articles
Предпосылка отношения человека к себе, как к представителю того или иного пола, закладывается еще до его появления на свет. Предпочитаемый пол ребенка зависит от того, какой опыт есть в его родовой системе относительно носителя гендера. Например, если у большинства женщин рода были сложные несчастные судьбы, то появление на свет девочки в такой семье может заранее связываться с имеющимися в опыте печалью и гореванием по воду нелегкой женской доли. Проявляться это может через обобщенные высказывания по типу «еще одна горемыка родилась», «ох, тяжело тебе придется», сочувствующие поступки («давай я сделаю, ты еще намаешься») и проч. Сначала это будут невербальные послания, общий фон настроения в семье по отношению к ребенку, а со взрослением последнего – прямые адресные высказывания. Таким образом, у девочки будет формироваться подспудное ощущение, что принадлежать к женскому роду– это как-то не очень хорошо, потому что в будущем ее ждет незавидная участь, о которой так часто говорят (или красноречиво молчат) мама и бабушка.
Мать, как представитель родовой системы, бессознательно транслирует поколенческие установки. Например, она может бессознательно враждебно относится к мужчинам (хотя и очень в них нуждаться). Если у такой матери рождается сын, то он может воспринимать свой пол как опасный (из-за того, что пол непринимаем его матерью). Имея отношение к себе через материнское восприятие, сначала такой ребенок будет испытывать состояние отдельности себя от своего тела. Постепенно она будет нарастать, и со временем человек начинает ощущать себя в своем теле, словно в чужом месте. У него не будет происходить идентификации со своим телом и, как следствие, начнутся проблемы с отнесением себя к мужскому полу.
Трансгендерность — это несовпадение гендерной идентичности или гендерного выражения человека с зарегистрированным при рождении полом. Некоторые трансгендерные люди идентифицируют себя с гендером, противоположным зарегистрированному полу, другие имеют идентичности, выходящие за рамки бинарной гендерной системы.
Википедия
Установка на трансгендерность неразрывно связана с очень ранним переживанием ребенком собственной телесности при взаимодействии с другим человеком. Это формирование способности распознавать тело как собственное, возможности манипулирования им и получения удовольствия от контакта с другим человеком. Степень удовольствия от контакта с телом зависит от качества контакта с матерью, и от того, насколько у ребенка свободным был доступ к собственному телу. На это оказывают влияние такие факторы, как продолжительность нахождения ребенка в запеленутом состоянии, насколько ему была доступна телесная подвижность, способность производить с телом определенные манипуляции и др.
Если по каким-либо причинам ребенок был лишен такой возможности, то в более позднем возрасте это может привести к отстраненной позиции по отношению не только к другим, но и себе самому. Как следствие, высока вероятность возникновения отказа от сексуальности вообще (асексуальность). Причем, количество контактирования имеет значение в равной степени как в сторону того, что телесного контакта слишком мало, так и того, что его много (или контакт негативный, с вторжением в телесные границы).
В возрасте от 5-6 мес. до 2,5 лет начинается формирование неспецифических эрогенных зон. Этому способствует чувствительное - с нежностью и теплотой – обращение взрослого с телом ребенка, получение малышом удовольствия от контакта с телом другого человека (без проникновения и участия половых органов). Это позволяет получать удовлетворение, которое является предпосылкой сексуального удовольствия и возбуждения в более зрелом (подростковом) возрасте. Это также является предпосылкой для формирования эротичности – удовольствия от созерцания себя и партнера. Эротизм обогащает сексуальную жизнь и позволяет не так притупляться физиологическим откликам тела.
В период до 2,5-3 лет формируется еще одна важная составляющая здоровой, зрелой сексуальности. Это способность контейнировать сексуальное возбуждение, т.е. способность где-то возбуждаться и дальше это возбуждение «нести по адресу». Формирование этой способности происходит благодаря тому, что, с одной стороны, мать предоставляет ребенку возможность отделяться, а с другой – остается доступной для него. Это уверенность в том, что мама есть, и она придет, если ее подождать. Взрослея, ребенок способен выдерживать увеличение диапазона отдельности с матерью. Это связано с тем, что кормление уже не происходит по первому требованию. Таки образом, у ребенка начинает формироваться механизм откладывания удовольствия. То, насколько он сформирован, напрямую будет влиять на его способность получать сексуальное удовольствие.
