articles
Когда мы говорим о страхах – часто возникает путаница: страх и тревожность. Страх – это реакция на будущее и страх предметен, это реакция на что-то в будущем Страх носит функцию адаптации, это безошибочная эмоциональная реакция на окружающую среду, на ожидаемое развитие событий и страх всю историю человечества помогал выживать. Современный человек имеет огромный набор вариантов действий по сохранению собственной жизни, действия эти условно можно разделить на классы – борись, беги или замри.
Кратковременное переживание страха вызывает физиологический ответ организма, который резко повышает скорость реакции и снижают болевой порог, что потенциально поможет справиться с опасной ситуацией.
Если страх превышает физиологическую норму, а у каждого человека она своя, то может наступить паника, оцепенение. Длительное переживание страха для человека опасно и может привести, например, к таким последствиям как бессонница, головные боли.
А тревога беспредметна, это реакция на неизвестность и если она мешает человеку, то обычно рассматривается как эмоциональное расстройство.
Поскольку психологу приходится работать с тревогой очень часто, психолог может перечислить множество вещей, которых боятся люди.
Люди бывают в тревоге по поводу потери работы, разорения, бедности, развода, заключения брака, рождения ребенка, переезда, болезни, смерти. Очень многие люди боятся всего, что связано со здоровьем или риском смерти. Люди иногда избегают новых и непривычных действий: летать на самолете, управлять автомобилем, ездить верхом, публично выступать, осваивать любые новые навыки, делать выбор. Мужчины нередко боятся женщин, а женщины – мужчин.
Это почти всегда ситуация, где мы не понимаем мотивы поведения других людей или смысл событий, не понимаем свое участие и степень контроля над происходящим. Эта область жизни неизвестна, степень опасности также неизвестна и это незнание часто порождает сильную тревогу. Это как слепое пятно в картине мира. Тревожность возрастает, при этом человеку кажется, что внезапно обострились какие-то его давние, привычные проблемы – о которых он уже осведомлен. Он словно сам заполняет этими страхами белое пятно неизвестности.
Во время начала 2020 года, начала пандемии, многие люди столкнулись с неизвестностью; были жалобы на то, что мир стал нестабильным и непредсказуемым.
А мир всегда таким и был, но каждый человек формулирует для себя устройство мира и эти формулировки дают ощущение стабильности. Все новое – то, что пока не сформулировано, то, что не входит в представления о мире – вызывает тревогу. Пугает та информация, которую человек не привык интерпретировать и анализировать, в которой не понятно значение происходящего.
Чтоб снижать это дискомфортное ощущение, человек стремится узнать и понять, что его ожидает. Так или иначе это приходится делать, но часто тревога остается. В чем же дело?
Формулируя значения происходящего, человек опирается на исходную идею о мире, которая у него уже есть, и она часто не осознается. И если исходная идея «Мир опасен, жить в нем трудно», то при столкновении с неизвестностью и значение происходящему будет придаваться, по умолчанию, негативное.
Откуда же берутся эти «негативные модели мира»?
Мы все были детьми и почти наверняка сталкивались с ситуациями, которые не были угрожающими, но которые были непоняты и восприняты как угрожающие и остались маркированы как угрозы. Как угрозы они и продолжают восприниматься.
Ситуации это могут быть совершенно обычные.
Пример из реальной практики: семья собиралась в поездку. Папа волновался и повышал голос на маму. Характерно здесь, что для ребенка вообще было непонятно в чем дело, почему столько эмоций. В памяти ребенка осталось ощущение угрозы, вызвавшее панику. Такая или подобная ситуация, запечатленная в «ранней» психике, может давать реакцию страха, когда кто-то кричит или когда присутствуют сборы в дорогу. Взрослый человек будет воспринимать свои взрослые ситуации как угрозы и реагировать на них неадекватно сильно, до разрушения отношений.
Это лишь пример того, как «по кирпичику» складывается негативное представление о мире, которое может воздействовать на восприятие любых неожиданных изменений (вспомним пандемию!)
Человеку очень непросто переопределить восприятие того, что было понято в детстве как угроза. Но психолог может помочь. В приведенном примере, поработав в метафоре «Личной истории», человек смог увидеть, что исходные намерения родителей были позитивны – отец брал на себя ответственность за других, проявлял требовательность. Ситуация никому не угрожала, хотя взрослые вели себя эмоционально. Все неизвестные моменты были прояснены и определены, интегрированы в картину мира. Реакция на происходящее в реальной жизни изменилась.
В такой работе человек учится находить новые значения у тех ситуаций и взаимоотношений, которые пугали его раньше, видеть в окружающих событиях намного больше благоприятного для нас, для нашей возможности самостоятельно действовать, чем это привычно, но также учится думать и действовать в условиях неопределенности. А это значительно повышает качество жизни и взаимоотношений. Важно помнить, что модель мира, в которой мы живем, строим себе мы сами.