articles Кризис: конец или начало?
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Кризис: конец или начало?



Экзистенциальная данность такова, что несмотря на то, хотим мы того или нет, но на протяжении всей жизни мы сталкиваемся с вопросами, которые связаны с нашим существованием. Ключевое отличие человека от животного - наличие сознания - сталкивает каждого из нас с такими проблемами, как вопросы жизни и смерти, смысла существования, одиночества и свободы. При этом, чем выше рефлексивные способности, уровень образования, степень психологической развитости и чувствительности, тем глубже и болезненнее эти вопросы занимают человека, порождая экзистенциальные кризисы. 

 

В последнее время термин "кризис" чаще воспринимается, как процесс, имеющий негативные последствия. Вместе с тем, кризисные периоды, несмотря на их сложное, порой, ранящее и сбивающее с ног течение, имеют своей целью переоценку отживших свое ценностей и поиск нового смысла, то есть движение вперёд. Важно понимать, что кризис - это нормальный элемент человеческого развития. И это стоит подчеркнуть особенно, так как развитие напрямую связано с возможностью и готовностью встретиться с тем, что какая-то часть твоей жизни, образ мышления, способ взаимодействия, шкала оценок... изжили себя и требуют обновления. И необходимость пересмотра ценностей или поведенческих стратегий здесь не стоит сводить к простой оценочной категоризации: хорошо - плохо. Оглядываясь назад и принимая во внимание те обстоятельства жизни и тот уровень личностного развития, которые способствовали выработке этих критериев оценки реальности и взаимодействия с ней, необходимо отметить, что в тех условиях, в тот момент времени эти выборы были верны и действенны. Там и тогда, и на протяжении какого-то времени после, выработанные стратегии были рабочими и помогали качественно существовать и добиваться удовлетворяющих человека результатов. Но у всего в нашей жизни есть свой срок. Так и рабочие когда-то способы поведения, удовлетворяющие смыслы и соответствующие времени и обстоятельствам оценочные суждения имеют свойство устаревать. Наступает время, когда то, что вчера было достаточным и приемлемым, сегодня не вписывается в наши картины жизни, представления о себе, возможности и существование по "старым правилам" становится невыносимо мучительным. В этот период человек задаётся знакомыми ему вопросами острее, на совершенно ином, более глубоком уровне:

 

- кто Я?

 

- зачем я здесь?

 

- в чем смысл моего существования?

 

- в чем мое предназначение?

 

- как мне жить дальше?

 

- кто я в имеющихся отношениях?

 

- того ли я достиг и куда мне двигаться дальше?

 

- какой я родитель/супруг/специалист...?

 

и многие другие.

 

Эти вопросы не новы. С подобного рода переживаниями в поисках себя и попытке понять "Кто Я?" человек сталкивается начиная с рождения. Рождение и потеря столь благодатного единства с материнским организмом - первый "рубеж", когда младенец сталкивался с необходимостью физического отделения, которое запускает процесс осознания и принятия своей отдельности и индивидуальности длинною в человеческую жизнь, но уже в другой, менее осязаемой плоскости. Свидетельств этого движения к себе много, но есть и более яркие. Так, мы все очень хорошо знаем этот душераздирающий крик трехлетнего ребенка, когда на любое предложение о помощи он вопреки своим реальным возможностям разражается требованием автономности - "Я сам!". В этот период ранее так необходимое единение с матерью, её опека и стремление огородить от любых трудностей жизни начинают рассматриваться как ограничивающие автономность и индивидуальность обстоятельства и маленький человек сталкивается с невообразимой силы энергией, толкающей его в сторону узнавания себя в отдельности от значимого другого. И речь здесь идёт не только и даже не столько о желании быть самостоятельным в принятии решений и "делании" становящихся с каждым днём всё более взрослых дел, сколько о всепровозглашающем утверждении "Я есть!", "Я есть что-то отдельное от тебя и от других", "Я - не ты!", а также о глубинной попытке понять через принятие своей отдельности "Какой я?", "Для чего я здесь?", "Что мне интересно и важно?", "В какой направлении мне двигаться?" и многого другого.

 

Кризис - это дилемма, это выбор между невозможностью существовать как раньше и страхом перед неизвестностью ещё не сформированного, невыстраданноно нового представления о себе и соответствующего ему способа бытия. Но именно в кризисе мы находим новое понимание себя, других, своего места и предназначения, новое объяснение законам жизни. Именно преодолевая непроходимые заросли, непролазные топи и беспросветную темноту собственной души мы обретаем себя, реализуя бесконечно мудрый замысел Бога. 

 

Беспокойство должен вызывать кризис, который длиться слишком долго, когда ответы на мучающие вопросы не находятся, а состояние поиска и неудовлетворённости нарушает обычный ход вещей настолько, что нормальное функционирование как родителя, партнёра, специалиста, просто человека становится невозможным. Когда нарушение сна, изменение пищевых привычек, уровень тревоги и раздражительность достигают таких невыносимых пределов, что подрывают физическое и психическое равновесие. В таких случаях помощь специалиста становится не просто рекомендованной, но обязательной. Если в пределах условно нормального протекания кризисного периода специалист выполняет поддерживающую и просветительскую функцию, в ситуациях патологического нарушения жизнедеятельности необходимо более сложное и длительное вмешательство, поиск глубинных причин "застревания" в этом периоде.

 

 Кризис - это всегда поиск нового смысла. Это благодарность тому, что было когда-то, это горевание и прощание с прошлым, чтобы была возможность двигаться вперед. Это грусть, печаль, скорбь, тревога, агрессия, страх, неуверенность, неопределенность, преодоление которых позволяет расширить горизонты своих возможностей понимания и принятия себя и жизни, и выстроить более глубокую связь с собственной душой.

 

 






Об авторе статьи

`
Говрякова Надежда Сергеевна

Рейтинг психолога: 10 10

Говрякова Надежда Сергеевна

Аналитический психолог, социальный педагог. Ассоциированный член Ассоциации Аналитических Психологов (ААП). Работаю в индивидуальном формате с детьми и взрослыми
Город: Москва Стоимость приема: 2000 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Дети
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Семья
  •   Сновидения
  •   Страхи и фобии
  •   Чувства и эмоции


fghnk |
щас вон даж офицальная система играет сама с собой. используя чьито перс данные. типа как игра в шахматы или карты в одиночестве, играют и от себя и за апонента, и потом чето требуют от него в реале. неадеквата везде много.

Добавить новый Комментарий


Психолог Попкова Наталья Владимировна

Попкова Наталья

3 высших образования: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Факультет иностранных языков, MBA,...
Психолог Николаева Екатерина Николаевна

Николаева Екатерина

Психоаналитический психолог. Гештальт терапия. Работаю с широким набором запросов, в...
Психолог Мархотко Ольга Анатольевна
Консультация по Skype

Мархотко Ольга

Психолог
Психолог Давыдович Жанна Олеговна
Консультация по Skype

Давыдович Жанна

Дипломированный специалист. Осуществляю индивидуальное и семенное консультирование.
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.
Психолог Будячевская Елена Александровна

Будячевская Елена

Дипломированный психолог, специалист ДПДГ, работаю со взрослыми людьми индивидуально...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