articles
Существует множество определений кризиса.
Кризис - это столкновение двух реальностей: психической реальности человека с его системой мировоззрения, паттернами поведения и т.п. и той части объективной действительности, противоречит его предыдущему опыту.
В отечественной и зарубежной литературе преобладают такие трактовки термина «кризис»: антракт, время, когда необходимо остановиться, задуматься и увидеть уже пройденную часть пути; критический момент и поворотный пункт; онтогенетическая источник, как силы, так и недостаточной адаптации; период распада, разлома.
В теории кризисов под понятием "кризис" понимается не сама ситуация, а эмоциональная реакция человека на угрожающую на нее.
Причиной кризиса может быть как конкретное событие или ситуация в жизни личности, так и обострение существующих (или возникающих) личностных противоречий. В целом же психологический кризис, в понимании Ф. Ю. Василюка - это сложное и многомерное состояние, которое мобилизует творческий потенциал личности, захватывая при этом различные подструктуры организма.
Китайский символ слова «кризис» состоит из двух иероглифов, первый из которых означает «опасность», а другой - «возможность, удобный случай». Дословный перевод термина «кризис» (krisis - греч.) Означает решение, поворотный пункт, исход.
Титаренко Т.М. жизненный кризис определяет как длительный внутренний конфликт по поводу жизни в целом, его смысла, основных целей и путей их достижения.
По мнению Г. Перри, характерными особенностями жизненного кризиса являются: чувство неконтролируемости происходящего; неожиданность того, что происходит, нарушение привычного хода жизни; неопределенность будущего; длительное страдание , переживания горя, чувства потери, опасности или унижения.
В кризисе человек поставлен в ситуацию, в которой депривирована фундаментальная потребность (смыслосоздающий мотив), или для этого создается потенциальная или актуальная угроза», от которой в реальном взаимодействии человека «не может пойти и которую не может разрешить в короткое время и привычный образ.
Выделяют два направления во взглядах исследователей о влиянии кризиса на личность: отрицательный и положительный.
Ряд исследователей, которых можно условно отнести к «негативного» направления рассматривают кризиса как негативные, преимущественно случайные явления в жизни человека, которые можно и следует избегать.
Ряд исследователей «позитивного» направления (Л. С. Выготский, T.M. Титаренко и др.), Рассматривают кризис как констpyктивне явление в жизни человека, как пик восстановления его внyтpишнього мира, ведет к личностному росту, к увеличению психологической зрелости и адаптивности.
По Э. Эриксону, кризис приводит индивидиума к личностному росту, к началу "новой жизни", к преодолению жизненных препятствий. Кардинальное переосмысление собственной жизни для каждого человека становится поворотным моментом, по которым происходят существенные изменения в ценностях, интересах.
В понимании психологического феномена психологический кризис рассматривается: 1) как социально-психологическая ситуация, 2) как особое состояние, которое имеет свои субъективные и объективные характеристики, 3) как процесс переживания.
Либина А. считает, что овладение кризисами требует от человека дополнительных, душевных усилий. Личности, успешно преодолели психологический кризис, приобретают опыт, уверенность в своих силах и возможность в будущем справиться с трудными жизненными ситуациями. По ее мнению, кто всячески "убегает" от принятия решения, от своевременного выбора, все равно рано или поздно вынуждены будут пройти через кризис.
Донченко Е. и Титаренко Т.М. отмечают, что в результате разрешения кризиса, личность может перейти на качественно новый способ жизнедеятельности. Причем то, что было поводом и причиной для кризисных переживаний, может перевоплотиться в результате реакции преодоления во внутренний опыт, регулирующий дальнейшие принципы и программу жизнедеятельности.
B целом, представители «положительного» направления рассматривают кризис не как угрозу катастрофы, a скорее как вызов тем трудностям, критическим ситуациям, неблагоприятным обстоятельствам, которые встречаются в жизни человека. Возникающая в данной ситуации необходимость изменений, способствует развитию y человека потребности в самореализации, в личностном росте, способствует возникновению желания жить полной жизнью.