articles
К.Г. Юнг писал, что противоположна любви не ненависть, а власть. На первый взгляд, может показаться, что ненависть является противоположностью любви, поскольку любовь и ненависть - одинаково сильные чувства с разной направленностью. Любовь - это "плюс", ненависть - "минус". Любовь стремится к созиданию, ненависть - к разрушению. Однако, будучи соразмерными по силе чувствами, любовь и ненависть в равной мере приковывают человека к тому, кого он любит или ненавидит. Будучи влюблённым, он сосредоточен на объекте любви, думает о нём и делает его своим центром. Испытывая сильную обиду, ненависть или фрустрацию, человек точно так же постоянно думает о том, на которого направлены эти чувства, а, значит, зависит от этого человека и центрирует свою жизнь вокруг него. Таким образом, эти чувства имеют общий корень - сильную страсть, направленную на другого человека. Именно поэтому любовь и ненависть могут легко переходить друг в друга - "от любви до ненависти один шаг", "милые бранятся - только тешатся". В этих случаях страсть к человеку остаётся, а знак, которым она окрашена, меняется.
Совсем иное дело - жажда власти и контроля. Юнг пишет: "Где господствует любовь, там отсутствует воля к власти, и где преобладает власть, там отсутствует любовь". Опять же, может показаться, что для многих людей власть является способом сохранить любовь. Если человек влюблён в кого-то, он боится утратить объект любви, а потому прибегает к контролю. Боится он и потерять себя, раствориться в любви, исходя из чего начинает пытаться контролировать ситуацию. Основой воли к контролю или власти всегда является страх, но страх, с точки зрения Юнга, противоположен Эросу и является его Тенью. Когда мы любим кого-то, мы стремимся к объекту любви, когда ненавидим и жаждем борьбы - аналогично, к объекту этой борьбы, но, когда боимся - прочь от объекта страха.
Выбирая власть, человек вытесняет Эрос, свою способность любить и жертвует ей. Выбирая любовь, он жертвует властью. Потому что любовь содержит в себе жизнеутверждающее начало, она есть сама воля к жизни, в то время как власть представляет собой начало омертвляющее. Если мы владеем чем-то и обладаем над чем-то властью, к этому владению можно относиться лишь инструментально, как к вещи. Любовь же подразумевает динамическое напряжение противоположностей, живой контакт и взаимодействие. Она не может возникнуть по отношению к личности, которую мы не считаем равной себе или боимся. Значит, если чувство любви возникло, оно уже указывает на столкновение с равным. Попытки добиться власти, наоборот, направлены на то, чтобы нивелировать равенство и уничтожить чувство любви, взять его под контроль. Но, если это удаётся, исчезает сама основа чувства, и остаётся лишь выжженная земля вместо былого огня.
Проблему любви и власти также поднимал философ Ж.П. Сартр в книге "Бытие и ничто". В ней он, напротив, рассматривал любовь как стремление к власти, но парадоксальное. С точки зрения Сартра, возлюбленному хочется, чтобы его избранница была подчинена (как и наоборот - ей хочется, чтобы он был подчинён), но загвоздка в том, что этого подчинения хочется на добровольных условиях, по добровольному согласию. Но невозможно овладеть чужой свободой так, чтобы при этом она осталась свободной. Для добровольного подчинения должна оставаться хотя бы крупица свободы, но тогда подчинение не является таковым в полной мере. Исходя из таких воззрений, Сартр приходит к пессимистичным выводам о любви, что подтверждается его биографией. Любовь как воля к власти оказывается невозможным стремлением. В стремлении подчинить возлюбленного или возлюбленную мы никогда не можем добиться этой цели и удовлетворения от неё. Поэтому любовь превращается в бесконечную борьбу и игру, в которой недостижимо согласие. Кроме того, желающий обрести власть не менее зависим, чем тот, над кем он хочет эту власть получить. Без обретения власти он не является властвующим, угроза потерпеть провал на пути обретения власти или угроза утратить власть делает его уязвимым, а, значит, слабым и зависимым.
Сравнивая эти две противоположные точки зрения на проблему (Юнга и Сартра), можно заключить, что соотношение любви и власти зависит от того, как мы понимаем любовь. Если любовь понимается как страсть к обладанию, она неизбежно приводит к зависимости и страданиям. Если любовь созидательна и уважает чужую свободу, в ней есть потенциал для трансформирующего взаимодействия и преображения личности. Двое не могут стать одним - в этом и драма, и ключевой драйв любви. Любовь способна выдержать это противоречие, а воля к власти пытается в корне уничтожить его. Но снятие напряжения противоположностей приводит к утрате любви, поскольку в таком напряжении сама её суть.