articles
Любовь в контексте логотерапевтического подхода
Алексей Иванович Аверьянов, кандидат педагогических наук, доцент,
Московский институт психоанализа, г. Москва. E-mail: ai.averianov@gmail.com
В статье рассматривается любовь как одно из самых важных и ценных переживаний человека, как путь к обретению смысла. Рассматриваются три формы установки по отношению к человеку как телесно-душевно-духовному целому: сексуальная, эротическая и любовная. Автор раскрывает основные характеристики любви, ее задачи и возможные сложности.
Ключевые слова: любовь, характеристики любви, задачи любви, сложности любви.
Love in the context of logotherapeutic approach
Alexey Averyanov, Ph.D. in Education, Associate Professor,
Moscow Institute of Psychoanalysis, Moscow. E-mail: ai.averianov@gmail.com
The article deals with love as one of the most important and valuable human experiences and as a way to finding meaning. Three forms of attitude towards a person as a unity of physical, mental and spiritual aspects are considered: sexual, erotic, and love attitude. The author examines main characteristics of love, the objectives of love, and possible difficulties.
Key words: love, characteristics of love, objectives of love, difficulties of love.
Как считал В.Франкл, «осмысленность человеческого существования зиждется на единственности и неповторимости человеческой личности» [2, с.133], которая реализуется несколькими путями – через реализацию ценностей творчества, переживания и отношения/установки.
В отличие от первого пути, связанного с работой и творчеством человека, напряжением его сил, активностью, свершениями и достижениями, путь переживания рассматривается как более пассивный. Как и творчеству, переживанию свойственна обращенность к некоей общности. «Переживать что-то – значит переживать по поводу явлений природы, культуры, по поводу каких-то людей, человека» [2, с. 251]. Одним из самых ярких и ценных переживаний, по мнению Франкла, является любовь, в которой, как и в работе, может быть осуществлен смысл.
Любовь в понимании Франкла – подлинно человеческий, антропологический феномен. Ко-экзистенциальный, интенциональный акт. Глубинное осознание ценности другого человека.
Франкл называет три основные ее проявления.
1. Любовь – это милость, благодать. Любимому человеку не нужно ничего делать для того, чтобы его полюбили, в этом нет никакой «вины» и никакой «заслуги» человека.
2. Любовь – это волшебство. Для любящего мир раскрывается как более ценный, как более глубокий, как более яркий и многоцветный. В отличие от влюбленности, которая делает человека слепым, любовь делает человека более ценностно зрячим.
3. Любовь – это чудо. В результате любви или, как писал Франкл, «"на окольном пути" любви через биологическое в жизнь вступает новая личность», полная тайны, - ребенок [2, с. 134].
В логотерапии человек рассматривается как телесно-душевно-духовное целое. Этим трем измерениям соответствуют три формы установки по отношению к нему.
Первая – сексуальная установка. Она направлена на телесный облик другого человека, который выступает в качестве сексуального раздражителя и физически возбуждает.
Вторая, более высокая, – эротическая установка, создающая отношение влюбленности – влюбленности в душевные качества партнера. Влюбленный может быть эмоционально возбужден какими-то психическими свойствами и качествами другого, например, чертами его характера.
Любовная установка (=подлинная любовь) проникает до самого ядра личности, в ее потенциальность, затрагивает духовную глубину. «Телесное и душевное проявления личности являются внешней и внутренней «одеждой», которую «носит» духовная личность. В то время как сексуально настроенному или влюбленному человеку нравится в партнере какой-нибудь телесный признак или душевное качество, то есть то, что этот человек «имеет», любящий любит не просто что-то в любимом человеке, а именно его самого» [2, с.136-137].
Таким образом, если мы рассмотрим каждую из установок автономно, то становится понятным, что сексуальная установка направлена исключительно на разрядку и получение удовольствия, что в принципе может быть достигнуто без реального объекта (путем мастурбации или порнографии). Эротическая установка направлена на получение радости, которая уже интенциональна и предполагает наличие партнера. И лишь любовная установка направлена на счастье как на собственное воплощение и «реализацию себя». Счастье в данном случае приобретает характер достижения, поскольку оно не только интенционально, но и, как утверждает Франкл, продуктивно.
Сексуальная установка → тело = удовольствие |
Эротическая установка → душа = радость |
Любовная установка → личность = счастье |
Говоря о сексуальности и ее развитии, Франкл подчеркивает, что она изначально не является человеческой. Очеловечивается она лишь тогда, когда партнер в ней предстает как «субъект» влечения, как определенная и любимая личность. Именно «способность к любви является условием и предпосылкой для интеграции сексуальности» [2, с. 139].
Один и тот же субъект (с его физическими и душевными характеристиками) по-разному воспринимается человеком «поверхностным»/обычным и человеком любящим. Для любящего человека эти характеристики будут лишь символизировать то, что стоит за ними, – глубинную сущность любимого. Подобным образом для истинно любящего будут восприниматься и сексуальные отношения – как средство выражения духовного отношения, которое и является любовью.
