articles
…Они расстраивались, как расстраиваются дети. Их глаза были влажными от слез обиды… И все же они говорили, что ничего страшного, так бывает. И так надо…
Учителя и педагоги- участники второго Всероссийского форума для одаренных детей в г Ярославле «Место рождения талантов». Именно они привезли ребят на форум, были среди них и те, кто готовил учеников к Олимпиаде, к защите проекта, просто учил понимать своей предмет…
Им сказали: «Здесь мероприятие, прежде всего для детей. Вы- на втором плане. Будут занятия и программа, но в первую очередь- дети». И они согласились. Это справедливо. Форум же детский.
В течение всего форма я и моя команда, в составе которой я была, работали с педагогами. Мы имели честь соприкоснуться с «Золотым педагогическим запасом России». И это действительно так. Здесь, на форуме, я поняла, что у нас в стране есть не просто учителя, а Учителя. Они искренне и бескорыстно любят свою профессию, осваивая через нее свой Жизненный Путь, реализуя свое Призвание. Двигателем их работы является две любви: к детям и к своему предмету. И ничто, и никто не сможет остановить или демотивировать их.
Так уж повелось: учительская профессия всегда встречается с какими-то трудностями. Перемены, нововведения, обновления. Прожить, принять и реализовать их бывает очень сложно морально и тяжело, порой, даже физически. Сил на все не хватает. Но тот, чья миссия- учить других детей, преодолевает все. Наверное, потому что их ведет Сердце.
Дети играли в будущее, придумывали командные проекты, мечтали, размышляли над сложными вопросами современности и просто дружили.
Педагоги- общались, обменивались опытом, делились наработками друг с другом. Нам хотелось, чтобы они создали свое профессиональное сообщество, чтобы они поддержали друг друга и прежде всего, морально, обновив свои силы и преодолев сомнение, уныние, шли дальше. Поэтому мы предлагали учителям практику. Было много мастер-классов, лабораторий, тренингов. Не обошлось и без лекций.
Буквально в первый же день педагоги, мало знакомые друг другом, съехавшиеся со всех уголков нашей большой России, к вечеру общались и взаимодействовали так, будто знали друг друга давно. Общались, будто собрались в большой учительской. Они и прозвали потом наш зал под лестницей, где проходили все основные встречи, «Учительская».
За 4 дня работы на форуме педагоги создали реальные проекты, и план их реализации представили на заключительном сборе. Это на столько реальные планы и готовность к реализации на столько высока, что нет сомнений- все проекты воплотятся в жизнь. И это будут хорошие решения для образования и учительской работы.
А еще: они сочинили песню. О форуме, о детях, для детей. Они придумали ее на одном дыхании, чуть свет примчались на репетицию, чтобы спеть ее детям на закрытии. Они ехали их Тобольска и Москвы, и «прихватили» с собой гитары. Ну, какой же химик и физик без гитары!? Они пели красиво, в ноты и играли в две гитары…
Дети были бы счастливы, услышать их творение….
…Но… На них «не хватило времени». Церемония закрытия «слишком затянулась». И спеть им не дали… Конечно, ведь форум, прежде всего, для детей.
Наверное, спеть- это длинная история в режиме цейтнота. Но, награждая ребят грамотами, поздравляя и отмечая их достижения, никто из ведущих, так и не упомянул о тех, кто помог детям раскрыть свой природный дар мыслителя, достичь успехов в познании, кто вывел их на путь Мастера. Никто не вспомнил про их Учителей…
…И они плакали… Учителя…Что ж с них возьмешь… Они как дети. Так же легко радуются, как и глубоко расстраиваются. В них жива и ярка эмоция. Они чувствуют детей и жизнь через нее. И плохо научились свои эмоции скрывать, хотя упражняться в этом приходиться на каждом шагу. Все равно, не преуспели. Все вылезает наружу.
..Их искренне хотелось поддержать, восстановить «баланс между брать и давать», дать понять, что мы все равно знаем: они- незримые помощники, стоящие за спинами этих успешных и необычайно талантливых деток, вместе с родителями этих детей, они те, кто ведет ребят к успеху.
