articles
А.И.Аверьянов
КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ОБЩЕНИИ
С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Общение является ключевой характеристикой профессиональной деятельности социального педагога. Достижение любой цели – воспитательной, профилактической, образовательной, просветительской и др. невозможно без знаний основ коммуникации, соответствующих умений и навыков.
Общеизвестно, что профессия педагога, как и любая другая из системы «человек-человек», является наиболее стрессогенной. Помимо множества социальных и психологических причин, делающих ее таковой, важнейшими, на наш взгляд, являются ответственность, частота общения и непредсказуемость ее субъектов. Как известно, ощущение власти над событиями и возможность самому контролировать их очень важны для психологического и физического здоровья человека. Педагог же всегда находится в ситуации полной или частичной неопределенности: коллеги, дети, их родители – «субстанции» подвижные, изменчивые, эмоциональные и по существу мало прогнозируемые. Поэтому педагоги нередко эмоционально выгорают, подвержены различного рода профессиональным деформациям. В конечном итоге страдают не только они, но и все субъекты образовательного процесса. Другими словами, под удар ставится их психологическое здоровье.
Согласно определению А.Г.Созонтова, психологическое здоровье – это состояние субъективного, внутреннего благополучия личности, обеспечивающее оптимальный выбор действий, поступков и поведения в ситуациях ее взаимодействия с окружающими объективными условиями, другими людьми и позволяющее ей свободно актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности [15]. В широко распространенном адаптационном подходе (О.В.Хухлаева, Г.С.Никифоров) психологически здоровый человек характеризуется как успешно адаптирующийся и имеющий гармоничные отношения с окружающими. То есть мы видим, что в качестве существенных признаков психологического здоровья выделяется взаимодействие и отношение человека с другими людьми.
В связи с этим мы предполагаем, что одной из главных причин возникновения у педагогов стрессогенных эмоций (тревожность, страх и др.) выступает недостаточно развитая коммуникативная компетентность. Педагог не знает как общаться с той или иной категорией детей, коллег, родителей, не умеет эффективно разрешать возникающие конфликты, не может справиться с собственными эмоциями и чувствами.
Важнейшей сферой профессиональной деятельности социального педагога является общение с родителями учащихся. По единодушному мнению студентов-практиков Социального института МГПУ, работа с родителями представляется им как наиболее сложная и напряженная. Также считают и 72% студентов, не имеющих опыта общения с родителями. Ожидание встречи с родителями, как и сама встреча, - практически всегда стресс для педагога.
Последние годы поменялась философия взаимодействия педагога с родителями. Еще несколько десятилетий назад миссия педагогов виделась в том, чтобы учить родителей, контролировать их действия, указывать им на их ошибки в воспитании детей, а основной формой общения родителей с педагогом выступал монолог последнего, включающий в себя, как правило, оценку ребенка (в основном его негативного поведения или недостатков при обучении). Опыт родителей при этом полностью игнорировался.
В настоящее время в связи с переходом на личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком признается приоритет семейного воспитания над общественным. Поскольку индивидуальность ребенка изначально формируется в семье, воспитательная работа в образовательном учреждении не может строиться без учета этого фактора. Семья, родители, таким образом, становятся полноправными субъектами образовательного процесса.
Традиционно выделяют несколько направлений взаимодействия социального педагога с родителями: психолого-педагогический мониторинг, психолого-педагогическая поддержка, психолого-педагогическое образование родителей и совместная деятельность педагогов и родителей.
Необходимость взаимодействия педагогов и родителей, создания единой воспитательной среды вызваны заботой об индивидуальном развитии ребенка, раскрытии его потенциальных возможностей, сохранении его здоровья. Для этого родители и педагоги сегодня нуждаются в выстраивании партнерских взаимоотношений [10, c. 78-79].
