articles Новое слово в психологии. Тайные смыслы мифодрамы
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Новое слово в психологии. Тайные смыслы мифодрамы



Почему в современном обществе возрождается интерес к «делам давно минувших дней, преданьям старины глубокой»? Скрытые в мифах и сказках глубинные смыслы и символы помогают в решении проблем, встающих перед каждым человеком в определенные периоды жизни. Проникнуть в эти смыслы, получить доступ к духовным ресурсам и обрести новые качества позволяет особая техника - мифодрама.

МифодрамаНа вопросы, нередко возникающие в связи с мифодрамой, отвечает Михаил Кучинский, психолог, специалист по интегральной и трансперсональной психологии, адаптации архаических практик, тренер-консультант компании «Форест»

Михаил, что такое мифодрама? Это особый вид театрального искусства - или все же инструмент из психологического арсенала?

М.К
.: Мифодрама как психологический инструмент возникла на стыке двух методов: психодрамы Якоба Морено и аналитической психологии К.Г. Юнга. Основой работы являются мифологические и сказочные сюжеты. Мифология с точки зрения аналитической психологии объединяет в себе архетипические (от греч. «первообраз», древнейший образец») фигуры и события, с которыми сталкивается каждый человек. Поэтому каждый мифологический сюжет описывает определенную ступень в процессе индивидуации личности.

Можно ли ставить мифодраму на «русском материале»?

Несмотря на огромное разнообразие мифов, самих мифологических сюжетов ограниченное количество.

Например, любая сказка, где герой, покидая дом, отправляется в путешествие, проходит ряд испытаний, в ходе которых приобретает новые качества и возвращается обновленным, описывает процесс психологического взросления и обретения целостности. В греческой мифологии такими персонажами являются античные боги и герои (Геракл, Тесей, Ясон и аргонавты), в скандинавской и западно-европейской – король Артур и рыцари Круглого стола, Сигурд, Беовульф, другие персонажи из эпоса. Яркие примеры из русских сказок: Иван-царевич, Емеля, Иван-вдовий сын, Василиса Премудрая, Крошечка-Хаврошечка, Марьюшка из сказки про Финиста, Ясного Сокола.

А с точки зрения реальной жизни, что дает участие в мифодраме?

Мифодрама в первую очередь направлена на работу с кризисными состояниями и периодами в жизни. У каждого из нас существует свой личностный миф (т.е. история развития личности конкретного человека). В него входят все понятия об этом мире: что такое «хорошо» и «плохо», какими должны быть настоящий мужчина и настоящая женщина, как выстраивать отношения с людьми и обществом, как найти свое место в жизни, и т.п.

Если человек не получает ответов на эти вопросы, или у него складывается ложное представление о собственной личности, то и его жизнь выстраивается ложным образом. Ситуации, построенные на ложном восприятии себя и мира, заводят в тупик. Начинаются проблемы в отношениях и на работе, снижается самооценка и пр. Казалось бы, при чем здесь мифология? Но дело в том, что мифы содержат в себе в символической форме практически все сюжеты гармоничного личностного развития. По сути, это тот самый опыт предков, переданный нам в такой концентрированной форме.

Но можно ли с помощью мифодрамы решить такие проблемы, как неуверенность в себе, неумение строить отношения, страхи перед будущим, отсутствие смысла в жизни и т.п.?

Можно, и достаточно успешно. Конечно, не следует думать, что стоит посетить мифодраму - и все проблемы, как по мановению волшебной палочки, разрешатся сами собой. Мифодрама – это не магия, а серьезная внутренняя работа, порой очень тяжелая. Но она дает четкое понимание, как вам поступать, чтобы разобраться с той или иной кризисной ситуацией. В ходе мифодрамы, можно обнаружить, где находится выход из проблемы, и сделать самое сложное - первые шаги к её решению.

Кроме того, наша личность - творец повседневной жизни, а мифодрама направлена именно на работу с личностью. После участия в ряде мифодрам, в жизни человека могут происходить (и обычно происходят) достаточно глобальные изменения. Это связано с тем, что обретаются новые личностные качества, которые позволяют менять свою жизнь в желаемую сторону.

А как быть, если человек не обладает актерскими способностями? Может ли он участвовать в мифодраме?

Для участия в мифодраме обладание актерским даром не требуется. Наоборот, если он у вас есть, лучше на время о нем забыть. Мифодрама не «проигрывается», а «проживается», то есть все эмоции и переживания, возникающие у каждого участника в процессе действия – реальные. Входя в мифодраматическую роль, вы начинаете отождествляться с героем на очень глубоком уровне, независимо от уровня театральных способностей.

Но ведь хороший актер тоже «живет» в своей роли.

Вы правы. И не случайно многие известные актеры рассказывают о влиянии, которое та или иная роль оказала на их жизнь за пределами сцены или экрана. Так вот мифодрама позволяет каждому участнику на время стать именно таким настоящим актером, и прожить роль на настоящих эмоциях и ощущениях.

Нужно ли учить наизусть текст мифа или сказки?

Учить не нужно, но вот прочитать разок перед действием не повредит. Хотя бы для того, что бы потом в ходе мифодрамы испытать радость от открытия смыслов, которые при прочтении были настолько завуалированы символикой, что просто вызывали недоумение. Например, что означает веретено, полученное Марьюшкой от Бабы-Яги? Или почему в доме, где жила мачеха Василисы, все время гас огонь? Несомненно, одна из приятных составляющих мифодраматического процесса – это изумленные возгласы участников: «Ах вот это о чем!»

Сколько времени обычно длится мифодрама?

Мифодрама, которую мы проводим, длится столько, сколько нужно для завершения выбранного сюжета. