articles
Нередко клиенты приходят в терапию с запросом на работу с каким-то ущербом, и ущерб может быть разным. Для кого-то это родители, которые не дали чего-то важного и ценного, но дали негативный опыт. Для кого-то ущербом является отвержение, отказ значимых других людей в чём-то, либо изгнание из значимой социальной группы. Ущерб бывает и более прямым - нанесение травмы, кража, обман. Во всех этих случаях психолог имеет дело не с юридическими, а с психологическими последствиями ущерба. У человека что-то было, и это что-то отняли, либо оно было утрачено. Возможность, функция, надежда, доверие к чему-то, право на что-то, ресурс и т.д. А, когда что-то было, но затем оно существовать перестало, мы имеем дело с горем. И тогда фокусом работы становится это горе - работа с проживанием утраты того, что было. А горе подразумевает несколько стадий - шок, отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. До тех пор, пока эти стадии не пройдены, ущерб остаётся актуальным не как факт, а как переживание. После того, как они пройдены, он становится фактом - да, нечто было утрачено, но что-то другое осталось, что-то другое может быть приобретено вместо этого.
При переживании ущерба процесс сожаления о том, что было, порой может затмевать для человека новые возможности. То, что было, ушло, и это факт символической смерти. Если что-то ушло, важно это похоронить, попрощаться с этим, интегрировать этот факт в свою память и пойти дальше. А за смертью следует символизм возрождения и перерождения в новом качестве. Если умерло что-то одно, освободилось место для чего-то другого, и на этом месте может вырасти нечто новое. Тогда ущерб, который был в прошлом, перестаёт быть актуальным, человек перерастает его. В благополучном варианте человек попадает в совсем иной контекст жизни и настолько рад новым возможностям, либо захвачен ими, что прошлое имеет для него значение лишь исторического факта.
В негативном варианте переживания ущерба, когда горе не пройдено, а стадия возрождения не открыта, человек может бессознательно цепляться за факт причинённого ему ущерба. Например, не желать отпустить нечто, что было дорого ему в прошлом, но чего нет сейчас, из страха открыться чему-то новому. Или продолжать годами бороться с тем человеком или с теми людьми, которые причинили ущерб. Либо продолжать поддерживать идентичность человека, который потерпел ущерб, т.е. продолжать воспринимать и описывать себя сквозь призму этого ущерба. Во всех этих случаях ущерб становится центральным в картине мира человека, и вокруг этого факта выстраивается жизнь. Вокруг некой травмы, утраты или истории, связанной с ней. Аналогично вокруг этого вопроса начинают выстраиваться социальные связи. Соответственно, чтобы разомкнуть замкнутый круг, потребуется готовность со всем этим попрощаться, что бывает непросто, ведь придётся заново перекроить свою идентичность и выстроить другую сеть смыслов и связей.
С точки зрения внутренних психологических процессов, ущерб не всегда преодолевается посредством компенсации. В каких-то случаях её может не быть, в других она несопоставима с ущербом, т.е. не может быть соизмерена с ним, а в иных случаях она есть, и она соразмерна, но она не спасает от переживаний. Например, от того, что нашему обидчику стало плохо, нам не всегда может стать легче. Если он уже причинил некий психологический вред, этот вред остаётся с нами как психический материал для самостоятельного разбора, вне зависимости от состояния обидчика. Переживание ущерба и вреда - та самая реакция, с которой психика пытается справиться, когда это происходит. И мы можем добиваться справедливости и урегулирования лишь на внешнем (событийном), но не на внутреннем уровне. На внутреннем уровне переживаний мы, в любом случае, остаёмся наедине с той реакцией, которую предстоит прожить, чтобы обрести от неё свободу.