Социальный педагог осуществляет посредничество между образовательным учреждением и семьей ребенка. Он должен хорошо знать семью, родителей, особенности домашней жизни учеников, характер взаимоотношений в семье, отношение родителей к успехам или неудачам своих детей. Понятно, что чем шире информация о семье, тем больше у социального педагога возможностей эффективного педагогического влияния на родителей и учеников. А еще обладание информацией о семье позволяет педагогу быть тактичным в обсуждении некоторых вопросов [5, c. 58].
Основная специфика общения социального педагога с родителями заключается в том, что ему следует всегда учитывать, что в центре внимания находится их ребенок, и, соответственно, оценки и требования со стороны педагога кажутся им, как правило, субъективными и не соответствующими действительности. Родители практически всегда (явно или неявно) находятся на стороне своего ребенка. Понимание социальным педагогом данной специфики предъявляет к его коммуникативным компетенциям совершенно определенные требования. Прежде чем мы рассмотрим их, определимся с понятиями.
Что понимается под коммуникативной компетентностью (КК) в современной психологии? В различных источниках коммуникативная компетентность рассматривается как:
- способность выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать на публике, принимать решения, устанавливать и поддерживать контакты, справляться с разнообразием мнений и конфликтов, вести переговоры, сотрудничать и работать в команде (Суханова, 2003);
- компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента (Зимняя, 2004);
- умение вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться (Селевко, 2004);
- способность достигать желаемых результатов в общении с людьми, избегая при этом нежелательных эффектов (Головко, 2004);
- владение коллективной профессиональной деятельностью и приемами профессионального общения, как сформированность социальной ответственности за результаты своей деятельности (Маркова, 1995);
- совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения (Петровская, 1989);
- знание культурных норм, этикета и ограничений в деловом общении; владение разнообразными коммуникативными, интеркактивными, перцептивными, презентационными умениями и навыками, вербальными и невербальными средствами общения; моделями, стратегиями, эффективным стилем и формам взаимодействия; техниками убеждающего и внушающего воздействия на партнеров; умение устанавливать обратную связь (Панфилова, 2006).
Раскрывая сложность данного понятия, ряд психологов отмечают, что «традиционно коммуникативная компетентность понимается как способность человека успешно взаимодействовать с другими, достигать в общении желаемых результатов. В коммуникативной литературе КК трактуется как способность взаимодействовать эффективно с учетом особенностей ситуации. В соответствии с этим выделяют два основных критерия КК: эффективность и уместность (приемлемость, соответствие, адекватность).
Под эффективностью понимается результативность, продуктивность, успешность коммуникативных действий – способность человека продвигаться в ходе разговора к желаемой цели и получать значимый для него результат.
Компетентный коммуникатор – это прежде всего тот, чьи действия эффективны, кто осознает свои намерения и цели и умеет их реализовывать, владеет необходимыми для этого вербальными и невербальными средствами.
Под уместностью коммуникативных действий понимается их соответствие условиям данной коммуникативной ситуации. Уместность действий предполагает умение учитывать весь контекст коммуникационного взаимодействия и адаптироваться к нему: принимать во внимание и корректировать, с кем вы входите во взаимодействие, в каком месте-пространстве, в какое время, каковы взаимоотношения между участниками, как данное взаимодействие повлияет на эти взаимоотношения в дальнейшем и т.д.
Проблематичность второго критерия, однако, в том, что он весьма субъективен… Разные участники и наблюдатели ситуации могут иметь свои представления об уместности (соответствии, адекватности) поведения и, исходя из того, по-разному оценивать коммуникативную компетентность. В целом следует помнить, что ни один из критериев сам по себе, в отдельности не является достаточным в оценке коммуникативной компетентности [9, c. 118-119].
Указанные критерии КК нередко сочетаются в коммуникативном поведении: проявление одного предполагает проявление другого. Однако могут возникать и такие ситуации, когда человек действует весьма эффективно – активен, инициативен, добивается успеха, но при этом игнорирует или подавляет интересы других. Или наоборот: человек активно сориентирован на других, помогает им решать их задачи, отставляя в сторону собственные.