Иначе говоря, если во главу партнерских отношений ставится сексуальность или влюбленность, то это скорее должно рассматриваться как противопоказания к заключению брака. Даже настоящая любовь, как замечает Франкл, не является стопроцентной гарантией счастливого брака, ибо человек порой может заблуждаться в своих выборах и решениях. Правда, брак – это уже больше, чем только личные переживания и частная жизнь, это уже социальный институт со своими условиями, правилами и обязательствами.
Для создания семьи человек должен достичь эротической зрелости, что означает его внутреннюю готовность к моногамной связи. В свою очередь, это требует от него способности принять эксклюзивное решение в пользу партнера и способности соблюдать ему верность. Поскольку любовь – это всегда отношения двух партнеров, двух индивидуальностей, то частая смена партнеров противоречит ей. И даже если измена происходит лишь на уровне сексуальных отношений, наступает «смерть любви», что неминуемо влечет за собой и уменьшение удовольствия. «Умирание любви» и, как следствие, исчезновение радости происходит и в том случае, если душевные качества любимого в силу каких-то причин теряют для любящего ценность. Об этом хорошо и точно написала Э.Лукас [5].
Таким образом, мы видим, что в истинной любви в полной мере задействованы все ипостаси личности (тело, душа, дух) и могут быть реализованы все три установки. Внутреннее, сущностное может быть выражено через внешнее, а внешнее может быть «символом» проявления сущностного. Телесное, как писал Франкл, может проявиться в душевном, которое, в свою очередь, может проявиться в духовном. Духовное находит выражение – и требует выражения – в физическом и душевном.
Несмотря на то, что любовь стремится и желает воплотиться телесно, все же «она не вынуждена зависеть от телесного. Телесное, сексуальное не является первостепенным, а служит скорее средством выражения. Любовь может принципиально существовать и без этого. Там, где это возможно, она будет этого хотеть и искать; но где необходим отказ, она из-за него не охладеет и не умрет» [2, с. 143].
Анализ работ Франкла позволяет нам предположить, что к основным характеристикам любви можно отнести следующие:
а) интенциональность (направленность на определенную личность);
б) незаменимость и бескорыстность;
в) надвременность (продолжительность во времени, неподвластность времени);
г) метафизичность (способность «удваивать» ценностный образ любимого человека – видеть реальное и потенциальное);
д) созидательность (воплощение и реализация личности).
Интенциональность связана с определенной личностью партнера, который является для любящего эксклюзивным, которому он сохраняет верность и за отношения с которым несет ответственность.
Человек в своей любви настроен на неповторимое и единственное духовной личности партнера. И, как рассуждает Франкл, если человек теряет по каким-то причинам любимого человека, то его невозможно никем заменить. Это свидетельствует, как мы уже говорили ранее, о том, что любящий направлен не на то, что имеет любимый (какие-то физические или психические особенности), а на то, чем он является в своей уникальности. Напротив, влюбленность без труда может быть перенесена на двойника.
Отсюда вытекает третья важнейшая характеристика любви – ее продолжительность во времени, ее вневременность. Состояние физического влечения и сексуального возбуждения достаточно быстро проходят, душевные состояния тоже длятся ограниченное время. Духовный же акт не имеет временных границ и может даже пережить смерть любимого человека. Любимый человек всегда остается в памяти и в сердце любящего, вплоть до его собственного ухода из жизни. Истинно любящему человеку недоступно осознание смерти любимого, равно как и своей собственной. Франкл здесь приводит слова Шеллера, который утверждал, что личность не умирает вместе с телом и психикой, она лишь не может себя «предъявить».
Еще одной характеристикой любви выступает то, что она позволяет нам видеть ценностный образ человека, совершить метафизическое достижение. Оптика любящего настроена таким образом, что в любимом человеке он способен увидеть не только его реальные уникальность и неповторимость, но и его потенциальность – кем он может быть и может стать. Как говорил Ф.Достоевский, любить человека – значит видеть его таким, каким его задумал Бог. «Для того, кто любит, любовь накладывает чары на весь мир, окутывает мир дополнительными ценностями. Любовь значительно увеличивает полноту восприятия ценностей. Врата в мир ценностей как бы распахиваются» [3, с. 244-245].
Истинная любовь созидательна по своей природе. Она не только открывает и проявляет в любящих скрытые и доселе неизвестные возможности, она меняет их, заставляет их творить, создавать, реализовывать себя. Любящие стараются соответствовать ожиданиям друг друга, культивировать и демонстрировать лучшее, на что они способны. Любовь преображает людей.
Вместе с тем, любовь ставит перед человеком определенные задачи. Назовем три из них: верность своему выбору и партнеру, искренность и ответственность
По мнению Франкла, если человек сделал выбор в результате любовной установки, то он не может себе представить, что его чувство к партнеру когда-либо изменится. Свой выбор обычно он рассматривает как единственно правильный, значимый и вечный. Именно любовная установка выступает в данном случае в качестве гаранта верности любимому.
