articles
Экзистенциальная данность такова, что несмотря на то, хотим мы того или нет, но на протяжении всей жизни мы сталкиваемся с вопросами, которые связаны с нашим существованием. Ключевое отличие человека от животного - наличие сознания - сталкивает каждого из нас с такими проблемами, как вопросы жизни и смерти, смысла существования, одиночества и свободы. При этом, чем выше рефлексивные способности, уровень образования, степень психологической развитости и чувствительности, тем глубже и болезненнее эти вопросы занимают человека, порождая экзистенциальные кризисы.
В последнее время термин "кризис" чаще воспринимается, как процесс, имеющий негативные последствия. Вместе с тем, кризисные периоды, несмотря на их сложное, порой, ранящее и сбивающее с ног течение, имеют своей целью переоценку отживших свое ценностей и поиск нового смысла, то есть движение вперёд. Важно понимать, что кризис - это нормальный элемент человеческого развития. И это стоит подчеркнуть особенно, так как развитие напрямую связано с возможностью и готовностью встретиться с тем, что какая-то часть твоей жизни, образ мышления, способ взаимодействия, шкала оценок... изжили себя и требуют обновления. И необходимость пересмотра ценностей или поведенческих стратегий здесь не стоит сводить к простой оценочной категоризации: хорошо - плохо. Оглядываясь назад и принимая во внимание те обстоятельства жизни и тот уровень личностного развития, которые способствовали выработке этих критериев оценки реальности и взаимодействия с ней, необходимо отметить, что в тех условиях, в тот момент времени эти выборы были верны и действенны. Там и тогда, и на протяжении какого-то времени после, выработанные стратегии были рабочими и помогали качественно существовать и добиваться удовлетворяющих человека результатов. Но у всего в нашей жизни есть свой срок. Так и рабочие когда-то способы поведения, удовлетворяющие смыслы и соответствующие времени и обстоятельствам оценочные суждения имеют свойство устаревать. Наступает время, когда то, что вчера было достаточным и приемлемым, сегодня не вписывается в наши картины жизни, представления о себе, возможности и существование по "старым правилам" становится невыносимо мучительным. В этот период человек задаётся знакомыми ему вопросами острее, на совершенно ином, более глубоком уровне:
- кто Я?
- зачем я здесь?
- в чем смысл моего существования?
- в чем мое предназначение?
- как мне жить дальше?
- кто я в имеющихся отношениях?
- того ли я достиг и куда мне двигаться дальше?
- какой я родитель/супруг/специалист...?
и многие другие.
Эти вопросы не новы. С подобного рода переживаниями в поисках себя и попытке понять "Кто Я?" человек сталкивается начиная с рождения. Рождение и потеря столь благодатного единства с материнским организмом - первый "рубеж", когда младенец сталкивался с необходимостью физического отделения, которое запускает процесс осознания и принятия своей отдельности и индивидуальности длинною в человеческую жизнь, но уже в другой, менее осязаемой плоскости. Свидетельств этого движения к себе много, но есть и более яркие. Так, мы все очень хорошо знаем этот душераздирающий крик трехлетнего ребенка, когда на любое предложение о помощи он вопреки своим реальным возможностям разражается требованием автономности - "Я сам!". В этот период ранее так необходимое единение с матерью, её опека и стремление огородить от любых трудностей жизни начинают рассматриваться как ограничивающие автономность и индивидуальность обстоятельства и маленький человек сталкивается с невообразимой силы энергией, толкающей его в сторону узнавания себя в отдельности от значимого другого. И речь здесь идёт не только и даже не столько о желании быть самостоятельным в принятии решений и "делании" становящихся с каждым днём всё более взрослых дел, сколько о всепровозглашающем утверждении "Я есть!", "Я есть что-то отдельное от тебя и от других", "Я - не ты!", а также о глубинной попытке понять через принятие своей отдельности "Какой я?", "Для чего я здесь?", "Что мне интересно и важно?", "В какой направлении мне двигаться?" и многого другого.
Кризис - это дилемма, это выбор между невозможностью существовать как раньше и страхом перед неизвестностью ещё не сформированного, невыстраданноно нового представления о себе и соответствующего ему способа бытия. Но именно в кризисе мы находим новое понимание себя, других, своего места и предназначения, новое объяснение законам жизни. Именно преодолевая непроходимые заросли, непролазные топи и беспросветную темноту собственной души мы обретаем себя, реализуя бесконечно мудрый замысел Бога.
Беспокойство должен вызывать кризис, который длиться слишком долго, когда ответы на мучающие вопросы не находятся, а состояние поиска и неудовлетворённости нарушает обычный ход вещей настолько, что нормальное функционирование как родителя, партнёра, специалиста, просто человека становится невозможным. Когда нарушение сна, изменение пищевых привычек, уровень тревоги и раздражительность достигают таких невыносимых пределов, что подрывают физическое и психическое равновесие. В таких случаях помощь специалиста становится не просто рекомендованной, но обязательной. Если в пределах условно нормального протекания кризисного периода специалист выполняет поддерживающую и просветительскую функцию, в ситуациях патологического нарушения жизнедеятельности необходимо более сложное и длительное вмешательство, поиск глубинных причин "застревания" в этом периоде.
Кризис - это всегда поиск нового смысла. Это благодарность тому, что было когда-то, это горевание и прощание с прошлым, чтобы была возможность двигаться вперед. Это грусть, печаль, скорбь, тревога, агрессия, страх, неуверенность, неопределенность, преодоление которых позволяет расширить горизонты своих возможностей понимания и принятия себя и жизни, и выстроить более глубокую связь с собственной душой.