articles
В этом вопросе мнения психологов расходятся. Несмотря на то, что понятие счастья для всех людей разное, принципиальных способов его достичь называют всего два:
И как теперь решить эту дилемму? Кого слушать?
Интересный взгляд на структуру человеческой психики дает К.Г. Юнг. Он говорит о нескольких составляющих нашей личности, среди которых есть эго, Самость, анимус (анима), персона, тень. При этом тень противопоставляется эго как нечто темное, инстинктивное, неуправляемое и отвергаемое человеком. А эго напоминает «Я-концепцию» К.Роджерса, который, критикуя психоанализ, видимо, критике подвергал наличие именно теневых структур личности. Я-концепция, как относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе, примерно сопоставимо с понятием эго у К.Г. Юнга.
Формируется наша "я-концепция" в детстве. При этом нам очень важно быть хорошими в своих глазах и, самое главное, в глазах наших родителей, от которых, ни много ни мало, зависит наша жизнь.
Какие то личностные качества, которые одобряется нашими родителями, нами присваиваются, а какие-то отвергаются как бесполезные, или как неприемлемые, если они не одобрены старшими. Примерно так ( в упрощенном виде) и происходит дифференциация нашего эго от нашей же тени.
В концепции К.Г. Юнга Тень – это темная половина личности, которая свойственна каждому человеку и без которой он не может обходиться в реальной жизни. При этом, я бы не стала сравнивать тень с интеллектуальной и эмоциональной помойкой, в которую эго отправило всякую дрянь. Некоторые свойства личности были туда «сосланы» по принуждению значимых близких, или по другим обстоятельствам. Темная сторона личности это – в том числе и «непознанная», «терра инкогнита».
Как определить, что спрятано там? Какие-такие сокровища там находятся, раз и показать-то их людям стыдно? Как правило, в тень мы запрятали те качества, которые мы активно осуждаем в других людях. И те качества, которым мы откровенно (или тайно) завидуем, видя их у других людей. Почему так? Да потому, что мы видим в других людях только то, что присутствует в нас самих.
Особенности восприятия. Вспоминаем общую психологию. Мы достраиваем образ до целого, ориентируясь на его «кусочек». А достраиваем на основании уже имеющихся у нас представлений. И когда мы видим реакцию другого человека на какое-то событие, мы сравниваем его реакцию со своей. Что бы мы чувствовали, если бы мы также реагировали на такое же событие? И далее, приписываем человеку качества, имеющиеся в нас самих. Каузальная атрибуция, как вы помните.
Мы не всегда угадываем истинные эмоции или черты характера другого человека, зато свои-то… свои-то мы можем знать точно. Мы их себе называем, когда судим о людях. При этом, когда мы завидуем человеку, мы думаем примерно следующее: «Эх, жаль, что я так не могу», а когда осуждаем, то: «Совсем совести нет. А бы так никогда!». И в том, и в другом случае, мы имеем ввиду те качества личности, которые в свое время отвергли. И которые не реализованы, не актуализированы.
Вот почему тень называют огромным ресурсом. Потому что мы сами «заперли в сундуке» добрую половину своих возможностей. Какими же из них есть возможность воспользоваться? Наверное, теми, которые туда попали «по ошибке».
Довольно часто в изгнание отправляются жизненно важные и очень полезные способности. Например, девочка, привыкшая считать себя некрасивой, – в ее тени заперта ее красота. Или женщина, привыкшая все решать сама и все тащить на себе, – в тени скрыта ее слабость и умение принимать поддержку и заботу. А вот мужчина, привыкший отвечать за всех и за все, – в его тени спрятана его беззаботность, а также способность ставить под сомнение, так ли уж он всем обязан. Таких примеров очень много вокруг. И пока мы храним этот бессознательный материал, мы сами себя ограничиваем. Зачастую именно в тени спрятаны ответы и возможности решить неразрешимые вопросы.
При этом отвергаемые качества, так или иначе, проявляются в жизни человека. Ребенок, усвоивший урок, что надо делиться игрушками, а жадным быть плохо, все равно проявляет свою жадность, но только не к материальным вещам. Он становится жадным на чувства, эмоции, любовь. А в моменты нестабильности и кризисов , а, может, к старости, когда контроль сознания (эго) ослабевает, становится паталогическим Плюшкиным.
Да ладно Плюшкин. Гротескный литературный персонаж. Хотя, конечно же, было с кого писать. А как быть с известным датским сказочником? Тот, который умер девственником, и, при этом, на смертном одре бранился так, что видавшие виды сиделки, бывавшие у постелей матросов-бесстыдников, краснели и выходили вон. Как долго подавлялось сокрытое в тени!
Вернемся к Плюшкину, оставим в покое великих. Интегрировав жадность, признав ее чертой личности, ей можно рационально управлять. Позволять себе быть жадным в одних случаях, чтобы иметь возможность быть щедрым в других. Ведь каждое явление имеет свою противоположность, антитезу. И щедрость не может быть проявлена в полной мере, если человек ничего не хочет знать о жадности.
Поэтому, возвращаясь к дилемме о том, как измениться, оставшись собой, я бы выбрала путь интеграции с тенью. Только тогда, когда Тень остаётся для нас неизвестной и подавляемой, она может влиять на нашу жизнь в разрушительной манере. Подавление Тени и отрицание её существования является нормой для большинства людей западной культуры, несмотря на то, что за страхом и темнотой хранятся вещи, необходимые для счастья.
«Смертельная опасность, которой подвергается современный человек, состоит в том, что под влиянием массовых событий он может подвергнуться повторной коллективизации, превратиться в игрушку в руках сил бессознательного и в конечном счете погибнуть в процессе распада своего сознания. Аналитическая психология Юнга ведет борьбу с этой опасностью, пропагандируя принцип развития, направленного на достижение целостности с помощью индивидуации. Однако развитие, направленное на достижение целостности, предполагает установление конструктивных отношений между темной, инстинктивной стороной человеческой природы и светлой стороной, представленной сознательной психикой. Нужна новая форма гуманизма, которая позволит человеку доброжелательно относиться к самому себе и воспринимать свою теневую сторону как необходимый элемент своей творческой энергии.
Тень не олицетворяет некую переходную стадию или «не что иное, как» инстинктивную сторону, которая рассматривается лишь как почва, в которой помещаются корни жизни. Парадоксальная тайна трансформации состоит в том, что превращение свинца в золото происходит в тени и посредством тени. И только тогда, когда человек научится воспринимать себя как создание Творца, сотворившего свет и тьму, добро и зло, он осознает свою Самость как парадоксальную всеобщность, в которой противоположности соединены так, как они соединены в божестве.
Только тогда, когда творческая взаимосвязь света и тени получит признание и будет переживаться как основа мира сего, для человека действительно станет возможна жизнь в этом мире. И тогда единство творения и человеческого существования не разрушится под воздействием катастрофического раскола, который ставит под угрозу будущее человечества.»
Эрих Нойман. Размышление по поводу тени.