articles
Психологами сегодня хотят быть многие. Теперь уже никому не надо доказывать, что знания в психологии помогают не просто обрести интересную и востребованную специальность, но и обеспечивают эффективность человека во многих сферах его жизни. Спрос рождает предложение и вот уже огромное количество ВУЗов и психологических организаций создали психологические факультеты. Теперь получить психологическое образование, а также повысить свою квалификацию в профессии психолога - не трудно. Было бы желание. Трудно получить ХОРОШЕЕ образование, такое, которое даст реальные практические навыки работы, реальный инструмент преобразования своей жизни и взаимодействия с людьми. К сожалению, часто радужные планы людей, стремящихся получить психологическое образование, натыкаются на определённые препятствия. Как сказал один знакомый: «Вроде информацию получил, лекции прослушал, но как применить эти знания к реальной жизни, так и не понял. Этого как раз и не объяснили. В общем, только время потерял».
О том, как не ошибиться в выборе учебного заведения и не потратить напрасно ни времени, ни денег, ни усилий, мы спросили у кандидата психологических наук, вице-президента Центра помогающей психологии «Линия времени»,официального преподавателя и супервизора ОППЛ, "безусловного профессионала психотерапии", сертифицированного ЕАП (Европейской Ассоциацией Психотерапии)
Улитовой Елены Сергеевны:
Психологический Навигатор: Елена Сергеевна, на что следует обратить внимание при выборе места для обучения?
Елена Улитова: Да, действительно, куда пойти учиться на психолога? Как говорил Чеширский кот Алисе «Это зависит от того, куда вы хотите прийти». То есть это зависит от того, каким профессионалом вы хотите стать. Хотите ли вы понимать устройство психики человека, быть научным работником в области психологии, преподавателем, заниматься психодиагностикой. Или вы хотите помогать людям стать более счастливыми и успешными, т.е. работать с конкретным человеком, испытывающим определённые психологические трудности. Классическое психологическое образование даёт теоретическую основу для понимания психики человека, структуры личности. Обучение практике психологического консультирования и гуманитарной (немедицинской) психотерапии формирует практические навыки психологической помощи. Эти навыки позволяют построить психотерапевтическую беседу с клиентом таким образом, что он находит свои собственные способы справиться со стрессом, страхами, сложными отношениями с близкими, психосоматическими заболеваниями, вредными привычками и т.д.
У организации, которая обучает практике психологического консультирования, должна быть ясная программа обучения, лицензия на образовательную деятельность. Хорошо ещё заручиться положительными отзывами выпускников этого учреждения, и спросить студентов, нравится ли им процесс обучения.
Психологический Навигатор: Ваш центр ориентирован, скорее, на практику?
Елена Улитова: Центр «Линия времени» даёт практическое образование. Студенты с первых занятий осваивают навыки практической работы, современные психотехнологии. Кроме того, изучаемые техники работы с клиентом в нашем Центре во многом являются авторскими разработками составителей учебной программы, и представляют собой очень конкретный инструментарий профессиональной психологической помощи, которому преподаватели детально обучают до его полного понимания и освоения студентами.
Учебные группы в нашем Центре небольшие, что означает индивидуальную подготовку каждого студента, и позволяет передавать мастерство из рук в руки.
Обучающая программа представляет интегративное направление психотерапии, включающее в себя: клиенто-центрированную психотерапию, гештальт-терапию, базовые навыки психодрамы, нейро-лингвистичекую психотерапию, основы эриксоновского гипноза, трансактный анализ. Это позволяет нашим обучающимся консультантам выработать свой личный психотерапевтический стиль, выбрать из предлагаемых направлений методы наиболее подходящие как консультанту, так и клиенту.
Психологический Навигатор: Часто академическое обучение бывает довольно скучным. Сплошные лекции, семинары, зачёты… Много ли Вы даете практических занятий?
