articles
Помните песенку про целое племя неудачников (или, как сейчас модно говорить, лузеров*) из гайдаевского кинофильма «Бриллиантовая рука»: «Что б они ни делали, не идут дела. Видно, в понедельник их мама родила…»*? И крокодил у них не ловится, и кокос не растет, в общем, все плохо.
И такие они бедные-несчастные, «на лицо ужасные, добрые внутри» – что прямо хоть сейчас же оформляй опекунство. Ну, по крайней мере, организуй массированную гуманитарную помощь.
Может, и правда у них там, на острове все настолько неблагополучно (да еще и календаря нет), что «ребятня и взрослые пропадают зря»? Что это: суровое стечение обстоятельств или неумение людей-дикарей ловить крокодилов и выращивать кокосы? А возможно, просто нежелание научиться это делать – зачем, когда вокруг столько сочувствующих? Либо страх, что не получится?..
И вообще, неудачник – это кто? Тот, кто часто сталкивается с неудачами? Или тот, кто недоволен своей жизнью?
«Неудачник» – это положение дел – или состояние души? Может ли социально успешный во всех отношениях человек быть в душе лузером? И обязательно ли опустившийся бомж, живущей где-нибудь на свалке в коробке из-под телевизора, ощущает себя неудачником?
Для начала, позвольте традиционно обратиться к авторитетам и рассмотреть один их социально-психологических феноменов, тесно связанных с нашей темой – «создание препятствий самому себе». В фундаментальном учебнике «Социальная психология» профессор Дэвид Майерс пишет об этом так:
«Нередко люди сами подрывают собственные шансы на успех, создавая препятствия, которые делают его менее вероятным. Они далеки от мысли о сознательном саморазрушении и, как правило, ведут себя так в целях самозащиты… «Никакой я не неудачник. И все было бы в полном порядке, если бы не одно "но"».
Почему люди сами мешают себе подобным пораженчеством? Вспомните, с какой готовностью мы бросаемся на защиту собственного имиджа, когда приписываем свои неудачи внешним обстоятельствам. Вы можете понять, почему люди, боясь неудачи, тем не менее способны сами мешать себе: провести полночи накануне интервью по поводу работы на вечеринке или играть в видеоигры вместо того, чтобы готовиться к трудному экзамену? Если собственный имидж человека тесно связан с результативностью его действий, закончившиеся неудачей серьезные усилия могут быть для него более травмирующими, нежели создание помех собственными руками с последующим готовым объяснением причины неудачи. Если мы потерпим неудачу, так или иначе мешая себе, то можем продолжать цепляться за ощущение собственной компетентности, а если и при этих условиях преуспеем, то лишь вырастем в собственных глазах. Препятствия, которые мы создаем себе сами, защищают как нашу самооценку, так и мнение о нас окружающих: они позволяют нам приписывать свои поражения каким-либо временным или внешним факторам («Я неважно чувствовал себя», «Накануне я слишком поздно вернулся домой»), а не отсутствию таланта или способностей.
Анализ феномена, известного под названием создание препятствий самому себе, сделанный Стивеном Бергласом и Эдвардом Джоунсом, был подтвержден авторами в ходе лабораторного эксперимента, цель которого была обозначена для испытуемых как «изучение влияния наркотиков на интеллект». Представьте себе, что вы – студенты Университета Дьюка, участвующие в этом эксперименте. После того как вы ответили на несколько трудных вопросов из теста на измерение способностей, вам говорят: «До сих пор мало кто добивался таких блестящих результатов!» Вы не помните себя от счастья, а вам, прежде чем продолжить тестирование, предлагают на выбор два «наркотика», один из которых якобы активизирует умственную деятельность, а другой тормозит ее. Какой вы выберете? Большинство испытуемых предпочли тот, что тормозит: на тот случай, если они не очень успешно справятся с вопросами, у них будет готовое объяснение».
Страх перед неудачами проявляется по-разному.
Данные многих научных исследований доказали существование различных способов, с помощью которых люди сами создают себе препятствия. Так, «они:
• перед важными соревнованиями уменьшают интенсивность тренировок (речь о спортсменах, занимающихся индивидуальными видами спорта);
• дают преимущество своему оппоненту;
• жалуются на депрессию;
• сразу же начинают плохо выполнять задание, чтобы окружающие не связывали с ними ожиданий, которым не суждено будет осуществиться;
• при выполнении трудного задания, требующего полной самоотдачи, не выкладываются так, как могли бы».
