articles
То, каким по счету родился ребенок, во многом определяет его поведение, нрав, его психологический портрет, место рождения может влиять на его личность.
Первый из психологов, кто попытался осветить вопрос того, как порядок рождения детей влияет на их личностные особенности, был Альфред Адлер. Он выделил следующие позиции ребёнка в семье: единственный ребенок, старший ребенок в семье, средний ребенок, младший из двух детей, младший из трех и большего числа детей. Психолог показал, как дети различаются по своему характеру, в зависимости от порядка рождения. С опорой на это я попытаюсь проанализировать, как порядок рождения ребенка влияет на развитие его личности.
Первый ребенок – позиция ЕДИНСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК. Родители отдают все внимание ему, стараются баловать. Далее ему будет сложнее, когда появляются другие дети, так он будет пытаться восстановить привилегированное положение «любимчика», стараться быть в центре, при этом ничего не сделав, чтобы оправдывало его действия.
Тут может быть два варианта развития такого ребенка в семье (соответственно, оно же переносится и во взрослую жизнь): 1-ый вариант - это оставаться по-детски беспомощным, вечнонуждающимся, зависимым от взрослых; 2-рой – это станет самостоятельным, успешным человеком.
Для такого ребенка в семье первоначальная задача — это понять взрослых; решая ее, он постепенно развивает свою способность понимать других людей, для него характерны обостренное чувство добра и зла, высокая мотивация достижения. Он решает проблемы и находит разные пути их решения. Единственные дети чувствуют себя уникальными/ неповторимыми.
Они стремятся оправдать надежды родителей. Для них свойственен высокий уровень самоуважения. Так как им не нужно бороться за любовь, внимание, заботу родителей такие дети имеют больше возможностей для интеллектуального совершенствования, так как у родителей больше времени на развития ребенка. Но тут существует риск «привязывания», «выученной беспомощности». Так как ребенок находится во власти родительского внимания и опеки, он может быть практически не предоставлен самому себе. У него мало возможностей самостоятельно строить свои отношения с другими. В зависимости от степени родительской опеки различают два типа единственного ребенка: рано взрослеющий и «маменькин сынок».
Первый ребенок – вторая позиция – СТАРШИЙ РЕБЁНОК.
В народе говорят: «Детство первого ребенка заканчивается тогда, когда появляется второй». Соответственно, родителям, которые планируют появление второго ребенка, необходимо знать, что его рождение для первенца событие будет скорее драматичное, чем радостное.
Старший ребенок проходит условно три стадии развития (до появления второго):
1. Он уникальный, единственный, к нему обращено все внимание. Родители с первенцем стараются быть осторожными, оберегающими, уделяют много времени, внимания, заботы.
2. Когда рождается второй, то для первого это сильный стресс, особенно если ему 5-7 лет, так как родители переключаются на малыша, и старший чувствует, что теряет власть над папой и мамой, он «свержен с трона». Теперь ему приходится делить со своим братом или сестрой родительскую любовь. В основном, отсюда появляется конкуренция между детьми, зависть, «разборки» между ними с выплеском эмоций. А если они еще и одного пола, так держитесь, все это можно умножить на два-на три.
3. В какой-то момент старший ребенок находит выход, конечно, благодаря родителям, что он старшее и умнее, опытнее, и многое может делать сам. Зачастую родители возлагают на него большие надежды, ставят его примером младшему, приписывают ему ответственность. В результате ребёнок может стать строгой или авторитарной личностью.
Старшие дети - это дети, в большинстве случаев, послушные, действующие по правилам. Они добросовестные, серьезные, консервативные, ответственные, порой даже чересчур, что может привести к высокой тревожности.
Старшие, с одной стороны, могут руководить младшими, а с другой — они могут беспрекословно исполнять желаний малышей.
Старший пытается любым способом противостоять младшему, которому достаётся большая доза внимания от родителей. И тогда старший ребенок может попытаться идентифицироваться с кем-то из собственных родителей. Например, старшая дочь, копируя мамину интонацию, может ругать младшего.
Немаловажной является разница в возрасте между детьми. Многие считают, что основные характеристики личности человека закладываются до 6 лет. Поэтому, может быть, что первенец, если он старше остальных детей более, чем на 6 - 7 лет, сохранит характеристики единственного.
Следующая позиция рождения — МЛАДШИЙ ИЗ ДВУХ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ.
Этот ребёнок полная противоположность старшему. Он независим и оптимистичен, ответственность за все происходящее младший из двух детей перекладывает на других. В отношениях с людьми он манипулятор. В погоне за успехами старшего, например, в интеллектуальной сфере, он становится успешен в иной сфере, например, в искусстве или спорте. В зависимости от воспитания младшие могут проявлять большую импульсивность, враждебность, и не особенно стремятся соответствовать ожиданиям окружающих.
В нашем обществе принято младших считать «любимчиками», так оно и есть и поэтому они эмоционально стабильнее старших. Они более общительны, беспечны, практичны, доминантны. Обычно на них возлагается меньше обязанностей.
А ведь требования, которые родители предъявляют к детям, должны быть едины, независимо от порядка рождения.
Следующая позиция – СРЕДНИЙ РЕБЁНОК.
Среднему ребенку с самого начала «определяет» темп его старший ребенок: ситуация стимулирует его побивать рекорды. В результате второй становится соперничающим и честолюбивым. Его стилем жизни становится – доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры - ориентация на достижения. И если родители недостаточно уделяют ему внимания, то средний чувствует себя брошенным.
Многие исследователи считают, что средние дети учатся жить со всеми в ладу, становясь дружелюбными и тактичными по отношению к окружающим.
Последняя описываемая позиция — МЛАДШИЙ ИЗ ТРЁХ ИЛИ БОЛЬШЕГО ЧИСЛА ДЕТЕЙ.
У него несколько вариантов развития: 1) всю жизнь притворяться ребёнком, 2) найти способ обойти остальных. Они могут быть наиболее удачливыми из всех. Могут быть творческими личностями и часто непонятны для других. Они устремлены в будущее. Зачастую из них получаются хорошие лидеры.
Так как эти дети уже рождаются, когда родители взрослее, мудрее, то получается, что такой ребенок для души. Он эмоционален. Но ему мало знакомо чувство долга, и его самоутверждению мешает пример старшего.
!!! В случае, если в семье двое детей и они разного пола, то и с мальчиком, и с девочкой могут обращаться как с двумя единственными детьми, и у них можно будет найти множество характеристик, присущих единственному ребенку.
!!! Аналогичным образом происходит, когда дети рождаются с интервалом, превышающим шесть лет, то с ними могут обращаться как с единственными детьми.
С рождением каждого ребенка атмосфера в семье меняется, меняются и сами родители, меняется их способ воспитания, да и каждый новый ребенок влияет на всех членов семьи.
Разумеется, описанные выше закономерности лишь указывают на некоторые тенденции развития детей в зависимости от порядка их рождения. Возможно, знание этих особенностей поможет родителям конструктивно выстраивать отношения со своими детьми.
НО! Тут я сделаю акцент на детях, которых усыновляют. Они могут быть по возрасту старше первых детей, но вошли в семью последними, то могут вести себя как младшие. ИЛИ, как пример, старший воспитывался бабушкой, а младший мамой, и когда произошло воссоединение, младший может вести себя как старший - единственный. Нюансов много, ситуации в жизни бывают разные.