articles Компетентность социального педагога в общении с родителями как фактор его психологического здоровья
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Компетентность социального педагога в общении с родителями как фактор его психологического здоровья



 

А.И.Аверьянов

 

КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ОБЩЕНИИ

С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

 

 Общение является ключевой характеристикой профессиональной деятельности социального педагога. Достижение любой цели – воспитательной, профилактической, образовательной, просветительской и др. невозможно без знаний основ коммуникации, соответствующих умений и навыков.

Общеизвестно, что профессия педагога, как и любая другая из системы «человек-человек», является наиболее стрессогенной. Помимо множества социальных и психологических причин, делающих ее таковой, важнейшими, на наш взгляд, являются ответственность, частота общения и непредсказуемость ее субъектов. Как известно, ощущение власти над событиями и возможность самому контролировать их очень важны для психологического и физического здоровья человека. Педагог же всегда находится в ситуации полной или частичной неопределенности: коллеги, дети, их родители – «субстанции» подвижные, изменчивые, эмоциональные и по существу мало прогнозируемые. Поэтому педагоги нередко эмоционально выгорают, подвержены различного рода профессиональным деформациям. В конечном итоге страдают не только они, но и все субъекты образовательного процесса. Другими словами, под удар ставится их психологическое здоровье.

Согласно определению А.Г.Созонтова, психологическое здоровье – это состояние субъективного, внутреннего благополучия личности, обеспечивающее оптимальный выбор действий, поступков и поведения в ситуациях ее взаимодействия с окружающими объективными условиями, другими людьми и позволяющее ей свободно актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности [15]. В широко распространенном адаптационном подходе (О.В.Хухлаева, Г.С.Никифоров) психологически здоровый человек характеризуется как успешно адаптирующийся и имеющий гармоничные отношения с окружающими. То есть мы видим, что в качестве существенных признаков психологического здоровья выделяется взаимодействие и отношение человека с другими людьми.

В связи с этим мы предполагаем, что одной из главных причин возникновения у педагогов стрессогенных эмоций (тревожность, страх и др.) выступает недостаточно развитая коммуникативная компетентность. Педагог не знает как общаться с той или иной категорией детей, коллег, родителей, не умеет эффективно разрешать возникающие конфликты, не может справиться с собственными эмоциями и чувствами. 

Важнейшей сферой профессиональной деятельности социального педагога является общение с родителями учащихся. По единодушному мнению студентов-практиков Социального института МГПУ, работа с родителями представляется им как  наиболее сложная и напряженная. Также считают и 72% студентов, не имеющих опыта общения с родителями. Ожидание встречи с родителями, как и сама встреча, - практически всегда стресс для педагога.

         Последние годы поменялась философия взаимодействия педагога с родителями. Еще несколько десятилетий назад миссия педагогов виделась в том, чтобы учить родителей, контролировать их действия, указывать им на их ошибки в воспитании детей, а основной формой общения родителей с педагогом выступал монолог последнего, включающий в себя, как правило, оценку ребенка (в основном его негативного поведения или недостатков при обучении). Опыт родителей при этом полностью игнорировался.

         В настоящее время в связи с переходом на личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком признается приоритет семейного воспитания над общественным. Поскольку индивидуальность ребенка изначально формируется в семье, воспитательная работа в образовательном учреждении не может строиться без учета этого фактора. Семья, родители, таким образом, становятся полноправными субъектами образовательного процесса.

Традиционно выделяют несколько направлений взаимодействия социального педагога с родителями: психолого-педагогический мониторинг, психолого-педагогическая поддержка, психолого-педагогическое образование родителей и совместная деятельность педагогов и родителей.

         Необходимость взаимодействия педагогов и родителей, создания единой воспитательной среды  вызваны заботой об индивидуальном развитии ребенка, раскрытии его  потенциальных возможностей, сохранении его здоровья. Для этого родители и педагоги сегодня нуждаются в выстраивании партнерских взаимоотношений [10, c. 78-79].

