articles Кнут или пряник? Как воспитать самодостаточного ребенка
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Кнут или пряник? Как воспитать самодостаточного ребенка



Вопрос воспитания всегда возникает у родителей, и не важно, первый это ребенок или второй, третий…

На протяжении веков в разных культурах практиковались различные методы воспитания.

Если заняться изучением этого вопроса, то можно отследить, как воспитание влияет на государство.

Большинство из нас, не задумываясь, вспомнят метафоры, используемые в речи: 
«спартанское воспитание», 
«восточное воспитание», 
«японская философия воспитания».

Стоит ли слепо копировать понравившийся метод? 
Думаю, нет, но взять на заметку отдельные моменты, стоит.

Стоит ли детей воспитывать в строгости или использовать только любовь и ласку - решать самим родителям. Ведь способ воспитания включает в себя минимум три направления:

  • метод воспитания, принятый в семье матери,
  • метод воспитания, принятый в семье отца,
  • метод воспитания, наиболее востребованный в социуме на момент рождения ребенка, если он не является неизменным на протяжении веков.

Так как же стоит воспитывать ребенка тем родителям, которые не придерживаются ни одной из школ воспитания.

Сегодня мне бы хотелось поговорить о методе одновременно строгом и добром. 
В этом методе основополагающим является то, что ребенок несет полную ответственность за свои поступки.

В каком возрасте стоит использовать понравившиеся моменты в данной методике?
Это становится возможным на той стадии, когда ребенок осознает собственное «Я» и отдельность от мамы или замещающего ее другого. Это примерно возраст трех лет. Стоит заметить, что для деток с аутизмом или другими психическими или физическими особенностями стоит подбирать индивидуальный подход, учитывая их особенности.

Очень важным является то, чтобы ребенку предъявлялись требования по возрасту, а поощрения соответствовали и были равноценными выполненной задаче.

Такой принцип воспитания базируется на взаимном уважении родителей и детей. Предусматривает естественные и логические последствия при нежелательном поведении ребенка. Такой подход в результате усиливает в ребенке чувство собственного достоинства и совершенствует его характер.

При таком подходе каждая семья будет ориентироваться на собственные особенности, так как подобный подход не предусматривает каких-то особых, кардинально новых воспитательных приемов, которые заставят вашего ребенка вести себя хорошо. По большому счету -  это новый образ жизни, в котором каждый занимает свое место – родитель не является тем, от кого ребенок зависит, он тот, кто помогает находить способы достижения и обучения.

У детей хорошо развита интуиция, и когда они чувствуют, что Вы не стремитесь подчинить их поведение, сделать их послушными и безвольными, а, наоборот, стараетесь помочь им изучить новый и незнакомый для них мир, найти выход в непонятной им ситуации, со временем они научатся находить решения сами. А Вы для них останетесь уважаемым учителем, и в будущем они готовы будут Вам помогать так, как Вы это сделали в свое время.

Почему стоит отказаться от наказаний и стоит ли отказываться вообще?   

Наказание в любой форме порождает страх. Независимо от того, каким будет наказание (лишение любимого занятия или телесное наказание), Вы можете так напугать ребенка, что результатом будет полное послушание и беспрекословное исполнение Ваших указаний, но беда в том, что это лишь видимость того, что телесное или вербальное наказание принесло желаемый результат.

Если Вы присмотритесь, как он взаимодействует с другими без Вашего присмотра, то Вы заметите, что он старается найти способы, чтобы свести счеты со своими обидчиками.

Первично скрытая агрессия и запрет на ее проявление - а в случаях наказания агрессия должна проявляться - заметна в игре ребенка с игрушками. Он может их ломать, игры могут быть агрессивными с моментами наказания, причем наказание и голос ребенка будет именно таким же, как у того, кто недавно наказывал его самого.

При наличии младших братьев, сестер, домашних животных - агрессия будет направленна в их сторону. Дети в детском саду при контакте с ребенком могут быть во влечены в разыгрывание сцен с домашним насилием.

  • Дети школьного возраста могут получать плохие оценки в школе.
  • Возможно появление необъяснимой «неуклюжести», в результате которой портятся домашние вещи.
  • В подростковом возрасте проявляется девиантное поведение.

И это далеко не полный перечень негативных реакций на наказания. При наказании ребенка Вы бессознательно подменяете внутренний контроль ребенка за своим поведением необходимостью контроля со стороны других людей. Ребенок становится зависимым от мнения и решений взрослого.

Страх, сопровождающий подобную зависимость, вызывает оцепенение и неспособность принимать самостоятельные решения. А наказание, следующее за провинностью, не оказывает никакого влияния на развитие навыка отвечать за свои поступки и действовать правильно в сложившейся ситуации. Напротив, наказывая, Вы устанавливаете такие нормы поведения, при которых провинившиеся дети учатся лгать и изворачиваться, перекладывать ответственность на других. И, как следствие, можно догадаться, что в будущем его мало будут интересовать моральные принципы.