О неблагополучном прохождении этого этапа развития могут свидетельствовать такие случаи, когда человеку не нравятся предварительные ласки, и вся зона удовольствия сведена к стимуляции половых органов.
Мать (для ребенка любого пола) - первичный объект привязанности. Если человек, который ухаживает за ребенком, отзывчивый, теплый, заботливый, то он нравится. Происходит бессознательная идентификация с таким человеком. В маленьком возрасте, в силу неразвитой психики, ребенок идентифицируется не по типу поведения, а по типу телесности. То, как происходил контакт с матерью, можно определить по косвенным признакам. Например, если у девочки в этот период был хороший полный контакт с матерью, то бессознательно она идентифицируется с ней в положительном контексте. В дальнейшем она не испытывает сложности с получением удовольствия от контакта с собственным телом и от его созерцания. У нее не возникает конфликта с собственной телесностью, чтобы ни происходило с ее телом (старение, набор веса). Становясь женщиной, она с удовольствием контактирует со своим телом и демонстрирует его партнеру.
Ребенок распознает мать и присваивает ее как внешний объект, определяя его в качестве хорошего, доставляющего удовольствие. Например, если мама, которая ухаживает за мальчиком, ему нравится, он напрямую с ней не идентифицируется, но у него тоже складывается позитивное отношение к себе. Идет связка: «мама хорошая – я хороший». Кроме того, ему нравится наблюдать за мамой, видеть ее. В дальнейшем, когда мальчик вырастает, ему нравится смотреть на женское тело и испытывать удовольствие от его созерцания.
В психо-сексуальном развитии мужчин есть особенность. Заключается она в том, что в возрасте от 1 года до 2,5 лет мальчики сталкиваются с различием телесности своей и матери. Это вызывает напряжение, поскольку ребенок обнаруживает, что мать являясь «хорошим» объектом, отличается от него. И тогда кто он? Поэтому возрастает тревожность при расставании с матерью. Если в этот период рядом с мальчиком есть представитель его пола, тревога снижается за счет того, что есть опора еще на кого-то. Для этого мужчина должен быть доступен ребенку для контакта.
Если такого мужчины нет, то у ребенка формируется противоречивое отношение к собственной телесности. Впоследствии это может переживаться через зависть к женскому телу и проявляться в чертах эротомана. Мужчине будет нравиться, чтобы женщина была рядом, созерцать и нюхать ее, будет хотеться овладевать ею. При этом всегда будет присутствовать другая полярность – желание разрушать женщину. Это стремление может проявляться в занятии агрессивным перверсным сексом, либо «бросании» сразу после секса, либо обесценивании и унижении.
Независимо от гендерной принадлежности ребенка, если мать малодоступна (дистантная, эмоционально холодная, депрессивная, больная), то даже в случае наличия физического контакта ребенок будет получать двойное послание: «я на руках, но матери со мной нет». Тогда телесный контакт сам по себе будет вызывать чувство фрустрации. Во взрослом возрасте такой человек будет стараться избегать прикосновений, объятий, чтобы не переживать снова мучительные рэкетные чувства. Поскольку контакт с любимым человеком ассоциируется у него с болью и покинутостью. Такие люди не могут разъединить для себя любовь и боль. Их негласный девиз: «Любить можно только тогда, когда тебе больно». Они подбирают себе соответствующих партнеров, потому что с другими им скучно. Это предпосылки садо-мазохистических отношений.
Помимо описанных выше проблем, в терапию обращаются люди, которые подражают другому полу или имеют о нем фантазии с собственным участием. Они будто пытаются совмещать в себе сразу оба гендера. В этом случае можно говорить о нарушении прохождения более позднего этапа психо-сексуального развития (т.н. «эдипального конфликта»). О нем я расскажу в своей следующей статье.