Социальный педагог осуществляет посредничество между образовательным учреждением и семьей ребенка. Он должен хорошо знать семью, родителей, особенности домашней жизни учеников, характер взаимоотношений в семье, отношение родителей к успехам или неудачам своих детей. Понятно, что чем шире информация о семье, тем больше у социального педагога возможностей эффективного педагогического влияния на родителей и учеников. А еще обладание информацией о семье позволяет педагогу быть тактичным в обсуждении некоторых вопросов [5, c. 58].

Основная специфика общения социального педагога с родителями заключается в том, что ему следует всегда учитывать, что в центре внимания находится  их ребенок, и, соответственно, оценки и требования со стороны педагога кажутся им, как правило, субъективными и не соответствующими действительности. Родители практически всегда (явно или неявно) находятся на стороне своего ребенка. Понимание социальным педагогом данной специфики предъявляет к его коммуникативным компетенциям совершенно определенные требования. Прежде чем мы рассмотрим их, определимся с понятиями.

         Что понимается под коммуникативной компетентностью (КК) в современной психологии? В различных источниках коммуникативная компетентность рассматривается как:

         - способность выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать на публике, принимать решения, устанавливать и поддерживать контакты, справляться с разнообразием мнений и конфликтов, вести переговоры, сотрудничать и работать в команде (Суханова, 2003);

         - компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента (Зимняя, 2004);

         - умение вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться (Селевко, 2004);

         - способность достигать желаемых результатов в общении с людьми, избегая при этом нежелательных эффектов (Головко, 2004);

- владение коллективной профессиональной деятельностью и приемами профессионального общения, как сформированность социальной ответственности за результаты своей деятельности (Маркова, 1995);

- совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения  (Петровская, 1989);

- знание культурных норм, этикета и ограничений в деловом общении; владение разнообразными коммуникативными, интеркактивными, перцептивными, презентационными умениями и навыками, вербальными и невербальными средствами общения; моделями, стратегиями, эффективным стилем и формам взаимодействия; техниками убеждающего и внушающего воздействия на партнеров; умение устанавливать обратную связь (Панфилова, 2006).

Раскрывая сложность данного понятия, ряд психологов отмечают, что «традиционно коммуникативная компетентность понимается как способность человека успешно взаимодействовать с другими, достигать в общении желаемых результатов. В коммуникативной литературе КК трактуется как способность взаимодействовать эффективно с учетом особенностей ситуации. В соответствии с этим выделяют два основных критерия КК: эффективность и уместность (приемлемость, соответствие, адекватность).

         Под эффективностью понимается результативность, продуктивность, успешность коммуникативных действий – способность человека продвигаться в ходе разговора к желаемой цели и получать значимый для него результат.

         Компетентный коммуникатор – это прежде всего тот, чьи действия эффективны, кто осознает свои намерения и цели и умеет их реализовывать, владеет необходимыми для этого вербальными и невербальными средствами.

Под уместностью коммуникативных действий понимается их соответствие условиям данной коммуникативной ситуации. Уместность действий предполагает умение учитывать весь контекст коммуникационного взаимодействия и адаптироваться к нему: принимать во внимание и корректировать, с кем вы входите во взаимодействие, в каком месте-пространстве, в какое время, каковы взаимоотношения между участниками, как данное взаимодействие повлияет на эти взаимоотношения в дальнейшем и т.д.

Проблематичность второго критерия, однако, в том, что он весьма субъективен… Разные участники и наблюдатели ситуации могут иметь свои представления об уместности (соответствии, адекватности) поведения и, исходя из того, по-разному оценивать коммуникативную компетентность. В целом следует помнить, что ни один из критериев сам по себе, в отдельности не является достаточным в оценке коммуникативной компетентности [9, c. 118-119].

Указанные критерии КК нередко сочетаются в коммуникативном поведении: проявление одного предполагает проявление другого. Однако могут возникать и такие ситуации, когда человек действует весьма эффективно – активен, инициативен, добивается успеха, но при этом игнорирует или подавляет интересы других. Или наоборот: человек активно сориентирован на других, помогает им решать их задачи, отставляя в сторону собственные.

