articles Метод снятия дистресса и разрушения психологических барьеров клиента
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Метод снятия дистресса и разрушения психологических барьеров клиента



«Что бы Вы сделали, если бы знали, что Вас ждет успех?

Так идите и делайте это!»

New Year`s Eve

Эффективность конструирования метафорического опыта преодоления препятствий обусловлена синтезом основополагающих механизмов/стратегий/техник в психотерапии, таких как отреагирование «вщемленных» аффектов (З.Фрейд) или катарсис, достижение инсайта в процессе преодоления, техники создания эмоционального рекапитулирующего опыта, использование скрытых ресурсов самоизменения личности и управления позитивными эмоциями в настоящем (принцип «здесь и теперь» Я.Морено). Данный метод в первую очередь разработан для применения в психологическом и психотерапевтическом консультировании, однако может быть адаптирован для индивидуальной или групповой работы с персоналом.

Описание метода

Клиенту предлагается разрушить метафорическую преграду (в виде стены или препятствия, которое символизирует психологический барьер или преграду на пути стремления или обретения необходимых ресурсов для самовыражения и достижения поставленной цели). В процессе преодоления, клиент переориентируется на необходимость сосредоточиться на существующих ресурсах и возможностях, которыми обладает, проходит ситуацию, в которой отвлекается от размышлений о проблеме и сосредотачивает свое внимание на решениях и возможностях вне проблемного контекста. Сама по себе работа по преодолению позволяет пережить позитивный опыт победителя, проиграть (прожить) в реальном времени ощущения после преодоления. Сосредоточиться на визуализации позитивного опыта, почувствовать цель достигнутой и выработать план действий находясь в позитивном состоянии и исходя из веры в собственные силы.

Для обозначения (ассоциирования) метафорической преграды именно со значимым для личности клиента (или его деятельности) барьером – обязательным условием является первичная консультация. Барьерами могут выступать ситуации или переживания (в т.ч. ошибки мышления), мешающие (или затрудняющие) клиенту добиться желаемого; та проблематика, которая в сознании клиента является причиной его переживаний. Для усиления ассоциаций и большего погружения, клиент сам записывает на стену все те причины, от которых мечтает избавиться. Важным замечанием является необходимость включенности клиента в процесс рефлексии и обозначения именно глубинных причин (наполнения смыслом написанного), а также сосредоточенность на собственном опыте и переживаниях или качествах, отсутствие которых способствовало бы наступлению психологического благополучия для клиента. Никогда барьерами не должны выступать люди или системы, влияния на которые клиент не имеет (не является их участником). В качестве альтернативного пути использования метода и для стратегического стимулирования выработки решений, возможно под барьерами понимать еще не случившиеся перемены, к которым стремиться клиент. (Например: отдел, как структура организации, при поставленной задаче расформирования. Разрушив структуру, руководитель сможет сосредоточиться на формировании плана действий после прохождения эмоционально значимой ситуации и принятия свершившегося факта распада (прекращения существования) налаженной им системы).

Вторым важным этапом является закрепление переживаемого опыта, чувств и эмоций после преодоления преграды. Крайне важна вовлеченность самого клиента, необходимость рефлексии. Клиенту предлагается детально описать свое состояние уже без тревожащего или мешающего фактора, а также наметить для себя план действий, согласно текущей ситуации (в зависимости от выбранной изначально цели). Максимальная визуализация и вербализация способствуют выходу сознания за пределы довлеющей проблемной ситуации. Позволяют (и вынуждают) разработать план, которому необходимо следовать для достижения результата (т.о. сохраняя ответственность клиента перед самим собой).

Проработка с клиентом осуществляется в контролируемой среде: в оборудованном помещении, позволяющим проходить (разрушать) сконструированные преграды (из ткани, бумаги, картонных коробок, листов гипсокартона и т.п.), главное условие – обеспечение безопасности в процессе и достаточный простор. Качество декораций зависит от фантазии и возможностей при подготовке, и не является первостепенным. Наиболее важным является определение актуальных для клиента преград и выбор подходящего для визуализации образа, а также глубина погружения клиента в метафору и переживаемый в процессе опыт.

Для большей погруженности клиента, конструирование опыта преодоления сопровождается консультантом/терапевтом на каждом из этапов. Следует уделить особое внимание подготовке сценария и текстовых установок.

На этапе рефлексии, после преодоления препятствия, возможно добавить (заранее подготовить) психологически значимые для клиента предметы или использовать элементы квеста с психологическим выигрышем для усиления эффекта метафоры, в контексте психологической работы.