Применительно к нашей проблематике, стоит сказать, что во взаимодействии двух сторон – социального педагога и родителя – желательно, чтобы каждая из них была ориентирована на взаимовыгодное сотрудничество, на выстраивание паритетных взаимоотношений.
Говоря о контекстности и ситуативности коммуникативного процесса, вспоминается высказывание М.К.Мамардашвили «Искусство жизни заключается в том, чтобы жить "кстати"». Если социальный педагог будет учитывать в своем взаимодействии с родителями учащихся и понимать максимально большое количество контекстов, а далее, соответственно, использовать адекватные, уместные коммуникативные приемы – приемы «кстати», - то оно будет эффективным и успешным. Для этого педагогу следует изучать и стараться иметь как можно более точное представление о семье конкретного ребенка.
Западные психологи Р. и К. Вердерберы выделяют пять основных контекстов, в которых происходит процесс коммуникации.
«Физический контекст – местоположение, условия окружающей среды (температура, освещение, уровень шума), физическое расстояние между участниками и время суток.
Социальный контекст – назначение события, а также уже существующие взаимоотношения между участниками.
Исторический контекст – связи, сформировавшиеся между участниками в предыдущих коммуникационных эпизодах и влияющие на понимание в текущей ситуации.
Психологический контекст – настроения и чувства, которые каждый из собеседников привносит в общение.
Культурный контекст – убеждения, ценности, отношения, социальная иерархия, религия, роли групп и понятие о времени» [2, с. 16-17].
Перечислив основные контексты и раскрыв их краткое содержание, становится очевидно, каким многосложным и многослойным оказывается любой акт коммуникативного взаимодействия между социальным педагогом и родителем.
Коммуникативная компетентность, по мнению Е.Сидоренко, включает в себя коммуникативную способность, коммуникативные умения и коммуникативное знание [14, с. 60]. Коммуникативную способность она трактует как природную одаренность в общении и как коммуникативную производительность. Есть люди, согласно ее утверждению, коммуникативно одаренные с рождения, «гении общения».
Многочисленные биокоммуникативные исследования подтверждают, что многие личностные качества, определяющие наше коммуникативное поведение (экстравертность-интравертность, социабельность, склонность к масштабным групповым празднованиям, страх публичного выступления или склонность к выступлениям, авторитарность, ассертивность, способность к самомониторингу и др.), имеют генетическую основу и зависят от нашей биохимической и гармональной организации (от 30 до 50%) [18, c.132].
Вместе с тем мы понимаем, что человек способен к изменениям на протяжении всей своей жизни через обучение и самообучение, а потому он вполне способен сформировать у себя необходимые ему коммуникативные умения.
Коммуникативное знание – это знание о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития, какие существуют коммуникативные методы и приемы, какое действие они оказывают, каковы их возможности и ограничения, какие методы оказываются эффективными в отношении разных людей и разных ситуаций. Это также знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны именно в моем исполнении, а какие – не эффективны [14, с. 60-61].
Коммуникативная компетентность – это прежде всего поведенческая характеристика человека, оценка качества его действий. Основой коммуникативной компетентности выступают конкретные коммуникативные умения – способность применять в коммуникативной ситуации вербальные и невербальные приемы, тактики, техники.
Коммуникативная компетентность социального педагога предполагает огромное количество умений. Большинство коммуникативных умений – сложные умения, включающие в себя множество других умений.
Е.Сидоренко выделяет пять основных умений, необходимых человеку для успешной коммуникации:
- умение услышать другого человека;
- умение понять другого человека;
- умение выражать свои мысли и чувства;
- умение действовать соответственно своему пониманию;
- умение регулировать эмоциональное напряжение во взаимодействии с другим человеком [14, с. 68].