Применительно к нашей проблематике, стоит сказать, что во взаимодействии двух сторон – социального педагога и родителя – желательно, чтобы каждая из них была ориентирована на взаимовыгодное сотрудничество, на выстраивание паритетных взаимоотношений.

         Говоря о контекстности и ситуативности коммуникативного процесса, вспоминается высказывание М.К.Мамардашвили «Искусство жизни заключается в том, чтобы жить "кстати"». Если социальный педагог будет учитывать в своем взаимодействии с родителями учащихся и понимать максимально большое количество контекстов, а далее, соответственно, использовать адекватные, уместные коммуникативные приемы – приемы «кстати», - то оно будет эффективным и успешным. Для этого педагогу следует изучать и стараться иметь как можно более точное представление о семье конкретного ребенка.

Западные психологи Р. и К. Вердерберы выделяют пять основных контекстов, в которых происходит процесс коммуникации.

«Физический контекст – местоположение, условия окружающей среды (температура, освещение, уровень шума), физическое расстояние между участниками и время суток.

Социальный контекст – назначение события, а также уже существующие взаимоотношения между участниками.

Исторический контекст – связи, сформировавшиеся между участниками в предыдущих коммуникационных эпизодах и влияющие на понимание в текущей ситуации.

Психологический контекст – настроения и чувства, которые каждый из собеседников привносит в общение.

Культурный контекст – убеждения, ценности, отношения, социальная иерархия, религия, роли групп и понятие о времени» [2, с. 16-17].

Перечислив основные контексты и раскрыв их краткое содержание,  становится очевидно, каким многосложным и многослойным оказывается любой акт коммуникативного взаимодействия между социальным педагогом и родителем. 

         Коммуникативная компетентность, по мнению Е.Сидоренко, включает в себя коммуникативную способность, коммуникативные умения и коммуникативное знание [14, с. 60]. Коммуникативную способность она трактует как природную одаренность в общении и как коммуникативную производительность. Есть люди, согласно ее утверждению, коммуникативно одаренные с рождения, «гении общения».

     Многочисленные биокоммуникативные исследования подтверждают, что многие личностные качества, определяющие наше коммуникативное поведение (экстравертность-интравертность, социабельность, склонность к масштабным групповым празднованиям, страх публичного выступления или склонность к выступлениям, авторитарность, ассертивность, способность к самомониторингу и др.), имеют генетическую основу и зависят от нашей биохимической и гармональной организации (от 30 до 50%) [18, c.132].

     Вместе с тем мы понимаем, что человек способен к изменениям на протяжении всей своей жизни через обучение и самообучение, а потому он вполне способен сформировать у себя необходимые ему коммуникативные умения.

         Коммуникативное знание – это знание о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития, какие существуют коммуникативные методы и приемы, какое действие они оказывают, каковы их возможности и ограничения, какие методы оказываются эффективными в отношении разных людей и разных ситуаций. Это также знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны именно в моем исполнении, а какие – не эффективны [14, с. 60-61].

         Коммуникативная компетентность – это прежде всего поведенческая характеристика человека, оценка качества его действий. Основой коммуникативной компетентности выступают конкретные коммуникативные умения – способность применять в коммуникативной ситуации вербальные и невербальные приемы, тактики, техники.

         Коммуникативная компетентность социального педагога предполагает огромное количество умений. Большинство коммуникативных умений – сложные умения, включающие в себя множество других умений.

Е.Сидоренко выделяет пять основных умений, необходимых человеку для успешной коммуникации:

- умение услышать другого человека;

- умение понять другого человека;

- умение выражать свои мысли и чувства;

- умение действовать соответственно своему пониманию;

- умение регулировать эмоциональное напряжение во взаимодействии с другим человеком [14, с. 68].

     Гарантом эффективности работы социального педагога с родителями являются:

1) установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками (вместо установки «родитель – враг, соперник»);

2) доброжелательное отношение к ребенку и родителям (вместо обвиняющей позиции педагога);

3) заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка (вместо формального отношения, «для галочки»);

4) системный характер работы с родителями (вместо спонтанных, «одноразовых» мероприятий).