Елена Улитова: Наше обучение полностью проходит в форме тренингов, на которых вырабатываются навыки консультирования. При этом на занятиях обязательно даются теоретические основы каждого направления психотерапии, положения которых проверяются на практике самими студентами. Обучение является необыкновенно увлекательным процессом, который проходит в атмосфере принятия, доброжелательности и персонального внимания к каждому обучающемуся. Одновременно студенты получают много часов индивидуальной психотерапии, являясь условными клиентами на практических занятиях. Это возможно, потому что на занятиях моделируется консультативная сессия, на которой разрешаются реальные психологические затруднения обучающихся.
Психологический Навигатор: Почему Вы предлагаете не совсем обычное образование: программу по Интегративной психотерапии? В чем преимущество такого подхода как в обучении, так и в дальнейшей профессии?
Елена Улитова: Конечно, программа не случайна. Интегративная психотерапия – одно из признанных направлений современной психотерапии, зарегистрированных в Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиге (ОППЛ). В соответствии со своим названием оно объединяет несколько ведущих классических направлений. Мы включили в нашу программу изучение этих направлений в строго определённом порядке. Первое, что преподаётся, это базовые навыки психологической поддержки на основе клиенто-центрированной психотерапии Карла Роджерса. Применение их психотерапевтом даёт возможность клиенту почувствовать себя понятым, даёт возможность ощутить себя в безопасности, избавиться от страха оценки и осуждения со стороны другого человека. Изучение гештальт-терапии добавляет знания о психологических механизмах взаимодействия человека с окружением и некоторые технологии работы с определёнными проблемами. Базовые навыки психодрамы мы используем для того, чтобы наши будущие психотерапевты стали более активными и спонтанными во взаимодействии с клиентом, научились использовать не только свою личность, но и своё тело, как инструмент психотерапии. Нейролингвистическая психотерапия – это целый набор очень эффективных методик сбора важной информации о клиенте и помощи ему в разрешении трудностей и в достижении успеха. Изучение эриксоновского гипноза добавляет нашим студентам владение особенным языком психотерапии, позволяющим менять состояние клиента на наиболее продуктивное для создания необходимых изменений. И, наконец, последний блок нашей программы – трансактный анализ и психология судьбы, помогает построить полную жизненную стратегию человека-победителя (а также, как мы шутим, «снять порчу, родовое проклятие, венец безбрачия»)
Психологический Навигатор: Выпускники многих ВУЗов и курсов повышения квалификации жалуются на то, что после окончания этих курсов их преимущество состоит лишь в том, что они получают документ об образовании. Но они не в состоянии работать с людьми, боятся, у них нет практики и реальных умений. Решается ли эта проблема у Вас? Готовы ли Ваши выпускники к работе с клиентами после окончания Ваших программ?
Елена Улитова: Действительно, классическое образование по психологии больше ориентировано на анализ психических функций и на выявление особенностей личности. Это все замечательно. Но знают ли молодые специалисты как помочь реальному человеку стать более успешным и счастливым, как справиться с трудными ситуациями, такими, как смерть близких, развод, сложные отношения? Что делать с вредными привычками (курение, переедание и проч.), со страхами, психосоматическими реакциями? Наши выпускники полностью готовы к работе с клиентами. Более того, наши студенты начинают консультировать, пройдя только первую ступень подготовки «Базовые навыки психологической поддержки». Конечно, это, как правило, друзья, знакомые. Тем не менее, консультации получаются вполне профессиональные. Хотя в них ещё используется ограниченный набор технологий, но они уже сильно отличаются от бытовых советов. Это подтверждают наблюдения супервизоров, которые курируют наших студентов. А те психологи, которые уже работают консультантами, сразу включают новые навыки в свой арсенал.
Психологический Навигатор: Знаете ли Вы о профессиональной судьбе тех, кто уже закончил у Вас обучение?