Гарантом эффективности работы социального педагога с родителями являются:
1) установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками (вместо установки «родитель – враг, соперник»);
2) доброжелательное отношение к ребенку и родителям (вместо обвиняющей позиции педагога);
3) заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка (вместо формального отношения, «для галочки»);
4) системный характер работы с родителями (вместо спонтанных, «одноразовых» мероприятий).
Выделим наиболее общие правила взаимодействия социального педагога и родителей:
· говорить на понятном родителям языке, без употребления специальной терминологии;
· быть конкретным, отвечать непосредственно на поставленный вопрос;
· быть активным (родители не должны брать интервью у педагога);
· учитывать эмоциональное состояние родителя;
· отказаться от поучений, нотаций, высокомерия; разговаривать с позиций партнерства;
· предварительно планировать содержание беседы с родителем;
· быть доброжелательным;
· защищать интересы родителя, а не становиться инструментом в руках администрации, других сотрудников;
· сохранять конфиденциальность информации, полученной от родителей.
Что может помешать социальному педагогу выстроить эффективные отношения с родителями? Прежде всего, это:
· незнание техник общения;
· жесткие ожидания по отношению к родителям;
· оценивание родителей;
· директивная позиция по отношению к родителям;
· суетливость, состояние истерики, излишняя эмоциональность педагога в ответ на слова и действия родителей;
· использование стереотипов, установок, затрудняющих общение;
· приписывание родителям своих представлений и ожиданий (проекция);
· агрессивность, напористость;
· равнодушие, унылость [10, c. 82-83].
Остановимся более подробно на некоторых ключевых коммуникативных знаниях и умениях социального педагога, которые потребуются ему в его профессиональной деятельности, в частности, в работе с родителями учащихся.
Умение слушать. Социальному педагогу следует, прежде всего, овладеть приемами активного (рефлексивного) слушания, к которым относятся повторение, уточнение, перефразирование, отражение чувств, резюмирование и метод пробных вопросов. Эти приемы помогают сосредоточить внимание слушающего на партнере, «разговорить», услышать и понять его. В ряде случаев оказывается полезным также использовать нерефлексивное (пассивное) слушание (См. подробнее: Сидоренко, 1989).
Умение понять другого человека. Понимание – процесс весьма сложный, требующий немалых знаний, усилий и проницательности. Чтобы понять другого, необходимо быть по отношению к нему внимательным – к его поведению, словам, жестам, интонациям, мыслям и чувствам; слушать его, уметь встать на его позицию и взглянуть на ситуацию его глазами, уважительно и доброжелательно воспринимать его личность, проявлять спонтанность, открытость и эмпатийность в отношениях с ним.
Огромную роль в процессе восприятия и понимания социального педагога и родителей играет компетентность в области невербальной коммуникации. Традиционно невербальная коммуникация включает в себя несколько систем знаков: оптико-кинетическую (жесты, мимика, пантомимика); паралингвистическую (качество голоса, его диапазон, тональность) и экстралингвистическую (включение в речь пауз, покашливаний, плач, смеха, слез и др., темп речи); организацию пространства и времени коммуникативного процесса; визуальное общение, или «контакт глаз»; ольфакторную систему (совокупность запахов). Каждая из указанных систем чрезвычайно сложна и заслуживает пристального внимания и изучения.
В частности, социальному педагогу следует знать о пространственно-временной организации общения с родителями. Основатель проксемики Э.Холл зафиксировал нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0-45 см); персональное расстояние (45-120 см); социальное расстояние (120-400 см); публичное расстояние (400-750 см). Каждое из них свойственно особым ситуациям общения.
Чрезвычайно важной характеристикой общения выступает контакт глаз. Частота обмена взглядами, их длительность, смена статики и динамики взгляда, избегание его и др. – все это содержит в себе неоценимую информацию для партнеров по общению. К примеру, в русской культуре чаще принято смотреть в глаза друг другу, - это свидетельствует об интересе к собеседнику и вызывает доверие к нему.
