articles Любовь в контексте логотерапевтического подхода
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Любовь в контексте логотерапевтического подхода



 

Любовь в контексте логотерапевтического подхода

            Алексей Иванович Аверьянов, кандидат педагогических наук, доцент,

Московский институт психоанализа, г. Москва. E-mail: ai.averianov@gmail.com

В статье рассматривается любовь как одно из самых важных и ценных переживаний человека, как путь к обретению смысла. Рассматриваются три формы установки по отношению к человеку как телесно-душевно-духовному целому: сексуальная, эротическая и любовная. Автор раскрывает основные характеристики любви, ее задачи и возможные сложности.  

Ключевые слова:  любовь, характеристики любви, задачи любви, сложности любви.

 

Love in the context of logotherapeutic approach

Alexey Averyanov, Ph.D. in Education, Associate Professor,

Moscow Institute of Psychoanalysis, Moscow. E-mail: ai.averianov@gmail.com

The article deals with love as one of the most important and valuable human experiences and as a way to finding meaning. Three forms of attitude towards a person as a unity of physical, mental and spiritual aspects are considered: sexual, erotic, and love attitude. The author examines main characteristics of love, the objectives of love, and possible difficulties.

Key words: love, characteristics of love, objectives of love, difficulties of love.

 

 Как считал В.Франкл, «осмысленность человеческого существования зиждется на единственности и неповторимости человеческой личности» [2, с.133], которая реализуется несколькими путями – через реализацию ценностей творчества, переживания и отношения/установки.

В отличие от первого пути, связанного с работой и творчеством человека, напряжением его сил, активностью, свершениями и достижениями, путь переживания рассматривается как более пассивный.  Как и творчеству, переживанию свойственна обращенность к некоей общности. «Переживать что-то – значит переживать по поводу явлений природы, культуры, по поводу каких-то людей, человека» [2, с. 251]. Одним из самых ярких и ценных переживаний, по мнению Франкла, является любовь, в которой, как и в работе, может быть осуществлен смысл.

Любовь в понимании Франкла – подлинно человеческий, антропологический феномен. Ко-экзистенциальный, интенциональный акт. Глубинное осознание ценности другого человека.

Франкл называет три основные ее проявления.

1. Любовь – это милость, благодать. Любимому человеку не нужно ничего делать для того, чтобы его полюбили, в этом нет никакой «вины» и никакой «заслуги» человека.

2. Любовь – это волшебство. Для любящего мир раскрывается как более ценный, как более глубокий, как более яркий и многоцветный. В отличие от влюбленности, которая делает человека слепым, любовь делает человека более ценностно зрячим.

3. Любовь – это чудо. В результате любви или, как писал Франкл, «"на окольном пути" любви через биологическое в жизнь вступает новая личность», полная тайны, - ребенок [2, с. 134].

В логотерапии человек рассматривается как телесно-душевно-духовное целое. Этим трем измерениям соответствуют три формы установки по отношению к нему.

Первая – сексуальная установка. Она направлена на телесный облик другого человека, который выступает в качестве сексуального раздражителя и физически возбуждает.

Вторая, более высокая, – эротическая установка, создающая отношение влюбленности – влюбленности в душевные качества партнера. Влюбленный может быть эмоционально возбужден какими-то психическими свойствами и качествами другого, например, чертами его характера.

Любовная установка (=подлинная любовь) проникает до самого ядра личности, в ее потенциальность, затрагивает духовную глубину. «Телесное и душевное проявления личности являются внешней и внутренней «одеждой», которую «носит» духовная личность. В то время как сексуально настроенному или влюбленному человеку нравится в партнере какой-нибудь телесный признак или душевное качество, то есть то, что этот человек «имеет», любящий любит не просто что-то в любимом человеке, а именно его самого» [2, с.136-137].