Елена Улитова: Нам очень интересно следить за судьбой наших выпускников, и они тоже не теряют с нами связь. Мы гордимся их успехами. Часть из них остаются на тех же рабочих местах с новыми знаниями и навыками. Они говорят, что качество их работы с клиентами значительно выросло, они действительно знают, как помочь конкретному человеку. Другие меняют содержание своей деятельности, становясь руководителями высокого уровня, ведущими разнообразных тренинговых программ, открывают свои центры практической психологии. Одна из наших выпускниц, придя в крупную риэлторскую компанию в качестве директора по персоналу, после нашей обучающей программы получила в компании титул «Лучшее приобретение года». Если наши выпускники остаются в своей прежней профессии, не связанной с психологическим консультированием, они становятся более профессионально эффективными и успешно реализуют свои амбициозные карьерные планы.
Психологический Навигатор: Ваши программы могут быть полезны только психологам?
Елена Улитова: В нашем Центре обучаются не только те, кто хотят стать профессиональными консультантами, но и просто люди, интересующиеся гуманитарной психотерапией «для себя». Они не имеют базового психологического образования, у них самые разнообразные профессии, начиная от математиков-физиков-программистов и до лириков (писатели, поэты, философы), а также врачи, которые хотят работать не только с больным органом, но и с человеком в целом. Некоторые из них, тем не менее, меняют профессию и становятся консультантами-профессионалами.
Отзывы выпускников Центра:
Ольга Сульчинская, филолог, член союза писателей, психолог-консультант:
«Прошло 14 лет с тех пор, как я поступила в Высшую Школу Гуманитарной Психотерапии (сейчас Центр помогающей психологии «Линия времени»). Я отсчитываю время не с окончания, как принято (хотя в должный срок я завершила курс обучения и получила свой диплом), а с поступления. Потому что именно там находится важная для меня точка отсчета, можно сказать, поворотный момент. Попробую объяснить. Сколько себя помню, я - человек замкнутый и грустный. Быть вдобавок к этому одинокой и несчастливой вполне логично. Так до поры и было. Однако однажды, поздравляя друзей с наступающим праздником, я поняла, что провела за компьютером больше часа и все ещё не успела написать всем. А в одно удивительное утро я проснулась в очень странном расположении духа. "Счастлива", - сказал мне внутренний голос. Иногда он то же самое говорит перед сном. Я по-прежнему довольно замкнута и не то, чтоб особенно весела. Но мир - да, он точно изменился. Не хочу сказать, будто бы психотерапия имеет к этому отношение. Предлагаю считать это просто совпадением.»
Дмитрий Минаев, бизнес-аналитик, студент 2-го курса обучающей программы Центра помогающей психологии «Линия времени»:
«Ещё полтора года назад (я тогда руководил отделом розничных продаж в Москве на той же фирме) я даже предположить не мог, что буду учиться на психотерапевта. В то время в моей компании работал бизнес-тренер Володя Азаров, он-то и посоветовал мне пройти обучение по курсу Трансактного анализа, убедил, что это поможет мне эффективнее руководить отделом и лучше познать себя.
Свое обучение в "Линии Времени" я начал не совсем стандартно: по рекомендации своего знакомого, я пошёл на курс Трансактного анализа (ТА изучают на 3 году обучения). Конечно, не все было понятно (сказывался пропущенный материал), но сами принципы ТА я усвоил. Полученные знания значительно повысили эффективность моих коммуникаций, как с подчиненными, так и с коллегами и с руководством, появилось понимание того, что движет людьми, значительно улучшились отношения в семье.