Выделим наиболее общие правила взаимодействия социального педагога и родителей:

·        говорить на понятном родителям языке, без употребления специальной терминологии;

·        быть конкретным, отвечать непосредственно на поставленный вопрос;

·        быть активным (родители не должны брать интервью у педагога);

·        учитывать эмоциональное состояние родителя;

·        отказаться от поучений, нотаций, высокомерия; разговаривать с позиций партнерства;

·        предварительно планировать содержание беседы с родителем;

·        быть доброжелательным;

·        защищать интересы родителя, а не становиться инструментом в руках администрации, других сотрудников;

·        сохранять конфиденциальность информации, полученной от родителей.

Что может помешать социальному педагогу выстроить эффективные отношения с родителями? Прежде всего, это:

·        незнание техник общения;

·        жесткие ожидания по отношению к родителям;

·        оценивание родителей;

·        директивная позиция по отношению к родителям;

·        суетливость, состояние истерики, излишняя эмоциональность педагога в ответ на слова и действия родителей;

·        использование стереотипов, установок, затрудняющих общение;

·        приписывание родителям своих представлений и ожиданий (проекция);

·        агрессивность, напористость;

·        равнодушие, унылость [10, c. 82-83].

Остановимся более подробно на некоторых ключевых коммуникативных знаниях и умениях социального педагога, которые потребуются ему в его профессиональной деятельности, в частности, в работе с родителями учащихся.

Умение слушать. Социальному педагогу следует, прежде всего, овладеть приемами активного (рефлексивного) слушания, к которым относятся повторение, уточнение, перефразирование, отражение чувств, резюмирование и метод пробных вопросов. Эти приемы помогают сосредоточить внимание слушающего на партнере, «разговорить», услышать и понять его. В ряде случаев оказывается полезным также использовать нерефлексивное (пассивное) слушание (См. подробнее: Сидоренко, 1989).

Умение понять другого человека. Понимание – процесс весьма сложный, требующий немалых знаний, усилий и проницательности. Чтобы понять другого, необходимо быть по отношению к нему внимательным – к его поведению, словам, жестам, интонациям, мыслям и чувствам; слушать его, уметь встать на его позицию и взглянуть на ситуацию его глазами, уважительно и доброжелательно воспринимать его личность, проявлять спонтанность, открытость и эмпатийность в отношениях с ним.

Огромную роль в процессе восприятия и понимания социального педагога и родителей играет компетентность в области невербальной коммуникации. Традиционно невербальная коммуникация включает в себя несколько систем знаков: оптико-кинетическую (жесты, мимика, пантомимика); паралингвистическую (качество голоса, его диапазон, тональность) и экстралингвистическую (включение в речь пауз, покашливаний, плач, смеха, слез и др., темп речи); организацию пространства и времени коммуникативного процесса; визуальное общение, или «контакт глаз»; ольфакторную систему (совокупность запахов). Каждая из указанных систем чрезвычайно сложна и заслуживает пристального внимания и изучения.

В частности, социальному педагогу следует знать о пространственно-временной организации общения с родителями. Основатель проксемики Э.Холл зафиксировал нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0-45 см); персональное расстояние (45-120 см); социальное расстояние (120-400 см); публичное расстояние (400-750 см). Каждое из них свойственно особым ситуациям общения.

Чрезвычайно важной характеристикой общения выступает контакт глаз. Частота обмена взглядами, их длительность, смена статики и динамики взгляда, избегание его и др. – все это содержит в себе неоценимую информацию для партнеров по общению. К примеру, в русской культуре чаще принято смотреть в глаза друг другу, - это свидетельствует об интересе к собеседнику и вызывает доверие к нему.

На основе анализа вербальных и невербальных характеристик, проявляющихся в процессе коммуникативного взаимодействия, можно попытаться определить коммуникативный тип собеседника. А.П.Панфилова выделяет три таких типа: «мыслитель» (когнитивный тип), «собеседник» (эмоционально-коммуникативный тип) и «практик» (практический тип).

