articles
Квест
«Сами с усами»
для детей от 1,6 г до 3 лет совместно с родителями
Цель:
Ø Развитие навыков практической жизни
Задачи:
Ø Развитие мелкой моторики рук, сенсомоторной координации
Ø Развитие концентрации и устойчивости внимания
Ø Обогащение сенсорного опыта
Ø Обогащение словарного запаса
Ø Развитие музыкально-ритмических навыков
Ø Способствовать формированию навыков самообслуживания
Ø Создание позитивного эмоционального фона совместной игровой деятельности
Педагогическая система Марии Монтессори возникла на рубеже 19 и 20 вв. и стала практическим воплощением принципов гуманизма и уважения прав личности в области педагогики.
Применение принципов монтессори-педагогики стимулирует развитие ребенка, дает заметный результат с точки зрения детской психологии и педагогики; и всего за два десятилетия ( с 1990-х годов) эта система стала в России очень востребованной и авторитетной.
Принципы, провозглашенные автором – врачем и педагогом Марией Монтессори, - перекликаются со знакомыми нам отечественными системами воспитания. Однако следует обратить внимание на то, что ее отличает: в ее системе задача взрослого – не вести за собой ребенка, не наставлять, но создать особенные условия, содействующие как бы его «саморазвитию».
Когда взрослый создает для детей продуманную, подготовленную среду, малыши могут сами реализовывать свои возможности, и тем самым – поступательно развиваться.
Важно понимать, что в центре процесса находится ребенок (со своими особенностями и индивидуальными запросами), и вокруг него – особая среда.
Внутри этой системы с ребенком рядом находится педагог, который не учит, не заставляет, не контролирует, но – помогает.
Эти принципы обучения также возникли на основе уважения к человеческой личности, понимания человека как уникального, требующего всестороннего внимания и уважения. Так появляется принцип индивидуальности, за которым органично следуют принципы социального взаимодействия, личного пространства, самокоррекции (все они глубоко продуманы и наполнены специфическим содержанием) и формирования не абстрактного, а конкретного жизненного опыта.
Жизненный опыт в понимании Монтессори-педагогики противостоит складывающейся традиции гиперопеки, устранения ребенка из системы простых бытовых отношений, создания посредников и помощников, организующих обслуживание потребностей ребенка.
Развивать ребенка можно и нужно с помощью простых и важных предметов обихода. Тряпочки, щетки, миски, разделочные доски – это те предметы быта, которыми взрослые пользуются в повседневной практике, но зачастую делают эти предметы и связанные с ними операции недоступными для малышей. Между тем получение опыта работы с водой, пуговицами и застежками, крупами и макаронными изделиями станет основой маленьких и значительных побед ребенка в других областях.
Игровое занятие, которое мы предлагаем вашему вниманию, создано специалистами, использующими принципы монтесори-педагогики в своей профессиональной работе. Нам хотелось познакомить родителей и их детей в игровой увлекательной форме с тем эвристическим потенциалом, который заключен в простых формах этого метода и часто скрыт от взгляда недостаточно опытных родителей.
В ходе игрового занятия мы уделяем особое внимание навыкам самообслуживания и получению бытового опыта. Это позволяет наглядно продемонстрировать реальные возможности малыша/, а также его потребность в такой деятельности.
До 8 детей и их родители.
- кукла;
-кукольная мебель для создания мизансцены кукольного домика: кроватка, столик и стульчики и.т.п.
- подносы (по числу участников);
- ленты и резинки для волос основных цветов;
- коробочки с разными способами открывания, ключи, замки;
- платочки, прищепки, сушилка для белья;
- пары детских варежек и корзина;
- сахарница и макароны-перья (по числу участников) ;
- баночки с прорезью, пуговицы разных размеров и цветов (по числу участников);
- бусины и шнурки(по числу участников) ;
- пособие «Деревянная пуговица» для шнуровки (по числу участников) ;
- набор пиалы с тарелками, губка, вода (по числу участников);
- спортивный инвентарь: спортивный бум, кочки, тоннель, малярный скотч;
- мыльные пузыри, парашют;
- соленное тесто, крышки для банок, различные крупы и макаронные изделия (по числу участников);
- салфетки влажные;
- салфетки сухие;
- столы и стулья;
- тумба с полкой.
