articles Методические рекомендации для преподавателей по взаимодействию с классом или группой учеников
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Методические рекомендации для преподавателей по взаимодействию с классом или группой учеников



Работа преподавателя - это непросто. Большинство преподавателей весьма успешны в управлении группой или классом учеников, даже когда они сталкиваются с трудным, вызывающим или отклоняющимся поведением. И у каждого преподавателя есть свои способы управлять поведением учеников и свои “хитрости”, направленные на улучшение поведения учеников. В большинстве случаев эти способы работают.

Однако, бывают ситуации, связанные с повышенными нагрузками, отсутствием опыта преподавания, присутствием учеников с отклоняющимся поведением и т.д., когда учителю могут понадобиться новые идеи и способы взаимодействия с классом. Если у Вас сложилась трудная ситуация на работе, то, возможно, некоторые из этих рекомендаций будут полезны. Если у вас в преподавании все идет в целом хорошо, то не стоит менять то, что и так работает. Но если Вы чувствуете, что ситуация выходит из-под контроля, или что вам сложно выполнять свои непосредственные обязанности, связанные с обучением учеников, то попробуйте что-то изменить, либо опираясь на эти рекомендации, либо на какие-то другие идеи.

Идея №1
Четко определите для себя, чего вы ожидаете от класса (группы) в смысле поведения и организационных моментов. Какую картину поведения вы хотите видеть и слышать в классе?

Пример. Вы хотите, чтобы, когда прозвенит звонок, все ученики без исключения были на своих местах.
или Вы ожидаете, что после занятия в классе будет чисто.

Идея № 2
Когда вы сформулируете свои ожидания, сделайте из них правила и сообщите их своим ученикам. Вы можете выписать их или вывесить в письменном виде на видное место. Лучше, если это происходит в самом начале ваших занятий с новым классом/группой. Лучше всего объяснить ученикам, почему важно выполнять каждое правило (или иметь реальное объяснение, если ученик вас спросит, почему важно соблюдать правило).

Пример. Правило - ученики должны быть на своих местах к тому времени, когда звонок закончит звенеть. (Объяснение - поскольку программа предмета сложная и обширная, вам нужно все время урока для того, чтобы успевать ее объяснять и проверять знания. Если студенты начнут занимать свои места после звонка, то это займет слишком много времени).
или Правило: В классе во время уроков и перемен соблюдается чистота. Назначается дежурный класса, который следит за чистотой.(Объяснение - проявление уважения к чужому труду и обучение заботе об окружающей среде).

Идея №3
Четко сформулированных правил не всегда достаточно для того, чтобы у учеников сформировался определенный поведенческий навык. Если у вас есть возможность, лучше всего обучить правилам учеников, показав им желаемое поведение или используя ролевую игру (В отдельных случаях учитель может играть роль ученика, а ученик - учителя). В ходе такого проигрывания важно похвалить правильное поведение учеников.

Идея №4
Обращайте внимание на то поведение учеников, которое является для вас желаемым. Чем больше внимания вы уделяете какому-то определенному поведению, тем чаще ученики будут его демонстрировать. Вы можете обращать внимание разными способами: похвалой, вознаграждениями, удивлением, личным разговором с учеником в перерыве или даже прерыванием занятия с целью обозначения важности момента. Это нужно делать на постоянной основе и стараться замечать позитивные элементы в поведении разных учеников.

Пример.В случае, если правило соблюдается большей часть учеников, можно начать занятие следующим образом: "Я заметил, что сегодня ваш класс был очень пунктуален и большая часть из вас пришла вовремя. Мне кажется, что это большое достижение и повод для гордости. Я обязательно расскажу об этом своим коллегам."
Или В случае, если один из учеников поднял с пола бумажку (даже если он сам ее бросил): "Я заметил, что ты сегодня поднял мусор и заботился о чистоте класса. Это здорово. Думаю, что твоим родителям будет приятно узнать, какой ты молодец. Если ты не против, я запишу тебе в дневник благодарность".