 

 

Структура поведения

«Мыслитель»

«Собеседник»

«Практик»

Источник информации (сенсорика)

Ощущения черпает внутри себя

Ощущения получает в общении с другими людьми

Ощущения черпает в практических действиях и результатах

Тип решения возникающих проблем, задач

Необходимые сведения ищет в письменных источниках

Сведения добывает в общении с другими людьми

Предпочитает организовывать «мыслителей» и «собеседников»

Особенности мышления

Строгая логика и доказательность мыслительных конструкций

Отсутствие строгой логики в мышлении, опора на мнение других людей

Строгая логика с ориентацией на мнение других людей

Особенности принятия решений

Трудно переубедить, изменить уже выработанную идею, мысль

Легко изменяет собственную мыслительную конструкцию в пользу благополучия группы

Любой принятое решение отстаивает до конца, даже если оно оказалось неверным

Эмоциональная потребность

Потребность в уединении в тяжелую минуту

Потребность в людях в тяжелую минуту

Потребность в действиях в тяжелую минуту

Динамичность и прогностичность эмоциональных переживаний

Непредсказуемость и неровность эмоциональных реакций

Эмоциональная ровность и предсказуемость

Средняя степень ровности и предсказуемости

Проявление переживаний

Скрытность чувств

Эмоциональная выразительность и открытость

Эмоциональная несдержанность

Походка

Угловатость, неуклюжесть движений, вялось походки

Плавная походка

Энергичная походка

Позы

Угловатость, напряженность позы

Расслабленность позы

Уверенность в осанке

Жестикуляция

Либо отсутствует, сдерживается, либо скованная

Богатая, разнообразная

Решительные манеры

Мимика

Явно не выражена, высокий самоконтроль

Часто соответствует внутренним переживаниям

Выразительная, артистичная

Речь

Замедленность, слабая выразительность речи, тихий голос

Легкая, мягкая манера общаться

С трудом приглушаемый голос, резкие и четкие фразы

 

 

Диагностика коммуникативного типа позволит социальному педагогу выбрать такую технику общения, которая в конкретной ситуации будет способствовать достижению поставленной цели, продуктивному осуществлению его намерений [11, с.149-151].

Вместе с тем, между социальным педагогом и родителем в процессе взаимодействия могут возникнуть различные барьеры: возрастные, социальные, этнокультурные, профессиональные, индивидуально-личностные.

Возрастные барьеры: к этой категории относятся проблемы, обусловленные возрастом социального педагога.

Социальные барьеры могут возникнуть при работе с родителями из крайних социальных слоев: с высоким статусом и уровнем дохода и соответственно с очень низким.

Этнокультурные барьеры. В современной России социальный педагог должен освоить навыки, необходимые для работы с родителями, принадлежащими к различным этническим группам. Но прежде всего нужно осознать, что на деятельность педагога влияют и его собственные культурное происхождение, ценности, убеждения.

Профессиональные барьеры возникают часто вследствие профессиональной деформации личности педагога. Это может проявляться как в использовании сугубо профессиональной лексики, мало понятной родителям, так и в утрате чувствительности к ним. Социальный педагог должен быть способен начинать взаимодействие, исходя из опыта родителей, отталкиваясь от того, что им известно, что для них значимо, чего они хотят. Как ни странно, барьером в работе социального педагога могут являться его знания и профессиональный опыт, если он применяет их, не учитывая уровня знаний родителей.

Индивидуально-личностные барьеры – это барьеры, связанные с психологическими качествами и особенностями как социальных педагогов, так и родителей. Например, одним из распространенных заблуждений социального педагога является стремление найти решение проблемы, заявленной родителем, сразу, как только он о ней услышал. В этом случае, во-первых, педагог взваливает проблему исключительно на себя, снимая всякую ответственность с родителя, во-вторых, он рискует подменить проблему родителей своей собственной. Не следует бездумно и поспешно брать на себя роль «спасателя». Следует основательно и неторопливо разобраться с проблемой, определить зоны ответственности и лишь после этого приступать к ее совместному решению. Ряд полезных советов, касающихся преодоления барьеров взаимодействия с родителями, можно найти в книге О.В.Хухлаевой «Школьная психологическая служба. Работа с родителями» (М.,2008).

