articles
В основе когнитивно-поведенческой терапии лежат два подхода: бихевиоральный (поведенческий) и конитивный.
Джозеф Вольпе определял поведенческую терапию, как применение экспериментально установленных принципов научения для целей изменения неадаптивного поведения. Неадаптивные привычки ослабевают и устраняются, а адаптивные - возникают и усиливаются. Здесь не поднимается вопрос, почему возникают неадаптивные привычки, акцент делается на том, как их изменить и трансформировать эти привычки. Достаточно избавить человека от мешающих симптомов - и будет устранена болезнь.
Когнитивная терапия возникла в связи с деятельностью Джорджа Келли, который разработал метод репертуарных решеток. Келли заметил, что люди попадают в плен категорий неэффективного мышления, и задача терапии - расшатать эту конструкцию и научить клиента эффективному мышлению.
Есть и более ранние работы, похожие на когнитивный подход: например, Дюбуа работал с неправильными представлениями у пациентов при помощи сократического диалога (клиент в ходе диалога сам приходил к выводу о том, что его мышление неправильное). В данном подходе очень важна активность самого человека, чтобы он считал, что сам пришел к выводу о своей неправильности.
С течением времени когнитивные и поведенческие терапевты объединив свои усилия создали новое направления, который назвали, когнитивно-поведенческая терапия и сформулировали основные принципы данного напрвления:
- не обращаться к прошлому, работают с настоящим (поведением или мышлением);
- рассматривать терапию, как на процесс научения (новым способам поведения или мышления);
- включить в практику терапии домашние задания, чтобы между встречами пациенты практиковали в жизни новые способы поведения или мышления;
- делать акцент на практике, не слишком увлекаясь теоретизированием.
Одними из наиболее известных представителей данного направления являются Аарон Бек и Альберт Эллис. Они оба начинали свою психотерапевтическую деятельность в рамках психоаналитического направления, но со временем разочаровались в его эффективности и решили создать терапию, которая решала бы проблемы клиента за достаточно короткий промежуток времени.
Аарон Бэк работал с депрессиями и обратил внимание, что у людей часто звучали темы поражения. Он решил, что депрессия развивается у тех, у кого негативный взгляд на настоящее, безнадежное ощущение будущего, а также сниженное чувство собственного достоинства. Работа с депрессивными пациентами привела Бэка к созданию программы, включавшей, помимо когнитивных методов, ряд приемов из поведенческой терапии (ролевая игра, домашнее задание).
Альберт Эллис (рационально-эмотивная терапия, РЭТ) считает, что тревога, чувство вины и депрессия вызываются не психотравмирующей ситуацией, а тем, как люди воспринимают эту ситуацию. Потому в процессе терапии он пытается понять, какие мысли наносят ущерб личности ("самопоражающие мысли"). Предполагается, что такие мысли пациент приобрел в результате неправильного научения, и надо заменить их на более реалистичные при помощи моделирования, поощрения и логики.
Таким образом, можно сказать, что часто симптомы душевных расстройств связаны с неправильной переработкой информации о себе и окружающем мире. То есть задача - коррекция неадаптивных мыслительных схем.
Говоря другими словами, на людей действует не обстоятельство, а их отношение к обстоятельствам. Ни у кого из нас нет объективного восприятия, все мы воспринимаем реальность через собственные фильтры, посредством которых мы толкуем те обстоятельства в которых мы оказываемся. У каждого человека индивидуальная эмоциональная реакция на одни и те же обстоятельства. В соответствие с этим возникает гипотеза о том, что между ситуацией и реакцией есть промежуточное звено, т.е. есть некоторое толкование ситуацией, которое вклинивается между ситуацией и эмоцией, т.е. каждый из нас дает свою оценку одного и того же обстоятельства.
При терапии депрессий этот вид терапии дал высокие результаты. У больных депрессией часто встречаются три паттерна негативных оценок: негативные оценки себя, окружающего мира, и будущего. Конкретно это выражается в том, что больные считают себя неполноценными, обладающими многочисленными моральными, интеллектуальными и физическими недостатками, безвольными, беззащитными. Они считают, что мир к ним жесток, предъявляет к ним чрезмерные требования, ставит непреодолимые препятствия на пути к достижению жизненно важных целей, что будущее не сулит им никаких радостей, всем будет только хуже, и часто единственный способ ускользнуть от этого безрадостного будущего - это суицид.
В подобных рассуждениях присутствуют следующие логические ошибки:
Задача психотерапевта - выявить подобные неадаптивные паттерны и вместе с пациентом найти путь их преодоления (с опорой на личный опыт пациента, на результаты научных исследований).
Бек и Эллис сумели добиться того, что улучшение состояния происходило в течение нескольких месяца. Когда речь идет о пребывании больного в клинике, лечение идет на фоне фармакотерапии антидепрессантами, но не смотря на это когнитивно-поведенческая терапия улучшает показатели лечения.
Основные принципы работы в рамках когнитивно-поведенческого подхода:
а) Мишенью терапевта является и поведение, и восприятие человеком своих действий и мира, т.к. одно влияет на другое.
б) Терапевт не интересуется прошлым, вызвавшим данную симптоматику, т.к. все равно никто не знает подлинных причин.
в) Целью терапии является не изучение ситуации, а избавление от симптома. Если человек научился неврозу, невротическому поведению, то может и разучиться.
г) Используют методы, разработанные как когнитивными терапевтами (исследование рационального и иррационального, воображение, ролевые игры, проигрывание паттернов поведения, жестов, поз), так и поведенческими (систематическая десенсибилизация, т.е. пугающий стимул разбивается на много непугающих и предъявляется вместе с техниками релаксации, наводнение/имплозия, т.е. переизбыток пугающего стимула.