Таким образом, если мы рассмотрим каждую из установок автономно, то становится понятным, что сексуальная установка направлена исключительно на разрядку и получение удовольствия, что в принципе может быть достигнуто без реального объекта (путем мастурбации или порнографии). Эротическая установка направлена на получение радости, которая уже интенциональна и предполагает наличие партнера. И лишь любовная установка направлена на счастье как на собственное воплощение и «реализацию себя». Счастье в данном случае приобретает характер достижения, поскольку оно не только интенционально, но и, как утверждает Франкл, продуктивно.

 

Сексуальная установка тело = удовольствие

Эротическая установка душа = радость

Любовная установка      личность = счастье

 

            Говоря о сексуальности и ее развитии, Франкл подчеркивает, что она изначально не является человеческой.  Очеловечивается она лишь тогда, когда партнер в ней предстает как «субъект» влечения, как определенная и любимая личность. Именно «способность к любви является условием и предпосылкой для интеграции сексуальности» [2, с. 139].

  Один и тот же субъект (с его физическими и душевными характеристиками) по-разному воспринимается человеком «поверхностным»/обычным и человеком любящим.  Для любящего человека эти характеристики будут лишь символизировать то, что стоит за ними, – глубинную сущность любимого. Подобным образом для истинно любящего будут восприниматься и сексуальные отношения – как средство выражения духовного отношения, которое и является любовью.

  Иначе говоря, если во главу партнерских отношений ставится сексуальность или влюбленность, то это скорее должно рассматриваться как противопоказания к заключению брака. Даже настоящая любовь, как замечает Франкл, не является стопроцентной гарантией счастливого брака, ибо человек порой может заблуждаться в своих выборах и решениях. Правда, брак – это уже больше, чем только личные переживания и частная жизнь, это уже социальный институт со своими условиями, правилами и обязательствами.

  Для создания семьи человек должен достичь эротической зрелости, что означает его внутреннюю готовность к моногамной связи. В свою очередь, это требует от него способности принять эксклюзивное решение в пользу партнера и способности соблюдать ему верность. Поскольку любовь – это всегда отношения двух партнеров, двух индивидуальностей, то частая смена партнеров противоречит ей. И даже если измена происходит лишь на уровне сексуальных отношений, наступает «смерть любви», что неминуемо влечет за собой и уменьшение удовольствия. «Умирание любви» и, как следствие, исчезновение радости происходит и в том случае, если душевные качества любимого в силу каких-то причин теряют для любящего ценность. Об этом хорошо и точно написала Э.Лукас [5].

Таким образом, мы видим, что в истинной любви в полной мере задействованы все ипостаси личности (тело, душа, дух) и могут быть реализованы все три установки.  Внутреннее, сущностное может быть выражено через внешнее, а внешнее может быть «символом» проявления сущностного. Телесное, как писал Франкл, может проявиться в душевном, которое, в свою очередь, может проявиться в духовном. Духовное находит выражение – и требует выражения – в физическом и душевном.

Несмотря на то, что любовь стремится и желает воплотиться телесно, все же «она не вынуждена зависеть от телесного. Телесное, сексуальное не является первостепенным, а служит скорее средством выражения. Любовь может принципиально существовать и без этого. Там, где это возможно, она будет этого хотеть и искать; но где необходим отказ, она из-за него не охладеет и не умрет» [2, с. 143].

 Анализ работ Франкла позволяет нам предположить, что к основным характеристикам любви можно отнести следующие:

а) интенциональность (направленность на определенную личность);

б) незаменимость и бескорыстность;

в) надвременность (продолжительность во времени, неподвластность времени);

г) метафизичность (способность «удваивать» ценностный образ любимого человека – видеть реальное и потенциальное);

д) созидательность (воплощение и реализация личности).

Интенциональность связана с определенной личностью партнера, который является для любящего эксклюзивным, которому он сохраняет верность и за отношения с которым несет ответственность.

Человек в своей любви настроен на неповторимое и единственное духовной личности партнера. И, как рассуждает Франкл, если человек теряет по каким-то причинам любимого человека, то его невозможно никем заменить. Это свидетельствует, как мы уже говорили ранее, о том, что любящий направлен не на то, что имеет любимый (какие-то физические или психические особенности), а на то, чем он является в своей уникальности. Напротив, влюбленность без труда может быть перенесена на двойника.

