть плохо, все равно проявляет свою жадность, но только не к материальным вещам. Он становится жадным на чувства, эмоции, любовь. А в моменты нестабильности и кризисов , а, может, к старости, когда контроль сознания (эго) ослабевает, становится паталогическим Плюшкиным.

Да ладно Плюшкин. Гротескный литературный персонаж. Хотя, конечно же, было с кого писать. А как быть с известным датским сказочником? Тот, который умер девственником, и, при этом,  на смертном одре бранился так, что видавшие виды сиделки, бывавшие у постелей матросов-бесстыдников, краснели и выходили вон. Как долго подавлялось сокрытое в тени!

Вернемся к Плюшкину, оставим в покое великих.   Интегрировав жадность, признав ее чертой личности, ей можно рационально управлять. Позволять себе быть жадным в одних случаях, чтобы иметь возможность быть щедрым в других. Ведь каждое явление имеет свою противоположность, антитезу. И щедрость не может быть проявлена в полной мере, если человек ничего не хочет знать о жадности.

Поэтому, возвращаясь к дилемме о том,  как измениться, оставшись собой, я бы выбрала путь интеграции с тенью. Только тогда, когда Тень остаётся для нас неизвестной и подавляемой, она может влиять на нашу жизнь в разрушительной манере.  Подавление Тени и отрицание её существования является нормой для большинства людей западной культуры, несмотря на то, что за страхом и темнотой хранятся вещи, необходимые для счастья.

«Смертельная опасность, которой подвергается современный человек, состоит в том, что под влиянием массовых событий он может подвергнуться повторной коллективизации, превратиться в игрушку в руках сил бессознательного и в конечном счете погибнуть в процессе распада своего сознания. Аналитическая психология Юнга ведет борьбу с этой опасностью, пропагандируя принцип развития, направленного на достижение целостности с помощью индивидуации. Однако развитие, направленное на достижение целостности, предполагает установление конструктивных отношений между темной, инстинктивной стороной человеческой природы и светлой стороной, представленной сознательной психикой. Нужна новая форма гуманизма, которая позволит человеку доброжелательно относиться к самому себе и воспринимать свою теневую сторону как необходимый элемент своей творческой энергии.

        Тень не олицетворяет некую переходную стадию или «не что иное, как» инстинктивную сторону, которая рассматривается лишь как почва, в которой помещаются корни жизни. Парадоксальная тайна трансформации состоит в том, что превращение свинца в золото происходит в тени и посредством тени. И только тогда, когда человек научится воспринимать себя как создание Творца, сотворившего свет и тьму, добро и зло, он осознает свою Самость как парадоксальную всеобщность, в которой противоположности соединены так, как они соединены в божестве.

       Только тогда, когда творческая взаимосвязь света и тени получит признание и будет переживаться как основа мира сего, для человека действительно станет возможна жизнь в этом мире. И тогда единство творения и человеческого существования не разрушится под воздействием катастрофического раскола, который ставит под угрозу будущее человечества.»

Эрих Нойман. Размышление по поводу тени.






Об авторе статьи

`
Панина Ирина Николаевна

Рейтинг психолога: 7 7

Панина Ирина Николаевна

Психолог, Гипнолог, Йога-Терапевт.
Город: Москва Стоимость приема: 10000 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Вопросы психологии
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Секс
  •   Семья
  •   Сновидения


Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Афанасьева Ольга Михайловна
Консультация по Skype

Афанасьева Ольга

Практический психолог. Творец изменений. Мастер НЛП. Специалист по эриксоновскому гипнозу.




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