Однако создание препятствий самому себе – лишь один их способов стать неудачником. Есть и другие – и их великое множество. Равно как и вариантов классификации лузеров.
Представляем Вашему вниманию следующие категории кандидатов на звание неудачника (классификация, конечно же, весьма условная, поскольку все они во многом схожи между собой).
1. Пессимисты. Их «конек» – прогнозирование негативных ситуаций. Они всегда заранее «знают», просто уверены, что происходящее будет развиваться по худшему сценарию и уж точно не в их пользу. Понятно (рассуждают они), в таких условиях, что ни делай – все будет бесполезно.
2. Трусы. Это как раз те, кто предпочитает в своей деятельности не выкладываться по полной, так как боятся – а вдруг не получится. И, кстати, чаще всего оказываются правы… само собой разумеется.
3. Безответственные. В своих неудачах они винят внешние обстоятельства или людей, помешавшим им добиться успеха. Короче говоря, кого угодно, только не себя. Нет, ну они-то сами, конечно же, в порядке, они молодцы, и все было бы хорошо, если бы только не… опоздавший трамвай/нерадивые сотрудники/плохая организация/и т.д., и т.п. (нужное подчеркнуть).
4. Приспособленцы. Для них крайне важно всем нравиться, быть принятыми. Они стремятся быть такими, какими их хотят видеть, «угождать всем людям без изъятья». По мнению Майерса, они подобны социальным хамелеонам: «подгоняют» свое поведение под внешние обстоятельства, подстраиваются под ожидания окружающих. Получается, такие люди в большинстве случаев поддерживают установки, которые на самом деле им чужды, что и делает их в итоге несчастными лузерами.
5. Обесценивающие собственные достижения. Каких бы успехов в жизни ни удалось им добиться, они все равно считают себя неудачниками. Данный тип людей можно разделить на две подкатегории:
а) «охотник за призраками» – всю жизнь пытающийся доказать некоему значимому лицу свою состоятельность. Особенно тупиковый вариант, если тот уже умер;
б) «солдат». Когда-то, давным-давно нашему герою сказали (тоже некий авторитет), что он неудачник. И он поверил – раз и навсегда. Поскольку это человек, обладающий высокой степенью норматизации и, соответственно, низкой критичностью к спущенным сверху указаниям, ему не приходит в голову подвергать сомнению правила и нормативы, в том числе и слова авторитета.
Казалось бы, довольно грустная картина открывается, не правда ли? Однако не спешите с выводами. Ведь лузеры имеют за свои несчастья ряд психологических бонусов. Вот что пишет по этому поводу врач-психотерапевт Николай Нарицын:
«Часто бывает так, что клеймо неудачника… становится выгодно самому неудачнику. Некоторые люди так привыкают к своему несчастному положению, что оно начинает им нравиться. Чем?
• Во-первых, некоторым в жизни очень не хватает, чтобы их пожалели. Только и всего! И они начинают жаловаться на свои неудачи, а то и специально попадать во всякие неприятные ситуации, чтобы кто-то вытер им слезки и погладил по голове.
• Во-вторых, иногда люди становятся неудачниками, чтобы оправдать свой низкий социальный статус: я ничего не делаю не потому, что мне лень, а потому, что у меня все равно ничего не получится.
• В-третьих, синдром неудачника может служить хорошим прикрытием, если вы ввязались в некое соревнование, в котором вам изначально не победить. Скажем, в таком случае: две сестрички выросли вместе и постоянно друг другу доказывали, кто лучше. Но так получалось, что одна из сестер и училась лучше, и замуж вышла первой, и работу нашла высокооплачиваемую… Что делать второй сестре, если, по ее мнению, в жизни не осталось ни одной области, в которой она еще могла бы победить? Ей пришлось стать «несчастной и невезучей». Мол, не потому сестричка ее победила, что она умнее, а потому, что мне постоянно не везет!
• В-четвертых, синдром неудачника – прекрасный способ уйти от ответственности. Когда вам что-то поручают (а вы это делать не хотите), можно сказать: да, я сделаю это, но учтите, ничего не гарантирую, потому что мне всегда не везет… А поскольку такой человек (пусть бессознательно), но стремится к тому, чтобы ему в жизни вообще ничего не поручали, он с легким сердцем провалит и одно поручение, и другое, и третье. И в результате с ним никто не захочет связываться. Что ему, собственно, и было надо.
