articles Мы ничего не хотим!
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Мы ничего не хотим!





 


Часто это самые первые слова мамы, пришедшей на консультацию с подростком. Обычно – с сыном. История достаточно распространенная: в детстве он был послушным, не доставлял хлопот, а теперь…
Как правило, в такой семье растет единственный ребенок (либо это младший из детей, рожденный с большим временным интервалом после старших). Его воспитывает одна мама или мама с бабушкой. Если в семье есть отец, то он всегда настолько занят (или делает вид, что занят), что заниматься воспитанием отпрыска ему некогда. В любом случае, авторитет мамы намного выше. 


На консультации мама этого ребенка жалуется на то, что: 


а) он стал хуже учиться (или вообще скатился на «двойки»), хотя раньше в учебе был достаточно успешен; 
б) не садится за уроки, если его не заставить, а заставить можно только со скандалом;
в) его не интересует ничего, кроме телевизора и компьютерных игр, которыми он занимается все время, пока родителей нет дома;
г) он отказывается выполнять домашние дела, не помогает, не убирает свои вещи;
д) не хочет посещать музыкальные занятия, спортивную секцию или курсы английского, хотя раньше его не надо было заставлять;
е) он стал грубить, в ответ на любые замечания злится или замыкается в себе так, что до него «не достучаться»;
ж) в хорошем настроении дает обещания «исправиться», но редко их сдерживает…


Некоторые пункты этого списка описывают типичные проявления подросткового кризиса, которые можно наблюдать и у мальчиков, и у девочек, воспитывающихся в разных условиях. (Я не буду здесь подробно касаться именно кризиса подросткового возраста.) Но все же далеко не у каждого подростка описанные явления проявляются в комплексе. У некоторых ухудшается успеваемость, но они продолжают посещать дополнительные занятия. Другие начинают грубить взрослым, но при этом хорошо учатся и т.д. 


А родители, пришедшие с проблемой «мы ничего не хотим», обычно перечисляют почти весь список. Подобные затруднения, действительно, обычно связаны с вхождением ребенка в пубертат, но иногда такие жалобы можно услышать и от родителей младших школьников. 


Второй типичной особенностью, кроме связи с самым мощным кризисом взросления у ребенка, является то, что в рассказе о проблеме мама такого отрока постоянно употребляет местоимение «мы» (см. название статьи): «Мы не хотим делать уроки», «нас не заставить делать уборку»… И если такое речевое обобщение естественно для матерей малышей до трех лет, которые психологически еще находятся в слиянии со своими чадами, то из уст родительницы 13-летнего (а иногда и 16-летнего) дитяти это «мы» звучит несколько странно. 


Часто из беседы с самим подростком выясняется, что занятия английским – это мамина идея, а он хотел бы делать что-то другое, например, ходить в бассейн, но мама находит 100 причин, почему это невозможно. Он хочет играть в футбол, а мама заставляет закончить музыкальную школу. И все остальные решения обычно принимает за него мама: какие оценки нужно получать, когда он должен делать уборку на своем письменном столе, как одеваться на прогулку… Мать настолько сливается с ребенком в этом «мы», что подменяет его желания и потребности своими. Я часто отмечаю то, что некоторые родители совершенно искренне считают, что лучше своего ребенка знают, чего он хочет. Хотя, в действительности, даже 10-месячный малыш будет чмокать губами, когда ему хочется пить, и звать маму с особыми интонациями, если ему скучно, хочется поиграть, пообщаться. И он точно знает, что ему хочется есть, а что он выплюнет.


Но иногда мама намеренно путает малыша, выдавая свое желание за его: «Нет! Мы не хотим лезть в эту лужу! Мы лучше пойдем, покачаемся на качелях!» ( Я не призываю родителей разрешать детям в любой ситуации купаться в лужах.) Мама тем самым обеспечивает свои потребности, ведь ребенок не промокнет, и ей не придется приводить в порядок его одежду. Но если эта путаница повторяется часто, со временем он может перестать осознавать свои желания. Особенно, если неугодные желания ребенка каждый раз вызывают бурю маминых негативных эмоций.

И тогда на вопрос: «Чего ты хочешь?» - в ответ можно получить: «Не зна-а-ю!» - и робкий взгляд на маму.
Многие дети к подростковому возрасту все же понимают, чего хотят. Но если родители продолжают считать, что они знают это лучше ребенка, возникает конфликт, иногда перерастающий в подобие войны и сопровождающийся симптомами, перечисленными в начале. И эти симптомы, конечно же, являются ответом подростка на родительский диктат. 


И очень часто материнское «Мы ничего не хотим!» можно перевести как: « Он не хочет больше делать по-моему!» И для некоторых родителей это подобно катастрофе. Ведь если это признать как факт, то придется выйти из слияния «мы», признать его отдельность, дать ему возможность делать собственные выборы, согласиться с тем, что он взрослеет, и , самое страшное, о чем даже и думать не хочется - через некоторое время покинет родительский дом...

Конечно, это всего лишь схема. И каждый конкретный случай вряд ли поместится в ее рамки. В каждой отдельной ситуации есть много факторов, влияющих на взаимоотношения. Если вы оказались в ситуации, которая чем-то напоминает ту, что я описала, можете ли вы оценить ваш вклад в то, что все сложилось так, а не иначе? Можете ли решить, что хотели бы изменить? Это непросто, но нет ничего невозможного, если есть желание.






Об авторе статьи

`
Лукина Анна Александровна

Рейтинг психолога: 6 6

Лукина Анна Александровна

Дипломированный психолог-консультант (гештальт-терапевт). Работаю со взрослыми и детьми.
Город: Пушкин Стоимость приема: 1600 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Вопросы психологии
  •   Депрессия
  •   Дети
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Семья


Даниель |
У меня такая же ситуация родители не понемают меня и у меня всегда возникает конфликты сними.

Добавить новый Комментарий


Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Попкова Наталья Владимировна

Попкова Наталья

3 высших образования: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Факультет иностранных языков, MBA,...
Психолог Николаева Екатерина Николаевна

Николаева Екатерина

Психоаналитический психолог. Гештальт терапия. Работаю с широким набором запросов, в...
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.
Психолог Будячевская Елена Александровна

Будячевская Елена

Дипломированный психолог, специалист ДПДГ, работаю со взрослыми людьми индивидуально...
Психолог Мархотко Ольга Анатольевна
Консультация по Skype

Мархотко Ольга

Психолог
Психолог Давыдович Жанна Олеговна
Консультация по Skype

Давыдович Жанна

Дипломированный специалист. Осуществляю индивидуальное и семенное консультирование.




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