На основе анализа вербальных и невербальных характеристик, проявляющихся в процессе коммуникативного взаимодействия, можно попытаться определить коммуникативный тип собеседника. А.П.Панфилова выделяет три таких типа: «мыслитель» (когнитивный тип), «собеседник» (эмоционально-коммуникативный тип) и «практик» (практический тип).
Структура поведения |
«Мыслитель» |
«Собеседник» |
«Практик» |
Источник информации (сенсорика) |
Ощущения черпает внутри себя |
Ощущения получает в общении с другими людьми |
Ощущения черпает в практических действиях и результатах |
Тип решения возникающих проблем, задач |
Необходимые сведения ищет в письменных источниках |
Сведения добывает в общении с другими людьми |
Предпочитает организовывать «мыслителей» и «собеседников» |
Особенности мышления |
Строгая логика и доказательность мыслительных конструкций |
Отсутствие строгой логики в мышлении, опора на мнение других людей |
Строгая логика с ориентацией на мнение других людей |
Особенности принятия решений |
Трудно переубедить, изменить уже выработанную идею, мысль |
Легко изменяет собственную мыслительную конструкцию в пользу благополучия группы |
Любой принятое решение отстаивает до конца, даже если оно оказалось неверным |
Эмоциональная потребность |
Потребность в уединении в тяжелую минуту |
Потребность в людях в тяжелую минуту |
Потребность в действиях в тяжелую минуту |
Динамичность и прогностичность эмоциональных переживаний |
Непредсказуемость и неровность эмоциональных реакций |
Эмоциональная ровность и предсказуемость |
Средняя степень ровности и предсказуемости |
Проявление переживаний |
Скрытность чувств |
Эмоциональная выразительность и открытость |
Эмоциональная несдержанность |
Походка |
Угловатость, неуклюжесть движений, вялось походки |
Плавная походка |
Энергичная походка |
Позы |
Угловатость, напряженность позы |
Расслабленность позы |
Уверенность в осанке |
Жестикуляция |
Либо отсутствует, сдерживается, либо скованная |
Богатая, разнообразная |
Решительные манеры |
Мимика |
Явно не выражена, высокий самоконтроль |
Часто соответствует внутренним переживаниям |
Выразительная, артистичная |
Речь |
Замедленность, слабая выразительность речи, тихий голос |
Легкая, мягкая манера общаться |
С трудом приглушаемый голос, резкие и четкие фразы |
Диагностика коммуникативного типа позволит социальному педагогу выбрать такую технику общения, которая в конкретной ситуации будет способствовать достижению поставленной цели, продуктивному осуществлению его намерений [11, с.149-151].
Вместе с тем, между социальным педагогом и родителем в процессе взаимодействия могут возникнуть различные барьеры: возрастные, социальные, этнокультурные, профессиональные, индивидуально-личностные.
Возрастные барьеры: к этой категории относятся проблемы, обусловленные возрастом социального педагога.
Социальные барьеры могут возникнуть при работе с родителями из крайних социальных слоев: с высоким статусом и уровнем дохода и соответственно с очень низким.
Этнокультурные барьеры. В современной России социальный педагог должен освоить навыки, необходимые для работы с родителями, принадлежащими к различным этническим группам. Но прежде всего нужно осознать, что на деятельность педагога влияют и его собственные культурное происхождение, ценности, убеждения.
Профессиональные барьеры возникают часто вследствие профессиональной деформации личности педагога. Это может проявляться как в использовании сугубо профессиональной лексики, мало понятной родителям, так и в утрате чувствительности к ним. Социальный педагог должен быть способен начинать взаимодействие, исходя из опыта родителей, отталкиваясь от того, что им известно, что для них значимо, чего они хотят. Как ни странно, барьером в работе социального педагога могут являться его знания и профессиональный опыт, если он применяет их, не учитывая уровня знаний родителей.