Следует сказать, что верность в любви выступает в качестве задачи всегда лишь для самого себя, а не как требование к партнеру. В верность партнера можно только верить. «Вера в другого, как и в себя самого, делает человека уверенным, так что эта вера в конце концов оправдывается. И наоборот – неверие делает человека неуверенным, так что и неверие, в конечном итоге, тоже подтверждает себя. Это же относится и к вере в верность партнера. Этой вере в другого соответствует, со стороны партнера, искренность. Но также как вера имеет свою диалектику, следуя которой человек делает реальностью то, во что он верит, так и искренность имеет свою парадоксальность: говоря правду, человек может лгать, а ложь может быть правдой, т.е. ложь может «сделаться реальностью» [2, с. 160].
Может ли человек ошибиться в выборе любимого? Может. Но понять это в момент выбора нереально. Как считал Франкл, «субъективная истина никогда не представляется возможным заблуждением; лишь позже она может оказаться заблуждением. Человек не может любить «на какое-то время» <…>; он может, самое большое, любить «с риском» того, что предмет его любви впоследствии окажется недостойным его чувства и что любовь «умрет», как только исчезнет ценность любимой им личности» [2, с. 151]. Но пока человек любит, он ответственен за свой выбор и за свою любовь.
Помимо возможности ошибочного выбора, в области любви и любовных отношений возникает немало других напряжений и сложностей. Первая из них – так называемая «несчастная любовь», под которой обычно понимают любовь невзаимную или быстро проходящую. Франкл утверждает, что само понятие «несчастная любовь» является логически противоречивым. Если любовь была, ее невозможно отменить и не следует обесценивать. «Несчастная» любовь – это противоречие в самом себе: так как или я действительно люблю (и тогда я чувствую себя обогащенным независимо от того, нахожу ли я ответную любовь или нет), или же я не люблю, я не «вижу» личность другого человека, а смотрю мимо нее, вижу в нем лишь что-то телесное или какую-нибудь черту характера, которую он «имеет» (лишь тогда я могу чувствовать себя несчастным, но тогда меня нельзя назвать любящим человеком)» [2, с.155-156].
Любовь делает нас глубже, богаче, позволяет нам вырасти и созреть. И помимо счастья, пусть и недолгого, человек выносит в дальнейшую свою жизнь бесценный опыт, который, возможно, поможет ему в дальнейшем создать новые любовные отношения. Главное – не останавливаться в своих поисках любви, сохранять открытость и готовность к ней.
Второй сложностью любовных отношений Франкл называет переоценку внешних данных. Человеку может показаться, что внешняя привлекательность играет важную роль в любви. Следует заметить, что эта точка зрения весьма распространена и сегодня. Косметика, пластическая хирургия, культ молодости – часть современной культуры и моды. Вместе с тем, «для возникновения чувства любви внешнее впечатление от физического облика человека является относительно нерелевантным» [2, с. 144].
Нам известно немало примеров, когда очень привлекательные и внешне красивые люди были несчастны в любви и, напротив, малопривлекательные были успешны в любви благодаря своей личности, своему обаянию и шарму. Если мы говорим не о сексуальных отношениях и не о влюбленности, а говорим о любви как способности человека видеть в партнере духовную личность, то согласимся с Франклом, который считал, что «если что-то внешнее вообще воздействует, то воздействует не само по себе, а именно в любимом человеке» [2, с. 145].
Третьей сложностью любви Франкл считает ревность, которая может разъедать и вполне счастливые отношения. В основе ревности лежит отношение к любимому как к собственности, что в принципе противоречит франкловскому понимаю любви. Любимый человек в логотерапевтическом подходе воспринимается как уникальный и неповторимый, как эксклюзивный, а сравнения, соперничество и конкуренция, которые предполагает ревность, отменяют эти основополагающие характеристики.
В заключение статьи отметим, что любовь в понимании основоположника «Третьей Венской школы» рассматривается не просто как сильная и яркая эмоция, а как устремление одной духовной личности к другой. Это то переживание, которое, как подарок судьбы, настигает человека, расцвечивает и ценностно обогащает мир, делает его счастливым, а жизнь – осмысленной. Но если этого с кем-то не случается, не следует отчаиваться и винить судьбу, «ведь даже по среднестатистическим расчетам в жизни человека на девять так называемых несчастных любовных связей приходится одна счастливая. Именно ее-то и должен искать человек» [2, с.158], сохраняя при этом открытость и готовность к встрече с ней.
Литература:
1. Франкл В. Московские лекции 1986 года // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла). Материалы международной конференции. – М.: Смысл, 2005. – С. 245-273.
2. Франкл В. Психотерапия на практике. – СПб.: Речь, 2001. – 256 с.
3. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
4. Франкл В. Доктор и душа: Логотерапия и экзистенциальный анализ. – М.: Альпина нон-фикшн, 2017. – 338 с.
5. Lukas E. Zu Frankls Liebesbegriff (https://www.elisabeth-lukas-archiv.de/willkommen/aktuelle-texte/zu-frankls-liebesbegriff/ [Дата обращения: 30.04.2018]