Мы осознаем это и ценим их труд.
Хочется сказать о том незримом посыле, который прослеживается у нас в народе в теме материнства. Здесь у нас всегда на первом месте ребенок. И чтобы не происходило с мамой, как бы она не была занята, какой бы уставшей она не была, «если дитё заплакало, все срочно бросай и беги к дитю!». «Жалею- значит люблю», «Ради ребенка я готова на все», «Что ж с ним поделать, он еще такой маленький»- благородные и очень красивые общественные послания всем, кто находится в материнстве: заботится, развивает и взращивает ребенка. Насколько эти послания полезны и экологичны для взросления самого ребенка и ощущения внутреннего удовлетворения матери, для ощущения счастья обоих? Неужели счастье материнства заключается только в самопожертвовании и обесценивании себя и свои чувств на благо развития ребенка?
На мой взгляд, стиль взаимоотношений «Мама при ребенке» способствует выращиванию эгоиста, потребителя, которому не знаком закон баланса в отношениях.
Здоровье же и экологию в отношениях между взрослым и ребенком приносит формула «Ребенок при маме». Ведь «она большая, а он маленький», «она первая, а он - второй». И тогда понимается основная суть закона передачи опыта: «по ступенькам дальше вперед»; и тогда чувствуется истинная любовь и признание ко всем тем, кто когда-то в тебя вложился, помог, воспитал, и это ощущение благодарности им, порождает в тебе желание отдавать, идя вперед. Свои знания, свой жизненный опыт, свои таланты и любовь- дальше, следующим детям. И ты знаешь как это: делиться опытом со следующим поколением в знак благодарности твоим Учителям.
Нам стоит быть очень осторожными сегодня, восхищаясь современными детьми. Это большая ценность понимать, как движется в развитии своем человечество в целом и каждый из нас в отдельности. Понимать, что помимо нашей природной одаренности, данной нам по праву рождения, есть вклад в нас наших близких, заботливых и верных людей, которые нас любят и искренне хотят, чтобы мы добились успеха.
Учительство- это тоже материнство. И неважно учитель женщина или учитель мужчина. С точки зрения заботы о другом, его опека, передача ему опыта- все это часть материнства.
И очень важно, понимать суть и содержание двух разных посылов: «учитель при ученике» или «ученик при учителе». Хороша ли позиция «ребенка-партнера»? Психологи говорят – да. Но, если эта позиция выражается в панибратстве, в обесценивании старшего, в ранней самоуверенности и «звездной болезни», то- нет.
Настоящее Учение передается от Учителя к ученику.
Суть ремесла познается в служении у Мастера в подмастерьях.
И нет другого, более эффективного пути стать успешным руководителем, кроме как через получение собственного опыта подчиняться и слушать другого.
Когда сегодня учителя говорят о том, что необходимо поднять статус профессии учитель, думаю, они имеют в виду именно это.
Мы- необычайно талантливы и уникальны- это правда. Всем нам при рождении дана «Искра Божья», и все-таки не стоит забывать, что Бог ( вероятно в заботе о нас) посылает нам еще и тех, кто, встречаясь на нашем жизненном Пути, помогает нам «разгореться», прийти в состояние ресурса. Тех, «кто нас выводит в Люди», тех «кто нас выводит в Мастера». И у каждого в Сердце такой Учитель есть. А может и не один.
…Я давно больше не учитель, но я помню, что там очень много всего живого, настоящего, очень много чего «с надрывом», «через нервы» и «через тернии- к звездам». И все же- это самая вечная, живая и благородная профессия. И если вам в жизни посчастливится прикоснуться к ней, будьте Учителем с большой буквы. И пусть ваше Сердце никогда не забывает своих Учителей. Ведь им немного надо. Просто, чтобы, покидая их, отправляясь в свой собственный успешный Путь, ты тихо и кратко сказал им: «СПАСИБО ВАМ ЗА МЕНЯ!».
С уважением и благодарностью к своим Учителям...