articles
Основные правила, которые помогут найти общий язык с малышом
Общение с малышом в возрасте 1-3 лет имеет свои особенности, ведь малыш только начал осваивать и узнавать окружающий мир, еще не слышит и не понимает слова так, как слышим их мы, не может долго держать обещания, не до конца понимает причинно следственные связи, не знает как удержать внимание и так далее. Слова вообще сейчас еще не воздействуют на него так, как на взрослых. Не стоит ожидать, что только уговорами и убеждениями, криком можно воздействовать и добиваться принятия правил поведения, добиться послушания. В общении с малышом важны интонации, включение элементов игры, иногда директивное руководство. Малыш сам до конца не знает, что ему надо, чего хочется. Он не может регулировать свой день, принимать важные решения по режиму, более того, это в принципе сейчас не его задача, а родителей. То есть уговоры и общение не могут быть равноправными, партнерскими. В важных режимных моментах родители должны быть «сверху» (не криком, а логикой). Уже сам факт спокойствия и последовательности просьб родителей постепенно приводит к принятию правил поведения, снижению уровня протеста.
Правила общения:
- Быть главным, понимать, что сейчас основные решения принимает только родитель.
- Установить контакт, смотреть в глаза.
- Говорить четко.
- Быть последовательным.
- Делить длинные действия на "шаги", цепочки коротких действий. Не усложнять просьб.
- Стараться формулировать просьбы без "не". Есть мнение, что малыши не всегда слышать частичку "не". И вместо "не бегай" лучше сказать "стой".
- Посмотреть, чтобы "самых важных" запретов было не очень много, но те, что были, были действительно постоянными, твердыми.
- Подумать, почему малыш не слушается, так себя ведет? Зачем это ему? Какая потребность стоит за поведением?
- Посмотреть, чтобы в течение дня у малыша была возможность выразить эмоции, дать им выход.
- Проверить, по возрасту ли просьбы? (Например, малыш в 2 года не может переходить сам дорогу или всегда держаться мамы, не убегать в общественных местах. Это задача родителей, держать за руку, контролировать его безопасность).
- Помогать с переключением внимания.
- Доносить то, что нужно в игре или через игру.
- Говорить ребенку о его чувствах, «ты сейчас расстроен», «ты устал», «ты испугался» - это поможет ему самому начать отслеживаться свои чувства, узнавать себя. (Не в виде вопроса, а в виде констатации, принятия).
- Следить за собственным самочувствием, усталостью. Ведь это очень влияет на настроение и качество общения.
- Задуматься, на что конкретно Вы реагируете, раздражаетесь, в чем дискомфорт? Что сейчас по-настоящему важно и почему.
Помните, скоро малыш вырастет, получайте удовольствие от уникального опыта общения с маленьким человеком.