- оборудование для музыкального сопровождения, проигрывания аудиофайлов
игровое занятие проводится в большом помещении, предварительно .
Рекомендуется провести зонирование помещения, так, чтобы было удобно проводить разные упражнения: зона со стульчиками и столиками, зона для двигательной активности и упражнений на ковре и т.п.
Структура квеста
Вводная часть (5-10 минут)
Ведущий знакомится с детьми и мамами, происходит мотивирование детей на деятельность, постановка цели.
Основная часть (35-40 минут)
Проводятся основные задания, содействующие развитию внимания, самостоятельности, расширению сенсорного и тактильного опыта. Участники выполняют последовательно все упражнения.
Завершение (5-10 минут)
Ребята с родителями участвуют в процедуре прощания, которая создает атмосферу теплого эмоционального контакта между участниками и поддерживает позитивный эмоциональный настрой.
Детей встречает ведущий. Обращается к ребятам, представляется сам и знакомится с ними.
Ведущий: Здравствуйте, дети! Знакомьтесь, это кукла Маша. Ведущий показывает детям куклу, при необходимости подходит к каждому ребенку, чтобы тот мог лучше рассмотреть и потрогать куклу .Она хочет попасть на праздник мыльных пузырей. Кукле надо помочь переделать все домашние дела, найти ключи от двери и отправиться на праздник мыльных пузырей. И мы с вами ей поможем!
Основная часть.
Ведущий: Посмотрите, какой беспорядок у Маши в комнате. Давайте ей поможем навести порядок.
Упражнение 1. Подвижная игра «Собери Прищепки»
Цель: снятие эмоционального напряжения, создание психологически непринужденной атмосферы.
По залу разбросаны яркие крупные прищепки в достаточном количестве, у ведущего в руках – корзинка.
Ведущий: Посмотрите, как много рассыпалось прищепок. Давайте их соберем в корзинку.
Дети собирают разноцветные прищепки в корзину.
Экспериментально-исследовательская деятельность «Сухое-мокрое»
Цель: стимулирование исследования окружающего мира
Ведущий: Ребята, зачем же нашей Маше нужны прищепки? Она постирала платочки и ей надо помочь их повесить. Ой, а сушилка для белья занята. Давайте потрогаем его и решим, сухое ли белье? Сухое! Пора его снимать.
Дети трогают, снимают белье и складывают его в корзину. А теперь развешиваем Машины мокрые платочки.
Упражнение 2. "Повесь белье"
Ведущий: Мы с вами освободили сушилку от белья, которое уже высохло. Теперь повесим постиранные Машей платочки.
Дети берут по одному платочку из тазика и фиксируют платочки на веревке с помощью прищепки. Ведущий с родителями участников помогают, показывают детям, как правильно выполнить это задание
Ведущий: Посмотрите, с белья накапало много воды, нам нужно ее собрать. А собирать мы будем ее с помощью губки.
Упражнение 3. "Собери воду".
Цель: развитие мелкой моторики, развитие бытовых навыков,
Дети губкой собирают воду и отжимают ее в емкость (пиала, тазик, ведро).
Ведущий: Ребята, давайте посмотрим вокруг… порядок теперь у нас? Правильно, непорядок! Все варежки у Маши перепутались. Давайте ей поможем разложить варежки по парам.
Упражнение 4. Подвижная игра "Найди пару варежке".
Цель: развитие внимания, мышления, координации движений
На полу в произвольном порядке лежат варежки. Дети находят две одинаковые варежки и складывают на полку попарно.
Ведущий: Посмотрите какой порядок и теперь у нас появилось место, где мы можем с вами потанцевать.
Упражнение 5. Музыкально-ритмическое упражнение под музыку Е.Железновой «Тук, ток»
Цель: развитие музыкально-ритмических навыков, произвольности и саморегуляции, крупной моторики
Дети встают в круг и выполняют движения под музыку.
