articles
Как образы животных вписываются в нашу психику, и как нам следует относиться к ним с точки зрения психологии?
Как и исконные народы, Юнг считал животное возвышенным, «божественной» стороной психики человека. Животные живут в гораздо более тесной связи с «тайным» порядком внутри самой природы и, значительно больше, чем человек, живут в тесной связи с «абсолютным знанием» бессознательного. В противопоставление человеку, животное являет собой живое существо, которое следует своим собственным внутренним законам за пределами добра и зла. И в этом заключается превосходство животных.
Возможно, в результате подобных размышлений Мария-Луиза фон Франц выразила мысль, что предельное осуществление достигается, когда ритуал человека соответствует системе действий животного, поскольку тогда мы ощущаем абсолютную гармонию с природой. Величайшая осознанность, сказала она однажды, «напоминает возвращение к животному, но на более высоком уровне». И Юнг, и фон Франц придавали первостепенное значение изучению символизма животных и считали, что это было необходимым инструментом для правильной интерпретации образов животных, в которых они являются во снах, видениях, спонтанных рисунках, в произвольных фантазиях, активном воображении и др.
С точки зрения психологии Карла Густава Юнга мы можем сказать, что животные, когда мы встречаемся с ними в сновидениях и во время активного воображения, как правило, являются образами инстинктов. Каждое животное представляет отдельный инстинкт или, если хотите, отдельную форму проявления инстинкта. В процессе обсуждения наших животных и, в частности, характерных признаков, связываемых с ними в их мифологии, мы можем видеть, как они многогранны и что их символический смысл обязательно зависит от контекста сновидения и от ситуации, находящейся в сознании сновидца.
Обобщая взгляд на символику животных, Юнг говорит:
«Териоморфные символы являются обычными для снов и других проявлений бессознательного. Они отображают психический уровень рассматриваемого материала. Иными словами, материал погружён в бессознательное и удалён от сознания человека, подобно психике животного».
За исключением очень рациональных ситуаций, мы почти ничего не можем сделать без помощи наших инстинктов. В действительности, одним из наиболее угрожающих симптомов сегодняшнего дня является то, насколько многие люди в разладе со своими инстинктами.
Лошадь, например, часто действительно знает дорогу, в то время как всадник окончательно заблудился. Или как полезные животные в сказках и мифах спасают героя, показывая ему что-то поблизости и очевидное, что он просто не заметил; иногда они делают даже больше и показывают решение целиком. Это именно нижние инстинктивные силы в человеке оказывают помощь, когда ничто другое не помогает, когда твой разум совсем покинул тебя.
Существуют определённые сложные ситуации в жизни, когда всё, что ты узнал, всё, что ты последовательно строил, рассыпается, и ничего не помогает... Тогда люди, которые могут следовать своим инстинктам в определённых ситуациях, гораздо лучше защищены, чем всей мудростью мира - это означает, что инстинкты, можно даже сказать слепые инстинкты, путь природы, - естественным образом приведёт вас туда, куда вы должны идти.
Сегодня, в цивилизованном и культурном обществе, для многих из нас, тень прочно связана с инстинктами. Или, возможно, мне лучше сказать, что трудно получить чёткое представление об инстинктах из-за их смешения с нереализованной тенью. Конечно, мы также часто встречаем обратное явление: людей, которые в очень хороших отношениях со своими инстинктами и чья тень фактически является интеллектуальной (враг инстинктивного поведения). Их тень постоянно пытается запутать их в этой области и обмануть или разрушить их естественные реакции.
Иными словами, осознание и поглощение инстинкта никогда не может произойти внутри самих наших инстинктов, потому что когда мы действуем из аффекта или погружаемся в инстинктивное пространство, мы действуем вслепую. Если мы хотим осознать, что мы делаем, и понять и постичь смысл наших действий, то наши попытки узнать смысл следует совершать на архетипическом уровне. Поэтому, так же как реальные животные являются для нас примером образа жизни, присущего нам, мы по-настоящему можем что-то узнать об их значении, или о смысле нашей собственной жизни, через постижение того, чему абсолютное знание может научить нас через их архетипические образы.