Теоретические аспекты

Одним из универсальных психотерапевтических механизмов является отреагирование, или катарсис. Впервые, в форме гипнокатарсиса, его использовал Фрейд: он погружал пациента, находящегося в состоянии гипноза, в вытесненное психотравмирующее переживание, чтобы «вщемленный» (термин Фрейда) аффект высвободился и накопленные негативные эмоции (гнев, обида и т. п.) исчезли. Ряд современных направлений психотерапии делают основной акцент именно на высвобождении таких аффектов: это первичная психотерапия А. Янова, различные виды телесно-ориентированной психотерапии (В. Райх, А. Лоуэн, Д. Боаделла и др.), психотерапия криком Д. Касриела, спонтанный танец и др. Отреагирование позволяет, во-первых, активизировать «вщемленный» аффект (перевести его в активную форму), а во-вторых, «сбросить» его с себя, убрать его из энергетической и психологической структуры личности.

Отреагирование происходит там и тогда, когда экспрессия достаточно интенсивна и человек гневается, плачет или кричит помимо своей воли. Иными словами, для отреагирования необходимо отбросить привычные формы регулирования аффективной сферы. Одним из показателей спонтанности является вовлечение вегетативной сферы. Просто плач, слезы, крики, причитания без момента спонтанной экспрессии, когда человек чувствует, что держит себя, не позволяют произвести отреагирование. В ряде случаев подчеркивается, что переживание клиентом какого-то момента собственной жизни или ситуации в терапевтической группе должны дополняться «петлей саморефлексии» (И. Ялом), когда эмоциональный опыт переживания трансформируется в терапевтический. Это означает, что клиент должен не только чувствовать гнев, но, что самое главное, задать себе вопрос: «Что за ним стоит?», т. е. войти в позицию самоисследования.

Важной составляющей работы психотерапевта является конструирование. Представление о том, что психотерапевт раскрепощает, снимает блоки, защиты, помогает освободиться от подавленного аффекта и т. п., является недостаточным. Освобожденная энергия гуляет по телу, а вместе с ней гуляет освобожденный аффект. Куда зайдет эта энергия? Как диссоциированный и обезвреженный аффект ассоциируется с остальной, до сих пор свободной от конфликтов и напряжений, частью психической структуры? Это серьезные вопросы, на которые психотерапевт должен дать ответ, а не уповать на саногенность спонтанного процесса, протекающего в клиенте, как это делал К. Роджерс, или на саногенность спонтанного группового процесса. Процесс в клиенте должен быть спонтанным, но контролируемым, во-первых, им самим, а во-вторых, психотерапевтом (конечно, в контакте с клиентом). Высвобождаемая энергия и раскрепощаемые эмоции должны быть правильно ассимилированы остальной психикой, причем происходить это должно не само по себе, а в ходе психотерапевтической работы по конструированию новой конфигурации психической структуры.

Наряду с механизмами психотерапии, которые часто выступают как факторы, которыми психотерапевт не управляет, можно выделить некоторые психотерапевтические стратегии/механизмы/техники: инсайт, создание эмоционального рекапитулирующего опыта, отреагирование, дезактуализация проблем, страхов, переживаний, десенсибилизация травматических стимулов, когнитивное «прочищение», освобождающее ум от ошибок, актуализация трансперсональных (духовных) ресурсов самоизменения и др. Эти стратегии отражают не только психотерапевтический подход, в котором работает психотерапевт, но и индивидуальные предпочтения и верования (если же они психотерапевтом осознаются и сознательно используются в психотерапевтической работе, то метанавыки) терапевта в какой-либо один, два или несколько механизмов изменения. Как правило, среди психотерапевтов существует специализация — один хорошо владеет техникой отреагирования, другой — анализом и инсайтом, третий — хорошо поддерживает и создает новый саногенный эмоциональный опыт, четвертый — может производить конструирование новой психической структуры и т. п. Только в идеале психотерапевт может делать все. Между терапевтами часто существует непонимание относительно стратегий помощи клиенту. Это означает, во-первых, что к истине могут вести разные пути, а во-вторых, что психотерапевты склонны идеализировать свой способ работы, не видя ценности в другом.

