articles Некоторые аспекты значения стадии зеркала для техники психоанализа.
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Некоторые аспекты значения стадии зеркала для техники психоанализа.



Некоторые аспекты значения стадии зеркала для техники психоанализа.

 

(И повествует Персей, как) скалы,

Скрытые, смело пройдя с их страшным лесом трескучим,

К дому Горгон подступил; как видел везде на равнине

И на дорогах — людей и животных подобья, тех самых,

Что обратились в кремень, едва увидали Медузу;

Как он, однако, в щите, что на левой руке, отраженным

Медью впервые узрел ужасающий образ Медузы;

Тяжким как пользуясь сном, и её и гадюк охватившим,

Голову с шеи сорвал; и ещё — как Пегас быстрокрылый

С братом его родились из пролитой матерью крови.

(Овидий. «Метаморфозы», IV, 775—790).

 

 

 Образ, обнаруженный в зеркале, объединяет в своей отчужденности всё пугающее многообразие внутренних объектов и элементов. Всматриваясь в отражение, мы ожидаем облегчение завершенным гештальтом, имаго, образом себя. Облегчение приносит целостность, ограниченность и симметрия этого идеального я, обуздывающая раздробленность, безграничность и ассиметричность расположения образов и интенций, скрывающихся внутри. Как другой, как один из них, я-отчужденное является субъекту, лишенному права на достоверность, окончательность, идентичность. Другой взрослый укажет на отражение, скажет: "Это ты". Я повторю: "Это Я". Это я как его видит другой. "Посмотри на себя!" императив Другого, укажет мне зону моего стыда, вины и ответственности. Этот образ будет судим и оценен, именно он будет иметь социальное значение. Я в зеркале будет покрываться славой и позором, будет соответствовать предъявляемым требованиям, носить шрамы и медали, покрываться словами и символами, означающими его ценность в символическом обмене. Именно его я захочу уничтожить, разбив зеркало, и именно его я буду любить и гордиться. Гуляя по универмагу, подходя к зеркальным витринам, его я буду наряжать и примерять украшения. Я живет в отражении. В отражении Я сравнивается. Я за рулем автомобиля (той самой марки и модели). Я в новом платье (из той самой коллекции). Я находит себя в отражении как другого. Я отчуждается от субъекта и эксцентрично ему фактически. Не cogito ergo sum, не моя собственная мысль, но признание Другого меня-как-другого, определяет моё единственно достоверное существование и моё значение. Я могу думать о себе все что угодно, но только я-как-другой могу мыслить о себе более менее достоверно, и только другой может эту мысль подтвердить.

 Значение этого открытия Лаканом колоссально. Сродни перевороту Коперника. Не Я теперь мыслится центром психического мироздания, но Другой видится центром, вырывающим Я из субъекта, отчуждающим субъект к идеальной структуре образа Я. Это Я, в отличие от субъекта, наполнено значением и смыслом. В то время как субъект оказывается пустым местом, местом потери, дыркой от бублика Я.

 Это необходимое предисловие должно подготовить заинтересованного читателя к той перспективе, что открывается для психоаналитической практики из сознания этого переворота. Широко известны феномены идентификаций с персонажами кино. Образ на экране приходит с той же стороны что и зеркальное отражение. Смотрящий фактически сопереживает, соучаствует в зрелище. Зрители видят себя, побеждающими медузу Горгону, наблюдая за действиями героя на экране также как и Персей, бьющийся с ней в отражении своего щита. Если бы не этот щит, Персей обратился бы в камень, также как и зрители убежали бы от прибывающего поезда, если бы не знали, что это только экран. Так как образ Я и образ другого находятся в одном и том же зазеркалье они вполне заменяют друг друга, смещаются в отношении своего означаемого (субъекта). Это Я-другой побеждаю врагов, это Я-другой пользуюсь зубной пастой и испытываю счастье семейной жизни, это Я-другой осуждаю терроризм и борюсь со всемирным потеплением на экране TV. Этот же механизм лежит в основе идентификации с агрессором (родителями) и практически вынужденным разделением с ним его желания. Но и этот же механизм может стать опорой для психоаналитической практики.

 Задача психоаналитика, из открывшейся перспективы, видится следующим образом (И здесь необходимо указать на исключительную значимость психоаналитической этики.): отразить в себе, и прежде всего в слове, вытесненное и невозможное анализанта как приемлемую часть "собственного" я. То, что было в Оно анализанта должно стать частью Я психоаналитика. И, если перенос выскажет психоаналитику содержание Оно, то место психоаналитика, а именно место Другого, позволит анализанту принять разрешение страдания как своё. Можно сказать иначе, используя психоаналитика как "зеркало", анализант может отыскать в нем тот образ Я, который справляется с тревогой, сознает значение и логику собственной истории, верит в успех, не отвергает, понимает собственный симптом, принимает травму как она есть, безусловно принимает и любит себя и т.д. И здесь важно чтобы психоаналитик был пуст, а не наполнен добродетелями и достоинствами как добрый самаритянин. Психоаналитик исполняет свою функцию настолько, насколько он может опустошить контейнер собственного присутствия, чтобы наполниться бессознательным содержанием анализанта, осознать содержание этого переноса и вернуть это содержание в разрешенном виде как интерпретацию. Интерпретация настолько хороша насколько она: а) возвращает вытесненное анализанта (а не аналитика) б) приемлема для психоаналитика (этична и эстетична) в) реализуется в подходящий момент г) реализуется из позиции Другого, из места Истины.

 Я обращаю ваше внимание, что хорошая интерпретация, на мой взгляд, всегда является "насилием" (также как и реальность является "насилием" в отношении иллюзии, а истина в отношении лжи) в отношении Я анализанта, т.е. преодолевает сопротивление. Если анализант доволен интерпретацией и согласен с ней, это точно мимо цели. Если анализант испытывает стыд и вину, не находит себе места, и категорически отрицает, вероятно, интерпретация удачна. Анализанты всегда защищают свои симптомы. Стоит ли говорить, что лучшей интерпретацией зачастую оказывается молчание или повторение сказанного.

 






Об авторе статьи

`
Леонов Илья Николаевич

Рейтинг психолога: 5 5

Леонов Илья Николаевич

Психоаналитик
Город: Санкт-Петербург
  •   Депрессия
  •   Сновидения
  •   Страхи и фобии
  •   Чувства и эмоции
  •   Отношения
  •   Кризисы и травмы
  •   Дети
  •   Вопросы психологии


Добавить новый Комментарий


Психолог Мархотко Ольга Анатольевна
Консультация по Skype

Мархотко Ольга

Психолог
Психолог Давыдович Жанна Олеговна
Консультация по Skype

Давыдович Жанна

Дипломированный специалист. Осуществляю индивидуальное и семенное консультирование.
Психолог Попкова Наталья Владимировна

Попкова Наталья

3 высших образования: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Факультет иностранных языков, MBA,...
Психолог Николаева Екатерина Николаевна

Николаева Екатерина

Психоаналитический психолог. Гештальт терапия. Работаю с широким набором запросов, в...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Будячевская Елена Александровна

Будячевская Елена

Дипломированный психолог, специалист ДПДГ, работаю со взрослыми людьми индивидуально...
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