Идея №5
Давайте ученикам короткие, ясные и четкие инструкции. Лучше говорить ученикам, что им необходимо сделать, чем говорить, чего им не стоит делать. Лучше, когда инстукции сформулированны как начало какого-то нового действия, а не как конец. Сформулированные таким образом просьбы и инструкции гораздо эффективнее, особенно если у ребенка есть поведенческие проблемы.

Пример. “Ваня, выключи пожалуйста телефон и сядь на свое место” вместо “Когда ты наконец уже перестанешь разговаривать по телефону и не будешь мне мешать вести урок”.
или “Подними, пожалуйста с пола то, что ты уронил.” вместо “Перстань мусорить! После тебя всегда остается куча мусора. Сколько можно напоминать?”

Идея №6
Определите четкие последствия в случае неприемлемого для вас поведения. Решите, что является для вас неприемлемым, и сформулируйте ваши шаги в таком случае. Последствия учат детей вести себя желаемым вами образом. Последствия могут быть самыми разными: вызов к директору/завучу, информирование родителей, личный выговор и обсуждение ситуации в перерыве или после занятия, публичный выговор/конфронтация перед классом, пересаживание на другое место в классе, дополнительные тренировки желаемого поведения и т.д. Если поведение ученика не изменилось в результате введения последствия, логично предположить, что оно неэффективно и заменить последствие на другое.
Ученики должны знать о возможных последствиях ДО их наступления (тогда у них будет возможность их избежать). Наулучшим способм обучения последствиям будет ролевая игра, когда вы просите кого-то из коллег или учеников разыграть ситуацию неприемлимого поведения и наступления последствий.

Пример. Ученики начинают перебрасывать предметы друг другу, находясь в разных частях класса и громко крича в момент звонка, когда урок должен начаться. После инструкций о том, что им нужно положить предметы и пройти к своим местам и сесть, вы просите их остаться после урока для объяснения того, почему это неприемлимо для вас. В случае, если ученики игнорируют ваши инструкции, возможно другое последствие - вызов к директору/завучу.
или Ученик сделал рисунок маркером на столе или доске. Он смывает рисунок и следующую неделю/месяц отвечает за чистоту доски/класса.

Идея №7
Если неприемлемое поведение отдельного ученика не изменилось после наступления последствий, то преподавателю необходимо изменить что-то, возможно в своем поведении. Если последствие или наказание применяется неоднократно и не меняет поведение ученика или усиливает нежелательное поведение, нужно проанализировать ситуацию. Возможно, последствие каким-то образом нравится ученику или дает ему преимущества.

Пример. Преподаватель просит ученика в случае, когда он перекидывается бумажками с другими учениками, покинуть класс на определенное время. Но ученик повторяет это поведение неоднократно после этого, и даже усиливает нарушение правил. Это может быть выгодно ученику по каким-то причинам - например, его статус в классе растет или может поговорить в это время по телдефону с другом и т.д. Учителю неорбходимо ввести другое последствие, например, вовлечение родителей или личный разговор с учеником с объяснением, почему это поведение неприемлемо.

Использованная литература:
Bateman B.D., Golly A. Why Johnny Doesn't Behave: Twenty Tips and Measurable BIPs. Attainment Company Inc, 2011
Marzano J.R., Marzano J.S., Pickering D.J. Classroom Management That Works: Research-Based Strategies for Every Teacher. 2003.

Источник: Центр поддержки растущего поколения "Перекресток"





Об авторе статьи

`
Богомолов Виктор Александрович

Рейтинг психолога: 7 7

Богомолов Виктор Александрович

Психолог, Семейный психотерапевт
Стоимость приема: 7000 рублей


Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Гасанова Нармина Эльхан

Гасанова Нармина

Психолог-консультант , работаю в интегральном подходе
Психолог Радченко Виталий Сергеевич
Консультация по Skype

Радченко Виталий

Практический психолог, психолог-психотерапевт, консультант. Являюсь адептом...
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...
Психолог Афанасьева Ольга Михайловна
Консультация по Skype

Афанасьева Ольга

Практический психолог. Творец изменений. Мастер НЛП. Специалист по эриксоновскому гипнозу.
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