articles
У человека четыре базовых эмоции: гнев, страх, грусть и радость. На их базе и комбинации мы испытывает разнообразную гамму эмоций. С возникновением эпидемии коронавируса хотелось бы в этой связи поговорить о ключевой эмоции – о страхе.
Что такое страх? Это врожденная эмоция, помогающая мобилизовать организм для избегания опасности. Таким образом страх сигнализирует об опасности и ее задача помочь защитить.
Если сильный страх возник ярко и быстро прошел, то мы бы это назвали испугом. Если возник и не нашел «выхода», то тогда страх переходит в хроническое и фоновое состояние – в тревогу. В случае настойчивой и длительной тревоги, возможно образование фобии и панических настроений (атак).
Что происходит, если возник страх и он подавляется? Уход в сторону.
В виде, например, чрезмерного проявления критики, гнева на «глупых» людей, которые поднимают панику, на правителей и на мир, может быть уход на то, чтобы развеяться и рассылать смешные юмористические фото или анекдоты («смягчения» страха), другой вариант избегания страха – уход в тревогу за счет многократного чтения, просматривания видеоконтента на тему распространения вируса, «панических» покупок медицинских препаратов и провизии и т.п.
Оба разнонаправленных варианта переживания страха скорей поддерживают глубинный страх.
Что поможет справиться со страхом (и с другими сильными эмоциями тоже)?
Осознанность.
То есть принятие - в полном и глубоком значении этого слова. «Да, я боюсь. ДА, мне страшно. Очень страшно.» Отказаться от игры и бравады. Закройте глаза и представьте, где этот страх в теле? Внутренним глазом посмотрите, почувствуйте, в каком месте этот страх, какого размера, формы и возможно цвета? И побудьте с этим страхом, вашим страхом несколько минут.
Признание его, вот, что необходимо. Возьмите его, он ваша часть и сначала хотел бы признания, чтобы его увидели и сказали ему: «ДА». И это нормально. И это правильно.
Послание воспитателей, когда мы были еще маленькими, «Будь сильным!» и «Не чувствуй, то, что чувствуешь» используется для упрощения воспитательного процесса. Во взрослом состоянии чувства вытесняются и принимают форму «не нормально». Родители, например, видели, что ребенок грустит или боится, но вместо того, чтобы принять это чувство, говорят «что ты боишься, как глупый дурачок», «ну, давай, не грусти, веселись» А это нормально переживать, нужно научиться формам как переживать эмоции, а не запрещать и переключаться.