Индивидуально-личностные барьеры – это барьеры, связанные с психологическими качествами и особенностями как социальных педагогов, так и родителей. Например, одним из распространенных заблуждений социального педагога является стремление найти решение проблемы, заявленной родителем, сразу, как только он о ней услышал. В этом случае, во-первых, педагог взваливает проблему исключительно на себя, снимая всякую ответственность с родителя, во-вторых, он рискует подменить проблему родителей своей собственной. Не следует бездумно и поспешно брать на себя роль «спасателя». Следует основательно и неторопливо разобраться с проблемой, определить зоны ответственности и лишь после этого приступать к ее совместному решению. Ряд полезных советов, касающихся преодоления барьеров взаимодействия с родителями, можно найти в книге О.В.Хухлаевой «Школьная психологическая служба. Работа с родителями» (М.,2008).
Умение регулировать эмоциональное напряжение во взаимодействии с другим человеком. Здесь мы сошлемся на достаточно известный список техник, который не исчерпывает всего их многообразия, но в каком-то смысле является вполне достаточным для работы социального педагога с родителями.
Снижают напряжение: |
Повышают напряжение: |
1. Подчеркивание общности с партнером (сходства целей, интересов, мнений, личностных черт и др.) |
1. Подчеркивание различий между собой и партнером |
2. Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах |
2. Принижение партнера, негативная оценка личности партнера, преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего |
3. Вербализация эмоционального состояния: а) своего; б) партнера |
3. Игнорирование эмоционального состояния: а) своего; б) партнера |
4. Проявление интереса к проблемам партнера |
4. Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера |
5. Предоставление партнеру возможности выговориться |
5. Перебивание партнера |
6. В случае вашей неправоты, немедленное признание ее |
6. Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее |
7. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации |
7. Поиск виновных и обвинение партнера |
8. Обращение к фактам |
8. Переход на «личности» |
9. Спокойный уверенный темп речи |
9. Резкое убыстрение темпа речи |
10. Поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и наклона тела |
10. Избегание пространственной близости и контакта глаз |
В заключение нам хотелось бы кратко рассмотреть одну из моделей коммуникативной компетентности, которая описывает в обобщенной форме идеальное компетентное коммуникативное поведение [9]. Данная модель предлагает описание тех базовых характеристик КК, по которым сформирован некий консенсус и которые подкреплены многочисленными эмпирическими исследованиями. В общем виде она может быть вполне применена к КК социального педагога.
1. Богатый репертуар коммуникативных умений (приемов, тактик, приемов).
Коммуникативные умения (приемы, тактики, техники) – это базовые средства, «инструменты», которые мы используем во взаимодействии с другими для достижения цели. Чем шире и разнообразнее набор этих средств, тем богаче коммуникативно-поведенческий репертуар, тем быстрее и увереннее мы достигаем нужного нам результата.
2. Гибкость, адаптивность в выборе коммуникативных действий.
Гибкий коммуникатор способен предвидеть, какой способ действий, какая тактика окажется более эффективной в определенный момент разговора, и сделать верный выбор. Гибкий коммуникатор:
· умеет распознавать особенности каждой коммуникационной ситуации – кто участники, каковы их цели, ради чего вступили во взаимодействие;
· изобретателен: если выбранная тактика не сработала, не станет «повторяться», попробует новую «опцию»;
· умеет корректировать задачи и цели по ходу разговора – если ранее задуманная цель оказалась недостижимой или неуместной, сумеет вовремя перестроиться на более достижимую цель.
3. Самомониторинг (саморегулирование, самоконтроль).
Самомониторинг предполагает умение видеть себя и свои действия со стороны, представлять, как меня в разговоре видят другие, и на основании этого регулировать свои действия. Тот, кто осуществляет самомониторинг, отдает себе отчет, что он делает в разговоре и к каким последствиям ведет каждое его действие.