• В-пятых, синдром неудачника позволяет, извините, паразитировать на тех, кто вас превзошел. Порядочный победитель всегда протягивает руку побежденному (помогая ему подняться). Так вот. Иногда побежденный, пользуясь порядочностью победителя (а все по-настоящему сильные и умелые люди, как правило, не бывают мстительными и злыми), за эту руку хватается и старается вообще никогда не отпустить. «Ты такой удачливый, а я нет, так ты, раз у тебя все есть, теперь мне и помогай»… Как правило, синдромом неудачника страдают все профессиональные попрошайки – того или иного уровня. Мол, тот, кому «везет», за свое везение в некотором роде мне должен. И попрошайка не задумывается, что чужое «везение» – результат трудной работы, и что если не убеждать себя в своих неудачах (и тем более их не бояться), тоже можно кое-чего добиться в жизни… А зачем ему об этом задумываться? Ему невыгодно.
Случается даже так, что ребенок, выросший под аккомпанемент маминого «все равно из тебя ничего не выйдет», сам хоронит себя как личность и остается под маминым крылышком – в качестве своеобразной мести. И когда родительница, устав обихаживать великовозрастное дитя, в сердцах скажет: «сколько же можно на шее у матери сидеть!», в ответ наверняка услышит: «Но ты же говорила, что из меня ничего не выйдет – вот видишь, ты была права. Но если я сам не сумел себя прокормить, кто же сделает это, кроме тебя?»
Так в чем же принципиальное отличие неудачников от людей, добившихся настоящего успеха в жизни? Может быть, у вторых начальные условия более благоприятные?
Вряд ли. Есть немало примеров тому, какие отборные лузеры зачастую получаются из тех, кто был щедро одарен от природы, а также из так называемой «золотой молодежи», уже родившиеся в полном достатке и массой потенциальных возможностей. «Встречая настоящие препятствия, – говорит о подобных личностях писатель Михаил Веллер, – они легко ломаются. Или легко отступают: на кой черт горб гнуть, если можно легко и удачно делать другое дело. Любимцы компаний и кумиры поклонников их талантов, они легко спиваются и сходят на "нет"».
В качестве ответа на заданный вопрос разрешите предложить цитату из того же Веллера: «К неудачникам… можно отнести… тех, кто не понял, что умение поймать за хвост удачу — это умение встать ровно столько раз, сколько упал, а не на один меньше». Элегантно, просто и лаконично. И очень точно.
С философской точки зрения жизнь человеческая – как плавание по морю на лодке. И если правильно ей управляешь, всегда можно продвинуться в нужном направлении. Если же бросишь весла, то даже попутные течение и ветер не помогут.
«Мы либо делаем себя жалкими, либо делаем себя сильными – объем затрачиваемых усилий остается одним и тем же». Карлос Кастанеда
* Лузер/looser (от англ. «to loose» – терять) – неудачник.
* «Остров невезения», стихи Леонида Дербенева.
Прихидько Алёна Игоревна - кандидат психологических наук, психолог:
Редкий человек сам называет себя неудачником. Как правило люди называют себя неуспешными тогда, когда у них что-то не получается. Говоря слова типа: "ой, ну вот все как всегда через одно место..." человек оправдывает свой неуспех. Оценка себя как неуспешного, действительно, снимает ответственность с человека и перекладывает ее на внешние обстоятельства. В то же время окружающие могут оценивать человека как неуспешного в целях упрощения восприятия. Когда ты уже поместил кого-то на полку и наклеил ярлык можно не ломать голову в попытках понять другого - неудачник, что с него взять. Думаю, что первый шаг к тому, чтобы снять с себя ярлык лузера - это начало осознания собственной роли в том, что происходит в жизни. И начинать такой путь можно с простых шагов. Например, я часто говорю, что минимум, который человек может изменить - это свое тело. Тело легче менять, чем мысли, телом управлять легче, чем умом. Именно поэтому, многие практики развития начинаются с воздействия на собственное тело. Когда человек что-то меняет в своем облике, пищевых привычках, начинает делать минимальную зарядку - тело откликается, и можно увидеть реальные результаты своей собственной активности. Причем результаты успешные. Понимание того, что ты сам можешь чем-то управлять, постепенно расширяется. Цели становятся более конкретными, а вера в себя растет день тот дня. Она будет расти, если для нее появится "питание". Питание в виде небольших, аккуратных, постепенных шагов. Аккуратных и уважительных по отношению к собственной неудачливаости, которая какое-то время уберегала и защищала пусть от мнимых трудностей, но все равно защищала.