Что это за загадочный зверь такой — бессознательное? А вы его вообще видели? "А был ли мальчик?" )) Очередная удобная модель, напоминающая нам уже известное: карта - не есть территория!
К сожалению, иногда сами психологи, помимо личных проблем, инфицированы и заражают других еще и так называемыми «психологическими знаниями». Когда знания не являются умениями, то есть не прожиты и не пережиты человеком, эти знания — всего лишь инфекция. Навешивая на клиента психологические ярлыки типа экстраверта, доминантности, фрустрации и т.п., можно еще больше запутать его...
Вначале я сразу хочу открыть «страшную тайну»: как на самом деле устроена психика, не знает никто! Психика — это нечто невидимое, что нельзя ни потрогать, ни понюхать, ни увидеть. Может быть, со временем будет изобретен специальный аппарат типа рентгеновской установки, через который можно увидеть устройство психики. На сегодня речь может идти лишь о разнообразных моделях психики, созданных разными психологами: «Предположим, что психика устроена следующим образом...». Основное требование к модели не в том, чтобы она была истинной, а чтобы она в качестве инструмента помогала в работе. Если мы будем действовать, как будто она действительно реальна, то убедимся, что она работает. Кстати, вы тоже можете изобрести свою модель психики. Но смотря для чего!
© С.В. Петрушин
Модель психики Тамары Семеновны Яценко.
Модель психики по Р. Ассаджиоли
На сегодня в арсенале практических психологов существует большое количество разнообразных конструктивных метафор: психоаналитических, трансакционных, гештальтистских и многих других. В этом смысле существующие модели описания психики являются своего рода глобальными конструктивными системами метафор.
В реальности, то есть «на самом деле», нет ни Бессознательного, ни Субличностей, ни Родителя-Взрослого-Дитя. Психологи лишь предлагают описание своих метафор, которые служат костылями-подпорками для психологической помощи. Но если человек поверит, что есть бессознательное, тогда он может участвовать в процедуре по избавлению от иллюзий, которая называется психоанализ. Если он допускает возможность существования субличностей, тогда возможна их интеграция в целостное образование. Принимая как реальность наличие в психике Родителя, Взрослого и Дитя, человек может по-новому проструктурировать самообщение и общение с окружающими людьми.
Психолог может остаться в рамках предложенной клиентом метафоры, но дополнить или расширить ее. Главное, чтобы человек согласился с выбранным описанием ситуации. Если клиент будет отрицать их «реальность», то эта метафора будет бесполезной. У меня был клиент, который пробуждал очень интересные и изящные психоаналитические интерпретации. Но, как ни странно, они «не работали», никаких изменений в состоянии клиента не возникало. Потом, через несколько встреч, он признался, что всегда относился с недоверием к этим «фрейдовским штучкам». Пришлось срочно менять психоаналитическую метафору на экзистенциональную.
© С.В. Петрушин "Мастерская психологического консультирования".
P.S. Друзья, важно понять, что бессознательное (то же, что и подсознательное) - это всего лишь то (та часть нашего ума), на что мы отказываемся посмотреть в данный момент. "Однако даже после того, как эта мысль принята нами, выполнить задуманное — далеко не простое дело. И все из-за наших привычек, которые формировались с незапамятных времен. И по каким-то причинам нам нравятся эти привычки, и мы не спешим избавляться от них. Мы называем их подсознательным поведением и продолжаем вести себя, как автоматы, будто мы рабы нашего подсознания.
Подсознание — всего лишь та часть разума, на которую мы отказываемся смотреть." © Лестер Левенсон
|