Профилактика дистресса по Гансу Селье

Строго говоря, в соответствии с терминами, введёнными Гансом Селье, правильный научный термин – «профилактика дистресса», но в быту часто употребляют «профилактика стресса», поэтому будем считать их идентичными. Между тем основная идея понятия дистресс в его негативном (разрушающем) влиянии на организм. Иными словами стресс сам по себе активизирует на свершения. Например, встретив дикого хищника в лесу – человек способен проявить такие физические способности, которые вряд ли покажет в обычной жизни. И гормоны и адреналин в организме способствуют выживанию и в данном случае только помогают человеку. А вот если этот же человек воспринимает своего начальника примерно так же, как медведя в лесу – у него (человека) нет возможности среагировать на данную ситуацию и, не имея выхода, изменения в организме носят уже разрушительный характер, а к ним добавляются переживания и психологические составляющие.

Сам Ганс Селье писал: «Чтобы избежать стресса конфликтов, рухнувших надежд и ненависти, чтобы обрести мир и счастье, нужно уделить больше внимания изучению естественной основы мотивации и поведения. Никто не будет разочарован, если в повседневной жизни научится следовать принципу «Заслужи любовь ближнего». Стресс неудач и рухнувших надежд особенно вреден. Человек с его высокоразвитой нервной системой чрезвычайно чувствителен к психическим травмам, но есть много приёмов, сводящих ранимость к минимуму…

…Мудрая немецкая пословица гласит: «Берите пример с солнечных часов - ведите счёт лишь радостным дням». Ничто не обескураживает больше, чем неудача; ничто не ободряет сильнее, чем успех. Даже после сокрушительного поражения бороться с угнетающей мыслью о неудаче лучше всего с помощью воспоминаний о былых успехах. Такое преднамеренное припоминание - действенное средство восстановления веры в себя, необходимой для будущих побед. Даже в самой скромной карьере есть что-то, о чем можно с гордостью вспомнить. Вы сами удивитесь, как это помогает, когда всё кажется беспросветным.

Если Вам предстоит удручающе-неприятное дело, но оно необходимо для достижения цели, не откладывайте его. Вскройте нарыв, чтобы устранить боль, вместо осторожного поглаживания, которое лишь продлит болезненный период…

…Наконец, не забывайте, что нет готового рецепта успеха, пригодного для всех. Мы все разные, и наши проблемы тоже. Единственная наша общая черта - подчинение биологическим законам, которые управляют всеми живыми созданиями, в том числе человеком. Поэтому естественный кодекс, основанный на неспецифических механизмах адаптации, ближе всего подходит к тому, что можно считать общим принципом».

Вместо заключения

Описанный в данной статье метод направлен, главным образом, на формирование позитивного опыта и «достигаторства». Это позволяет закрепить успех в сознании клиента, проработать чувства и эмоции достижения, а также отреагировать и проработать внутренние демотиваторы и страхи на этапе преодоления. Обрести уверенность в собственных силах через игровую (тренинговую) форму конструирования. Крайне важным является прицел на позитивное переживание в процессе и формирование конкретного плана действий. Вся мешающая и проблемная (болевая) часть опыта отбрасывается за «скобки уравнения», давая возможность взглянуть на ситуацию с позитивной стороны участника, достигнувшего цели, пережить и зафиксировать положительный опыт, настроиться на переход от боязни неудачи к достижению успеха.

Библиография

  1. Л. Ф. Бурлачук, А. С. Кочарян, М. Е. Жидко - Психотерапия. Учебник для вузов: — 2008 г.
  2. Ганс Селье, Стресс без дистресса, М., «Прогресс», 1979 г., с. 108-111.

Диссертационные исследования:

  1. А.И.Сослан. Теоретические основы построения психотерапевтического метода.
  2. Б.М. Мастеров. Психологические условия самоизменения человека в практике консультирования.





Об авторе статьи

`
Меркун Максим Григорьевич

Рейтинг психолога: 7 7

Меркун Максим Григорьевич

Психолог, семейный консультант, супервизор
Город: Санкт-Петербург Стоимость приема: 3000 рублей
  •   Дети
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Секс
  •   Семья
  •   Стресс
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий


Психолог Давыдович Жанна Олеговна
Консультация по Skype

Давыдович Жанна

Дипломированный специалист. Осуществляю индивидуальное и семенное консультирование.
Психолог Николаева Екатерина Николаевна

Николаева Екатерина

Психоаналитический психолог. Гештальт терапия. Работаю с широким набором запросов, в...
Психолог Будячевская Елена Александровна

Будячевская Елена

Дипломированный психолог, специалист ДПДГ, работаю со взрослыми людьми индивидуально...
Психолог Мархотко Ольга Анатольевна
Консультация по Skype

Мархотко Ольга

Психолог
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Попкова Наталья Владимировна

Попкова Наталья

3 высших образования: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Факультет иностранных языков, MBA,...
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