Ведущий: Давайте поможем Маше навести порядок на кухне.
Упражнение 6. "Собери макароны"
Дети садятся за стол, на котором стоят заранее подготовленные подносы. На подносе пиала с макаронами и сахарница с дозатором.
Детям предлагается переложить пинцетным захватом макароны в сахарницу.
Ведущий: А теперь мы с вами поможем Маше испечь пиццу.
Упражнение 7. "Пицца"
Цель: развитие творческих способностей, тактильного восприятия
Раздается соленое тесто, пластиковая крышка и разные виды круп. Дети разминают тесто в крышке и делают начинку из крупы.
Ведущий: Пока пицца готовится, мы с вами можем потанцевать.
Динамическая пауза Музыкально-ритмическое упражнение под музыку Е.Железновой «Тук, ток»
Ведущий: Теперь мы начнем собираться на праздник мыльных пузырей. У Маши рассыпались бусы, давайте поможем их собрать.
Упражнение 8. «Бусы»
Цель: развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации
Дети нанизывают бусины на шнурок.
Ведущий: Какие красивые бусы у нас получились. Ой, а у нашей Маши оторвались пуговички на пальто. Давайте их соберем.
Упражнение 9. «Собери пуговки»
На подносе стоит банка с прорезью и пиала с пуговицами разного размера. Дети собирают пуговицы в банку.
Ведущий: Пуговички собрали и теперь нам надо их пришить.
Упражнение 10. «Шнуровка»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движения, концентрации внимания
Дети «пришивают» деревянную пуговицу.
Ведущий: Надо кукле сделать прическу, а ее резиночки и ленточки рассыпались и перепутались.
Упражнение 11. Подвижная игра «Сортировка»
Цель: развитие сенсорного восприятия
На полу лежат ленточки и резиночки основных цветов, а рядом с куклой четыре разноцветные емкости.
Дети раскладывают ленточки и резиночки в соответствующие по цветам емкости.
Ведущий: Мы помогли нашей Маше переделать все дела и теперь мы вместе отправимся на праздник мыльных пузырей, но… Маша не помнит, где ключи от двери. А сейчас мы поможем ей их найти.
Упражнение 12. «Найди ключ»
Цель: развитие мышления, мелкой моторики, навыков самообслуживания, любознательности
Перед участниками выкладываются на столы так, чтобы были доступны каждому, коробочки и шкатулки с разными типами открывания. Ключи лежат в коробочках с разным способом открывания.
Дети находят ключи.
Ведущий: А теперь нам надо открыть замки.
Упражнение 13. «Открой замок»
Цель: развитие мышления, мелкой моторики, координированной работы рук
Перед участниками на столиках расставляются комплекты навесных замочков и ключей к ним, маркированных определенным цветом. Цветовая маркировка – подсказка для правильного выбора ключа ребенком. Ведущий с родителями участников помогают, показывают детям, как правильно выполнить это задание
Дети открывают и закрывают ключами замки.
Ведущий: Мы с вами все сделали! В комнате убрались, белье повесили, помогли кукле Маше с прической, приготовили еду и даже ключики нашли, Теперь Можно отправляться в путь.
Упражнение 14: Двигательное упражнение «Лабиринт»
Цель: развитие крупной моторики
Дети проходят по деревянному буму, кочкам и проползают через туннель.
Ведущий: Вот мы и пришли!!!
Зал стилизован для представления мыльных пузырей. Взрослые пускают мыльные пузыри, дети веселятся, прыгают и лопают мыльные пузыри под музыкальное сопровождение.
Упражнение 15. «Парашют»
Цель: отдых и расслабление после психоэмоционального напряжения
Взрослые поднимают и опускают над детьми парашют.
Завершение
Ведущий: Сегодня мы с вами хорошо потрудились, помогли кукле Маше и повеселились! Маша с вами прощается. До свидания, приходите к нам снова!
Кузьминок Юлия Валерьевна, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра,
Лапшина Галина Викторовна, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра,
Эфендиева Анна Азеровна, старший методист Городского психолого-педагогического центра,