Люди с высоким уровнем самомониторинга: более активны и разговорчивы в социальных группах, более открыты и приветливы; менее подвержены нервозности и беспокойству; более способны распознавать интенции других, запоминать информацию о других; более чувствительны к любым изменениям разговоре; умеют лучше адаптировать свой стиль работы к окружающим; способны манипулировать информацией, чтобы представить себя в более благоприятном свете; в критической ситуации более способны взять на себя роль лидера и т.д. Установлено также, что такие люди более успешно и быстро продвигаются по службе.
4. Ориентация на другого (умение ставить себя на место другого, умение различать разные точки зрения, эмпатия).
Человек, ориентированный на другого, умеет, как минимум:
· внимательно слушать и понимать смыслы другого;
· задавать уточняющие вопросы;
· самому давать пояснения-прояснения;
· выражать (вербально и невербально) эмоциональную поддержку партнеру, признавать и поощрять его высказывания;
· вести разговор в положительном ключе, создавая возможность каждому открыто выражать свои интересы и цели;
· координировать свои действия с действиями партнеров.
5. Когнитивная сложность.
Когнитивная сложность – это способность человека различать, дифференцировать разные смыслы и смысловые оттенки. Тот, кто способен различать больше понятий и значений, одновременно способен лучше различать разные точки зрения и адаптировать к ним свое речевое поведение, что в конечном итоге повышает его коммуникативную компетентность.
Человек, оперирующий более сложной системой понятий, не будет торопиться реагировать и делать выводы. Скорее всего, он задумается, почему партнер ведет себя столь необычно резко, и постарается выяснить это в ходе ситуации. Чем сложнее когнитивная картина человека, тем больше смыслов (своих и другого) он способен различать и больше вариантов развития ситуации допускать.
6. Умение координировать.
Способность согласовывать свои действия с действиями партнеров включает в себя совокупность более конкретных умений:
· конструировать сообщение (ясно выражать свои мысли);
· воспринимать сообщение (слушать и понимать смыслы другого);
· инициировать и поддерживать тему разговора;
· не монополизировать разговор: делать в своих высказываниях паузы, давая возможность высказаться другому; не перебивать другого во время его высказываний;
· использовать метакоммуникативные тактики выравнивания разговора (извинения, дисклеймеры, определение ситуации);
· использовать тактики «разговорного менеджмента» (уметь открывать разговор, вступать в разговор, регулировать его ход, делать паузы, заканчивать, выходить из разговора) и т.д.
7. Этичность, нравственность действий.
Этичность – обязательная составляющая коммуникативной компетентности. Этичность в межличностной коммуникации – это осознание человеком основных нравственных ценностей и принципов человеческого общежития и стремление реализовать их в отношениях с другими: личная ответственность за свои действия, признание другого и уважение его достоинства, свобода выбора, добро, истинность, честность.
Этичный коммуникатор – тот, кто действует в соответствии с нравственными принципами в любой межличностной ситуации, независимо от того, кто его партнер – взрослый или ребенок, равный ему по социальному статусу или стоящий выше / ниже. Этичный коммуникатор:
· открыт к миру и людям, стремится создавать в отношениях с другими атмосферу доверия, открытости и свободы;
· естественным образом стремится к преодолению барьеров, разделяющих партнеров, к пониманию, к встрече, к диалогу;
· руководствуется принципом «Не навреди»;
· проявляет активность, участие, вовлеченность как в отношении к партнеру, так и в отношении к ситуации в целом. Если в ситуации возникает проблема, открыто признает это и стремится найти конструктивные решения. Ему свойственно «вникать» и проявлять заботу;
· осознает ответственность за последствия своих действий;
· стремится реализовать свои интересы и заботится при этом об интересах других.