 Умение регулировать эмоциональное напряжение во взаимодействии с другим человеком. Здесь мы сошлемся на достаточно известный список техник, который не исчерпывает всего их многообразия, но в каком-то смысле является вполне достаточным для работы социального педагога с родителями.

 

 

Снижают напряжение:

Повышают напряжение:

1. Подчеркивание общности с партнером (сходства целей, интересов, мнений, личностных черт и др.)

1. Подчеркивание различий между собой и партнером

2. Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах

2. Принижение партнера, негативная оценка личности партнера, преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего

3. Вербализация эмоционального состояния:

а) своего;

б) партнера

3. Игнорирование эмоционального состояния:

а) своего;

б) партнера

4. Проявление интереса к проблемам партнера

4. Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера

5. Предоставление партнеру возможности выговориться

5. Перебивание партнера

6. В случае вашей неправоты, немедленное признание ее

6. Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее

7. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации

7. Поиск виновных и обвинение партнера

8. Обращение к фактам

8. Переход на «личности»

9. Спокойный уверенный темп речи

9. Резкое убыстрение темпа речи

10. Поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и наклона тела

10. Избегание пространственной близости и контакта глаз

 

 

В заключение нам хотелось бы кратко рассмотреть одну из моделей коммуникативной компетентности, которая описывает в обобщенной форме идеальное компетентное коммуникативное поведение [9]. Данная модель предлагает описание тех базовых характеристик КК, по которым сформирован некий консенсус и которые подкреплены многочисленными эмпирическими исследованиями. В общем виде она может быть вполне применена к КК социального педагога.

1. Богатый репертуар коммуникативных умений (приемов, тактик, приемов).

         Коммуникативные умения (приемы, тактики, техники) – это базовые средства, «инструменты», которые мы используем во взаимодействии с другими для достижения цели. Чем шире и разнообразнее набор этих средств, тем богаче коммуникативно-поведенческий репертуар, тем быстрее и увереннее мы достигаем нужного нам результата.

2. Гибкость, адаптивность в выборе коммуникативных действий.

         Гибкий коммуникатор способен предвидеть, какой способ действий, какая тактика окажется более эффективной в определенный момент разговора, и сделать верный выбор. Гибкий коммуникатор:

·        умеет распознавать особенности каждой коммуникационной ситуации – кто участники, каковы их цели, ради чего вступили во взаимодействие;

·        изобретателен: если выбранная тактика не сработала, не станет «повторяться», попробует новую «опцию»;

·        умеет корректировать задачи и цели по ходу разговора – если ранее задуманная цель оказалась недостижимой или неуместной, сумеет вовремя перестроиться на более достижимую цель.

3. Самомониторинг (саморегулирование, самоконтроль).

         Самомониторинг предполагает умение видеть себя и свои действия со стороны, представлять, как меня в разговоре видят другие, и на основании этого регулировать свои действия. Тот, кто осуществляет самомониторинг, отдает себе отчет, что он делает в разговоре и к каким последствиям ведет каждое его действие.

         Люди с высоким уровнем самомониторинга: более активны и разговорчивы в социальных группах, более открыты и приветливы;  менее подвержены нервозности и беспокойству; более способны распознавать интенции других, запоминать информацию о других; более чувствительны к любым изменениям  разговоре; умеют лучше адаптировать свой стиль работы к окружающим;  способны манипулировать информацией,  чтобы представить себя в более благоприятном свете; в критической ситуации более способны взять на себя роль лидера и т.д. Установлено также, что такие люди более успешно и быстро продвигаются по службе.

         4. Ориентация на другого (умение ставить себя на место другого, умение различать разные точки зрения, эмпатия).

         Человек, ориентированный на другого, умеет, как минимум:

·        внимательно слушать и понимать смыслы другого;

·        задавать уточняющие вопросы;

·        самому давать пояснения-прояснения;

·        выражать (вербально и невербально) эмоциональную поддержку партнеру, признавать и поощрять его высказывания;

·        вести разговор в положительном ключе, создавая возможность каждому открыто выражать свои интересы и цели;

·        координировать свои действия с действиями партнеров.

