articles Когнитивно-поведенческая терапия: возникновение, развитие, основные постулаты
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Когнитивно-поведенческая терапия: возникновение, развитие, основные постулаты



   В основе когнитивно-поведенческой терапии лежат два подхода: бихевиоральный (поведенческий) и конитивный.

    Джозеф Вольпе определял поведенческую терапию, как применение экспериментально установленных принципов научения для целей изменения неадаптивного поведения. Неадаптивные привычки ослабевают и устраняются, а адаптивные - возникают и усиливаются. Здесь не поднимается вопрос, почему возникают неадаптивные привычки, акцент делается на том, как их изменить и трансформировать эти привычки. Достаточно избавить человека от мешающих симптомов - и будет устранена болезнь.

     Когнитивная терапия возникла в связи с деятельностью Джорджа Келли, который  разработал метод репертуарных решеток. Келли заметил, что люди попадают в плен категорий неэффективного мышления, и задача терапии - расшатать эту конструкцию и научить клиента эффективному мышлению.

      Есть и более ранние работы, похожие на когнитивный подход: например, Дюбуа работал с неправильными представлениями у пациентов при помощи сократического диалога (клиент в ходе диалога сам приходил к выводу о том, что его мышление неправильное). В данном подходе очень важна активность самого человека, чтобы он считал, что сам пришел к выводу о своей неправильности.

     С течением времени когнитивные и поведенческие терапевты объединив свои усилия создали новое направления, который назвали, когнитивно-поведенческая терапия и сформулировали основные принципы данного напрвления:

- не обращаться к прошлому, работают с настоящим (поведением или мышлением);

- рассматривать терапию, как на процесс научения (новым способам поведения или мышления);

- включить в практику терапии домашние задания, чтобы между встречами пациенты практиковали в жизни новые способы поведения или мышления;

- делать акцент на практике, не слишком увлекаясь теоретизированием.

      Одними из наиболее известных представителей данного направления являются Аарон Бек и Альберт Эллис. Они оба начинали свою психотерапевтическую деятельность в рамках психоаналитического направления, но со временем разочаровались в его эффективности и решили создать терапию, которая решала бы проблемы клиента за достаточно короткий промежуток времени.


   Аарон Бэк работал с депрессиями и обратил внимание, что у людей часто звучали темы поражения. Он решил, что депрессия развивается у тех, у кого негативный взгляд на настоящее, безнадежное ощущение будущего, а также сниженное чувство собственного достоинства. Работа с депрессивными пациентами привела Бэка к созданию программы, включавшей, помимо когнитивных методов, ряд приемов из поведенческой терапии (ролевая игра, домашнее задание).

    Альберт Эллис (рационально-эмотивная терапия, РЭТ) считает, что тревога, чувство вины и депрессия вызываются не психотравмирующей ситуацией, а тем, как люди воспринимают эту ситуацию. Потому в процессе терапии он пытается понять, какие мысли наносят ущерб личности ("самопоражающие мысли"). Предполагается, что такие мысли пациент приобрел в результате неправильного научения, и надо заменить их на более реалистичные при помощи моделирования, поощрения и логики.

    Таким образом, можно сказать, что часто симптомы душевных расстройств связаны с неправильной переработкой информации о себе и окружающем мире. То есть задача - коррекция неадаптивных мыслительных схем.

    Говоря другими словами, на людей действует не обстоятельство, а их отношение к обстоятельствам. Ни у кого из нас нет объективного восприятия, все мы воспринимаем реальность через собственные фильтры, посредством которых мы толкуем те обстоятельства в которых мы оказываемся. У каждого человека индивидуальная эмоциональная реакция на одни и те же обстоятельства. В соответствие с этим возникает гипотеза о том, что между ситуацией и реакцией есть промежуточное звено, т.е. есть некоторое толкование ситуацией, которое вклинивается между ситуацией и эмоцией, т.е. каждый из нас дает свою оценку одного и того же обстоятельства.

     При терапии депрессий этот вид терапии дал высокие результаты. У больных депрессией часто встречаются три паттерна негативных оценок: негативные оценки себя, окружающего мира, и будущего. Конкретно это выражается в том, что больные считают себя неполноценными, обладающими многочисленными моральными, интеллектуальными и физическими недостатками, безвольными, беззащитными. Они считают, что мир к ним жесток, предъявляет к ним чрезмерные требования, ставит непреодолимые препятствия на пути к достижению жизненно важных целей, что будущее не сулит им никаких радостей, всем будет только хуже, и часто единственный способ ускользнуть от этого безрадостного будущего - это суицид.

    В подобных рассуждениях присутствуют следующие логические ошибки:

    - неучет вероятностных принципов устройства мира (положительные и отрицательные варианты развития событий равновероятны);
    - произвольные умозаключения, не следующие законам формальной логики (сверхобобщения на основе реальных фактов);
    - возможность того, что некоторые недостатки могут быть очаровательными и важными.

       Задача психотерапевта - выявить подобные неадаптивные паттерны и вместе с пациентом найти путь их преодоления (с опорой на личный опыт пациента, на результаты научных исследований).

     Бек и Эллис сумели добиться того, что улучшение состояния происходило в течение нескольких месяца. Когда речь идет о пребывании больного в клинике, лечение идет на фоне фармакотерапии антидепрессантами, но не смотря на это когнитивно-поведенческая терапия улучшает показатели лечения.

Основные принципы работы в рамках когнитивно-поведенческого подхода:

а) Мишенью терапевта является и поведение, и восприятие человеком своих действий и мира, т.к. одно влияет на другое.

б) Терапевт не интересуется прошлым, вызвавшим данную симптоматику, т.к. все равно никто не знает подлинных причин.

в) Целью терапии является не изучение ситуации, а избавление от симптома. Если человек научился неврозу, невротическому поведению, то может и разучиться.

г) Используют методы, разработанные как когнитивными терапевтами (исследование рационального и иррационального, воображение, ролевые игры, проигрывание паттернов поведения, жестов, поз), так и поведенческими (систематическая десенсибилизация, т.е. пугающий стимул разбивается на много непугающих и предъявляется вместе с техниками релаксации, наводнение/имплозия, т.е. переизбыток пугающего стимула.






Об авторе статьи

`
Надеждин Сергей Алексеевич

Рейтинг психолога: 10 10

Надеждин Сергей Алексеевич

МГУ им. Ломоносова Факультет психологии | Институт психотерапии и клинической психологии - Когнитивно-поведенческая терапия, психолог-консультант | Институт Психоанализа - Психологическое бизнес-консультирование. Профессиональный коучинг
Город: Москва Стоимость приема: 5000 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Дети
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Секс
  •   Семья


Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...
Психолог Афанасьева Ольга Михайловна
Консультация по Skype

Афанасьева Ольга

Практический психолог. Творец изменений. Мастер НЛП. Специалист по эриксоновскому гипнозу.
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Радченко Виталий Сергеевич
Консультация по Skype

Радченко Виталий

Практический психолог, психолог-психотерапевт, консультант. Являюсь адептом...
Психолог Гасанова Нармина Эльхан

Гасанова Нармина

Психолог-консультант , работаю в интегральном подходе
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Терехина Алла Леонидовна
Консультация по Skype

Терехина Алла

Дипломированный,практикующий психолог.Психоанализ.экзистенциальный анализ,логотерапия
Психолог Уваров Кирилл Аркадьевич

Уваров Кирилл

Практический психолог, Психолог -консультант. IMTT терапевт




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