Закончив курс ТА, я решил пройти полное обучение, хотя, по крайней мере, в ближайшем будущем, не собираюсь профессионально заниматься психотерапией. Сейчас я закончил 1 курс - освоил клиенто-центрированную психотерапию и гештальт-терапию. На своей основной работе успешно провожу психотерапевтические сеансы с коллегами, получается довольно хорошо (хотя и тут мой драйвер "быть совершенным" не даёт мне быть до конца довольным собой, есть куда расти). Кроме того, ещё сильнее укрепились отношения с женой (мы вместе уже 21 год), прямо-таки ренессанс отношений! Очень заметно улучшилось качество коммуникаций, как на работе, так и при общении со знакомыми, с близкими людьми, особенно это заметно при общении с теми, с кем давно не общался. Наиболее ценным для меня является то, что я не только могу помочь кому-то, но и я сам могу отследить, понять и улучшить то, что мешает мне в себе, в общем, повысить "качество жизни". А ещё обучение способствует моему личностному росту, помогает профессионально расти и развиваться»
Елена Логинова, психолог-консультант, детский гуманитарный психотерапевт:
«Центр "Линия времени" - пространство для осуществления мечты.
На выпускном собрании в школе учитель, вручавший мне аттестат, порекомендовал поступать в педагогический, отмечая проявившуюся способность объяснять соученикам учебный материал доступно, терпеливо, понятно и структурировано. Я пошла в технический. Если бы тогда я чувствовала себя уверенней, стала бы поступать на психологический факультет. Однако эта мечта где-то подспудно вызревала и крепла, потом стала заявлять о себе: Университет марксизма-ленинизма - пропагандист школы комсомольского политического просвещения; Академия астрологии - астролог-консультант; гуманитарный факультет авиационного института - психолог-консультант. Большой запас знаний, исследовательский интерес, огромное желание и попытки начать консультирование, тем не менее, не принесли удовлетворения, потому что замечала, что в работе с клиентами отсутствовало самое главное - взаимно обогащающее общение.
Лично для меня роль оракула доступно и терпеливо вещающего собеседнику, какая его ждёт счастливая жизнь, если он будет поступать так или иначе, мягко говоря, неприятна.
Поиски учебного заведения, где можно получить практические навыки построения эффективных взаимоотношений привели в 2001 году в Высшую Школу Гуманитарной Психотерапии (ВШГП), теперь это Психологический Центр "Линия времени".
С первого занятия, а начала я с третьей встречи, каждой клеточкой и всеми органами чувств, определила, что это именно то, что искала. Попав в сказочную страну психотерапии, каким-то неуловимым волшебным образом, стали реализовываться желания, разрешаться проблемы, изменяться окружающий мир. На первой супервизии, получив (авансом) зачет по Роджерсу, я представляла себя магом из песни Аллы Пугачевой, правда, с положительным результатом. Чтобы разобраться в том, что же я делаю и как это волшебство, происходит несколько раз, прошла этот курс. Признаюсь, если бы была возможность ещё бы ходила и ходила, ведь каждый раз происходят новые открытия и познаешь какую-то новую грань психотерапевтического мастерства.
На мой взгляд, программа школы, методика и стиль обучения предоставляют оптимальный объём знаний, умений и навыков из разных направлений современной психотерапии. Обладая таким инструментарием, психотерапевт имеет возможность обогащать кладовую мастерства или, углубляясь в одно из направлений, или расширяя свой опыт, использовать наиболее эффективные стратегии.
Моя мечта сбылась, теперь я консультирую в частном кабинете, читаю лекции, создаю и провожу тренинги, готовлю мастерские по обмену опытом и обучению. От своей деятельности получаю радость, удовлетворение, деньги, и вся моя жизнь наполнена творческой энергией».
Психологический Навигатор благодарит Елену Сергеевну, а также ее выпускников за такие подробные и интересные ответы и комментарии. Надеемся, что, столкнувшись с выбором учебного заведения, вы совершите правильный выбор. И возможно вашим выбором станет Курс обучения Интегративной психотерапии Центра помогающей психологии «Линия времени», где вы станете не только высококлассным специалистом в психотерапии и психологическом консультировании, но и повысите качество своей жизни, найдёте правильные ответы на многие волнующие вопросы.
Телефон Центра помогающей психологии «Линия времени»: +7 (495) 585-43-59.