5. Когнитивная сложность.

         Когнитивная сложность – это способность человека различать, дифференцировать разные смыслы и смысловые оттенки. Тот, кто способен различать больше понятий и значений, одновременно способен лучше различать разные точки зрения и адаптировать к ним свое речевое поведение, что в конечном итоге повышает его коммуникативную компетентность.

         Человек, оперирующий более сложной системой понятий, не будет торопиться реагировать и делать выводы. Скорее всего, он задумается, почему партнер ведет себя столь необычно резко, и постарается выяснить это в ходе ситуации. Чем сложнее когнитивная картина человека, тем больше смыслов (своих и другого) он способен различать и больше вариантов развития ситуации допускать.

         6. Умение координировать.

         Способность согласовывать свои действия с действиями партнеров включает в себя совокупность более конкретных умений:

·        конструировать сообщение (ясно выражать свои мысли);

·        воспринимать сообщение (слушать и понимать смыслы другого);

·        инициировать и поддерживать тему разговора;

·        не монополизировать разговор: делать в своих высказываниях паузы, давая возможность высказаться другому; не перебивать другого во время его высказываний;

·        использовать метакоммуникативные тактики выравнивания разговора (извинения, дисклеймеры, определение ситуации);

·        использовать тактики «разговорного менеджмента» (уметь открывать разговор, вступать в разговор, регулировать его ход, делать паузы, заканчивать, выходить из разговора) и т.д.

7. Этичность, нравственность действий.

         Этичность – обязательная составляющая коммуникативной компетентности. Этичность в межличностной коммуникации – это осознание человеком основных нравственных ценностей и принципов человеческого общежития и стремление реализовать их в отношениях с другими: личная ответственность за свои действия, признание другого и уважение его достоинства, свобода выбора, добро, истинность, честность.

         Этичный коммуникатор – тот, кто действует в соответствии с нравственными принципами в любой межличностной ситуации, независимо от того, кто его партнер – взрослый или ребенок, равный ему по социальному статусу или стоящий выше / ниже. Этичный коммуникатор:

·        открыт к миру и людям, стремится создавать в отношениях с другими атмосферу доверия, открытости и свободы;

·        естественным образом стремится к преодолению барьеров, разделяющих партнеров, к пониманию, к встрече, к диалогу;

·        руководствуется принципом «Не навреди»;

·        проявляет активность, участие, вовлеченность как в отношении к партнеру, так и в отношении к ситуации в целом. Если в ситуации возникает проблема, открыто признает это и стремится найти конструктивные решения. Ему свойственно «вникать» и проявлять заботу;

·        осознает ответственность за последствия своих действий;

·        стремится реализовать свои интересы и заботится при этом об интересах других.

Любая модель, как известно, условна, тем не менее она может вполне быть ориентиром в процессе профессиональной подготовки коммуникативно компетентных социальных педагогов. Обратимся снова к нашему опросу студентов Социального института, в котором им было предложено оценить свою КК в общении с родителями учащихся по указанным в модели характеристикам (по 10-балльной шкале).  Ответы были условно поделены на 3 уровня: низкий (0-3 балла), средний (4-7 баллов) и высокий (8-10 баллов). Представляем результаты в сводной таблице:

 

Характеристика КК

Уровень КК

(в %)

Богатый репертуар коммуникативных умений (приемов, тактик, техник)

Низкий - 0

Средний - 67

Высокий - 33

Гибкость, адаптивность в выборе коммуникативных действий

Низкий - 0

Средний - 52

Высокий - 48

Самомониторинг (саморегулирование, самоконтроль)

Низкий - 0

Средний - 78

Высокий - 22

Ориентация на другого (умение ставить себя на место другого, умение различать разные точки зрения, эмпатия)

Низкий - 0

Средний - 17

Высокий - 83

Когнитивная сложность

Низкий - 28

Средний - 53

Высокий - 19

Умение координировать

Низкий - 21

Средний - 49

Высокий - 30

Этичность, нравственность действий

Низкий - 0

Средний - 31

Высокий - 69

 