Отсюда вытекает третья важнейшая характеристика любви – ее продолжительность во времени, ее вневременность. Состояние физического влечения и сексуального возбуждения достаточно быстро проходят, душевные состояния тоже длятся ограниченное время. Духовный же акт не имеет временных границ и может даже пережить смерть любимого человека. Любимый человек всегда остается в памяти и в сердце любящего, вплоть до его собственного ухода из жизни. Истинно любящему человеку недоступно осознание смерти любимого, равно как и своей собственной. Франкл здесь приводит слова Шеллера, который утверждал, что личность не умирает вместе с телом и психикой, она лишь не может себя «предъявить».

            Еще одной характеристикой любви выступает то, что она позволяет нам видеть ценностный образ человека, совершить метафизическое достижение. Оптика любящего настроена таким образом, что в любимом человеке он способен увидеть не только его реальные уникальность и неповторимость, но и его потенциальность – кем он может быть и может стать. Как говорил Ф.Достоевский, любить человека – значит видеть его таким, каким его задумал Бог. «Для того, кто любит, любовь накладывает чары на весь мир, окутывает мир дополнительными ценностями. Любовь значительно увеличивает полноту восприятия ценностей. Врата в мир ценностей как бы распахиваются» [3, с. 244-245].

Истинная любовь созидательна по своей природе. Она не только открывает и проявляет в любящих скрытые и доселе неизвестные возможности, она меняет их, заставляет их творить, создавать, реализовывать себя. Любящие стараются соответствовать ожиданиям друг друга, культивировать и демонстрировать лучшее, на что они способны. Любовь преображает людей.

Вместе с тем, любовь ставит перед человеком определенные задачи. Назовем три из них: верность своему выбору и партнеру, искренность и ответственность

По мнению Франкла, если человек сделал выбор в результате любовной установки, то он не может себе представить, что его чувство к партнеру когда-либо изменится. Свой выбор обычно он рассматривает как единственно правильный, значимый и вечный. Именно любовная установка выступает в данном случае в качестве гаранта верности любимому.

Следует сказать, что верность в любви выступает в качестве задачи всегда лишь для самого себя, а не как требование к партнеру. В верность партнера можно только верить. «Вера в другого, как и в себя самого, делает человека уверенным, так что эта вера в конце концов оправдывается. И наоборот – неверие делает человека неуверенным, так что и неверие, в конечном итоге, тоже подтверждает себя.  Это же относится и к вере в верность партнера. Этой вере в другого соответствует, со стороны партнера, искренность. Но также как вера имеет свою диалектику, следуя которой человек делает реальностью то, во что он верит, так и искренность имеет свою парадоксальность: говоря правду, человек может лгать, а ложь может быть правдой, т.е. ложь может «сделаться реальностью» [2, с. 160].

Может ли человек ошибиться в выборе любимого? Может. Но понять это в момент выбора нереально. Как считал Франкл, «субъективная истина никогда не представляется возможным заблуждением; лишь позже она может оказаться заблуждением. Человек не может любить «на какое-то время» <>; он может, самое большое, любить «с риском» того, что предмет его любви впоследствии окажется недостойным его чувства и что любовь «умрет», как только исчезнет ценность любимой им личности» [2, с. 151]. Но пока человек любит, он ответственен за свой выбор и за свою любовь.

Помимо возможности ошибочного выбора, в области любви и любовных отношений возникает немало других напряжений и сложностей. Первая из них – так называемая «несчастная любовь», под которой обычно понимают любовь невзаимную или быстро проходящую. Франкл утверждает, что само понятие «несчастная любовь» является логически противоречивым. Если любовь была, ее невозможно отменить и не следует обесценивать. «Несчастная» любовь – это противоречие в самом себе: так как или я действительно люблю (и тогда я чувствую себя обогащенным независимо от того, нахожу ли я ответную любовь или нет), или же я не люблю, я не «вижу» личность другого человека, а смотрю мимо нее, вижу в нем лишь что-то телесное или какую-нибудь черту характера, которую он «имеет» (лишь тогда я могу чувствовать себя несчастным, но тогда меня нельзя назвать любящим человеком)» [2, с.155-156].