Наказание делает ребенка либо безвольным, либо слишком упрямым, и совсем беда, когда вследствие такого воспитания ребенок становится мстительным, и во взрослой жизни начинает мстить всем без разбору. Он совершенно не задумывается о последствиях своих действий.  

Не стоит забывать и об обратной стороне наказания – это чувство собственной плохости, занижение чувства собственного достоинства, это укрепление веры в то, что действовать с позиции силы — единственный способ добиться того, чего хочешь, а для будущих женщин это выбор мужа тирана и жизнь в постоянном ожидании наказания. Для многих детские наказания влияют на выбор сексуальных предпочтений во взрослой жизни.

А возможно ли воспитание без наказания,
и не воспроизводите ли Вы сценарий собственного детства?

В следующий раз, когда Вам захочется наказать малыша, задайте себе несколько вопросов:

  • Почему вы решили наказать своего ребенка?
  • Соответствует ли требование, которое Вы ему предъявляете, уровню его развития, возможностей?
  • Не подталкивают ли Вас к наказанию зло и обида совсем на другого?
  • Не делаете ли Вы это из мести? И кому тогда Вы таким образом мстите?
  • Не действуете ли Вы, исходя из собственной беспомощности?
  • Чему на самом деле я хочу научить своего ребенка прямо сейчас, наказывая его?

Задав себе эти вопросы, подумайте - может, Вам стоит обратиться за помощью к специалисту.

Почему поощрение должно соответствовать действию?

Почему не всегда срабатывает метод подарка за хорошее поведение? К сожалению – это еще один подход, создающий зависимость поведения ребенка от внешних факторов. Подарки, используемые как «приманка» или «подкуп» ради того, чтобы добиться от ребенка желаемого поведения, неизменно приводят к обратному результату.

Со временем постоянные подарки могут перерасти в призыв: ничего не надо делать до тех пор, пока мне что-нибудь не подарят. Хорошее поведение за подарки мешает развитию внутреннего чувства уверенности в себе и тормозит потребность в личной инициативе.

Так как же стоит воспитывать ребенка?

Пожалуй, самым важным будет научить ребенка брать на себя ответственность за достижение желаемых результатов от своих действий. Важно в раннем возрасте на примерах, маленьких и безопасных с точки зрения взрослого, но значимых и важных для ребенка, осознавать правильность (или неправильность!) собственного выбора.

Ведь выбор, сделанный самим ребенком, может принести ему как радость, так и несчастье. Только так можно научиться жить, со временем усложнятся задачи и требования, но навыки и опыт, постепенно приобретенные с раннего детства, помогут Вашему ребенку принимать наиболее правильные решения.  Дети, как и взрослые, ведут себя плохо в тех случаях, когда они ощущают свое бессилие и неуверенность в себе. Можно ли наказать человека, который с детства себя считает ничтожеством?

Важно быть помощником для ребенка, направлять его и показывать новые для него способы достижения цели. Если цель ребенка нарисовать цветок, то, возможно, Вам стоит показать разные цветы на улице, на картинках, видео, посмотреть, как рисуют цветы художники, рассказать малышу строение цветка, но не заумно, по-научному, а в соответствии с его возрастом и пониманием. В таком случае Вы не только расскажете, как нарисовать цветок, но и обогатите внутренний мир ребенка. Спрашивайте, какой цветок он хочет нарисовать, какого цвета, почему такой цветок и цвет он выбрал, НО рисовать он должен сам. 

Самым важным в подобном методе воспитания является Ваша способность доверять самому ребенку и его способностям. Для родителя важно по достоинству ценить своих детей, не занижать их способности и делать все за них. Позвольте им нарисовать свой, пусть совсем и не похожий на настоящий, цветок. Позвольте им делать свои ошибки, и Вы будете поражены тем, чего Вы и Ваш ребенок сможете достичь в собственном развитии, а как следствие, и в этом мире.






Об авторе статьи

`
Федоренко Галина Александровна

Рейтинг психолога: 7 7

Федоренко Галина Александровна

Психоналитик. Групповой аналитик. Арт-терапевт.
Город: Москва Стоимость приема: 4000 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Дети
  •   Зависимости
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Секс


Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Ванюшина Инна Александровна

Ванюшина Инна

Клинический психолог, гештальт-терапевт. Специализация «Психосоматика женского здоровья»
Психолог Ахмедова Аида Ахмедовна

Ахмедова Аида

НЛП практик
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Богадевич Екатерина Леонидовна

Богадевич Екатерина

Клинический психолог, провожу индивидуальную терапию со взрослыми
Психолог Панкратова Екатерина Сергеевна

Панкратова Екатерина

Психолог-консультант
Психолог Абдулхаева Лейсан Талгатовна

Абдулхаева Лейсан

Когнитивно-поведенческий психотерапевт Психотерапевт в области психосоматики...
Психолог Ракова Мария Владимировна

Ракова Мария

Дипломированный психолог, специализируюсь в когнитивно-поведенческом подходе, работаю со...
Психолог Тарасова Татьяна Александровна

Тарасова Татьяна

Экзистенциальный психолог, групповой терапевт




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