         Таким образом, мы видим, что 7% респондентов оценили свою КК в целом как низкую, 49,5% - как среднюю и 43,5% - как высокую. Результаты опроса также показали, что несколько компетентнее и увереннее чувствуют себя студенты, еще не начавшие работать. Возможно, это объясняется тем, что они не имеют негативного опыта общения с родителями, больше пока сильны в теории вопроса. Вместе с тем, у них есть вполне осознаваемые страхи. Они опасаются того, что родители не будут воспринимать их всерьез из-за возраста, из-за отсутствия опыта, из-за внешнего вида, что они не смогут грамотно выстроить взаимодействие с ними, найти правильные слова для характеристики недостатков ребенка, что родители в силу своей занятости вообще не захотят идти на контакт и др.

В заключении хочется выразить надежду, что сформировав и развив в себе большую часть указанных компетенций, будущий социальный педагог обеспечит себе и родителям учащихся, равно как и другим субъектам образовательной среды, безопасное и комфортное пространство общения, когда рабочее волнение будет возникать лишь от понимания собственной зоны ответственности. И каждая встреча педагога с родителем станет не стрессором, а очередной возможностью обсудить и решить важные вопросы воспитания и развития ребенка.

 

Литература:

1. Бакланова Н.К. Профессиональное общение специалиста социальной сферы: Учебное пособие. М., 2013.

2. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб., 2005.

3. Головко Е. А. Технология формирования коммуникативной компетентности молодых специалистов вуза на этапе адаптации к педагогической деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.  Ставрополь, 2004. 

4. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании М., 2004. 

5. Ильин Е.П. Психология для педагогов. СПб., 2012.

6. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб., 2010.

7. Кузнецова Е.В. Формирование коммуникативной компетентности будущего социального педагога: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2010.

8. Маркова А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя  // Педагогика.  1995.  № 36.  С. 55 - 63.

9. Межличностная коммуникация: теория и жизнь / О.И.Матьяш, В.М.Погольша, Н.В.Казаринова, С.Биби, Ж.В.Зарицкая.  СПб., 2011.

10. Монина Г.Б. Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). СПб., 2007.

11. Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения. М., 2006.

12. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.

13. Селевко Г. К. Компетентности и их классификация // Народное образование.  2004. № 4 (№ 1337). С. 138-142.

14. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб., 2006.

15. Созонтов А.Г. Гедонистический и эвдемонистический подход к проблеме психологического благополучия // Вопросы психологии. 2006. № 4. С. 105-114.

16. Филатова Е.В. Коммуникативная компетентность педагога: сущность и структура // Magister Dixit – научно-педагогический журнал Восточной Сибири. Март 2012. № 1 (03).

17. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с родителями. М., 2008.

18. Daly, J.A. (2002). Personality and interpersonal communication. In M. Knapp & J. Dely (Eds.), Handbook of interpersonal communication (3rd ed., pp. 133-180). Thousand Oaks, CA: Sage.

 



Опрос студентов Социального института МГПУ проводился автором в сентябре 2013 г. В опросе участвовали студенты очной и заочной форм обучения в количестве 23 человек.

 






Об авторе статьи

`
Аверьянов Алексей Иванович

Рейтинг психолога: 7 7

Аверьянов Алексей Иванович

Психолог-консультант, логотерапевт, член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальных терапевтов, член Международной ассоциации логотерапии и экзистенциального анализа, Почетный член Международной профессиональной ассоциации психологов, кандидат...
Город: Москва Стоимость приема: 7000 рублей
  •   Дети
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Семья
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Радченко Виталий Сергеевич
Консультация по Skype

Радченко Виталий

Практический психолог, психолог-психотерапевт, консультант. Являюсь адептом...
Психолог Гасанова Нармина Эльхан

Гасанова Нармина

Психолог-консультант , работаю в интегральном подходе
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Афанасьева Ольга Михайловна
Консультация по Skype

Афанасьева Ольга

Практический психолог. Творец изменений. Мастер НЛП. Специалист по эриксоновскому гипнозу.
Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