Любовь делает нас глубже, богаче, позволяет нам вырасти и созреть. И помимо счастья, пусть и недолгого, человек выносит в дальнейшую свою жизнь бесценный опыт, который, возможно, поможет ему в дальнейшем создать новые любовные отношения.  Главное – не останавливаться в своих поисках любви, сохранять открытость и готовность к ней.

Второй сложностью любовных отношений Франкл называет переоценку внешних данных. Человеку может показаться, что внешняя привлекательность играет важную роль в любви. Следует заметить, что эта точка зрения весьма распространена и сегодня. Косметика, пластическая хирургия, культ молодости – часть современной культуры и моды. Вместе с тем, «для возникновения чувства любви внешнее впечатление от физического облика человека является относительно нерелевантным» [2, с. 144].

Нам известно немало примеров, когда очень привлекательные и внешне красивые люди были несчастны в любви и, напротив, малопривлекательные были успешны в любви благодаря своей личности, своему обаянию и шарму. Если мы говорим не о сексуальных отношениях и не о влюбленности, а говорим о любви как способности человека видеть в партнере духовную личность, то согласимся с Франклом, который считал, что «если что-то внешнее вообще воздействует, то воздействует не само по себе, а именно в любимом человеке» [2, с. 145].

Третьей сложностью любви Франкл считает ревность, которая может разъедать и вполне счастливые отношения. В основе ревности лежит отношение к любимому как к собственности, что в принципе противоречит франкловскому понимаю любви. Любимый человек в логотерапевтическом  подходе  воспринимается как уникальный и неповторимый, как эксклюзивный, а сравнения, соперничество и конкуренция, которые предполагает ревность, отменяют эти основополагающие характеристики. 

В заключение статьи отметим, что любовь в понимании основоположника «Третьей Венской школы» рассматривается не просто как сильная и яркая эмоция, а как устремление одной духовной личности к другой. Это то переживание, которое, как подарок судьбы, настигает человека, расцвечивает и ценностно обогащает мир, делает его счастливым, а жизнь – осмысленной. Но если этого с кем-то не случается, не следует отчаиваться и винить судьбу, «ведь даже по среднестатистическим расчетам в жизни человека на девять так называемых несчастных любовных связей приходится одна счастливая. Именно ее-то и должен искать человек» [2, с.158], сохраняя при этом открытость и готовность к встрече с ней.

 

Литература:

1. Франкл В. Московские лекции 1986 года // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла). Материалы международной конференции. – М.: Смысл, 2005. – С. 245-273.

2. Франкл В. Психотерапия на практике. – СПб.: Речь, 2001. – 256 с.

3. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

4. Франкл В. Доктор и душа: Логотерапия и экзистенциальный анализ. – М.: Альпина нон-фикшн, 2017. – 338 с.

5. Lukas E. Zu Frankls Liebesbegriff (https://www.elisabeth-lukas-archiv.de/willkommen/aktuelle-texte/zu-frankls-liebesbegriff/ [Дата обращения: 30.04.2018]

 

 






Об авторе статьи

`
Аверьянов Алексей Иванович

Рейтинг психолога: 7 7

Аверьянов Алексей Иванович

Психолог-консультант, логотерапевт, член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальных терапевтов, член Международной ассоциации логотерапии и экзистенциального анализа, Почетный член Международной профессиональной ассоциации психологов, кандидат...
Город: Москва Стоимость приема: 7000 рублей
  •   Дети
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Семья
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий


Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Щербакова Наталья
Консультация по Skype

Щербакова Наталья

Психолог. Работаю со взрослыми. Консультирование в экзистенциальном подходе. Могу...
Психолог Мананникова Ксения Сергеевна

Мананникова Ксения

Психолог. Работаю индивидуально со взрослыми людьми, использую методы...
Психолог Огнева Вероника Алексеевна

Огнева Вероника

Практикующий психолог




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