Любая модель, как известно, условна, тем не менее она может вполне быть ориентиром в процессе профессиональной подготовки коммуникативно компетентных социальных педагогов. Обратимся снова к нашему опросу студентов Социального института, в котором им было предложено оценить свою КК в общении с родителями учащихся по указанным в модели характеристикам (по 10-балльной шкале). Ответы были условно поделены на 3 уровня: низкий (0-3 балла), средний (4-7 баллов) и высокий (8-10 баллов). Представляем результаты в сводной таблице:
Характеристика КК |
Уровень КК (в %) |
Богатый репертуар коммуникативных умений (приемов, тактик, техник) |
Низкий - 0 Средний - 67 Высокий - 33 |
Гибкость, адаптивность в выборе коммуникативных действий |
Низкий - 0 Средний - 52 Высокий - 48 |
Самомониторинг (саморегулирование, самоконтроль) |
Низкий - 0 Средний - 78 Высокий - 22 |
Ориентация на другого (умение ставить себя на место другого, умение различать разные точки зрения, эмпатия) |
Низкий - 0 Средний - 17 Высокий - 83 |
Когнитивная сложность |
Низкий - 28 Средний - 53 Высокий - 19 |
Умение координировать |
Низкий - 21 Средний - 49 Высокий - 30 |
Этичность, нравственность действий |
Низкий - 0 Средний - 31 Высокий - 69 |
Таким образом, мы видим, что 7% респондентов оценили свою КК в целом как низкую, 49,5% - как среднюю и 43,5% - как высокую. Результаты опроса также показали, что несколько компетентнее и увереннее чувствуют себя студенты, еще не начавшие работать. Возможно, это объясняется тем, что они не имеют негативного опыта общения с родителями, больше пока сильны в теории вопроса. Вместе с тем, у них есть вполне осознаваемые страхи. Они опасаются того, что родители не будут воспринимать их всерьез из-за возраста, из-за отсутствия опыта, из-за внешнего вида, что они не смогут грамотно выстроить взаимодействие с ними, найти правильные слова для характеристики недостатков ребенка, что родители в силу своей занятости вообще не захотят идти на контакт и др.
В заключении хочется выразить надежду, что сформировав и развив в себе большую часть указанных компетенций, будущий социальный педагог обеспечит себе и родителям учащихся, равно как и другим субъектам образовательной среды, безопасное и комфортное пространство общения, когда рабочее волнение будет возникать лишь от понимания собственной зоны ответственности. И каждая встреча педагога с родителем станет не стрессором, а очередной возможностью обсудить и решить важные вопросы воспитания и развития ребенка.
Литература:
1. Бакланова Н.К. Профессиональное общение специалиста социальной сферы: Учебное пособие. М., 2013.
2. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб., 2005.
3. Головко Е. А. Технология формирования коммуникативной компетентности молодых специалистов вуза на этапе адаптации к педагогической деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2004.
4. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании М., 2004.
5. Ильин Е.П. Психология для педагогов. СПб., 2012.
6. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб., 2010.
7. Кузнецова Е.В. Формирование коммуникативной компетентности будущего социального педагога: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2010.
8. Маркова А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. № 36. С. 55 - 63.
9. Межличностная коммуникация: теория и жизнь / О.И.Матьяш, В.М.Погольша, Н.В.Казаринова, С.Биби, Ж.В.Зарицкая. СПб., 2011.
10. Монина Г.Б. Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). СПб., 2007.
11. Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения. М., 2006.
12. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.
13. Селевко Г. К. Компетентности и их классификация // Народное образование. 2004. № 4 (№ 1337). С. 138-142.
14. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб., 2006.
15. Созонтов А.Г. Гедонистический и эвдемонистический подход к проблеме психологического благополучия // Вопросы психологии. 2006. № 4. С. 105-114.
16. Филатова Е.В. Коммуникативная компетентность педагога: сущность и структура // Magister Dixit – научно-педагогический журнал Восточной Сибири. Март 2012. № 1 (03).
17. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с родителями. М., 2008.
18. Daly, J.A. (2002). Personality and interpersonal communication. In M. Knapp & J. Dely (Eds.), Handbook of interpersonal communication (3rd ed., pp. 133-180). Thousand Oaks, CA: Sage.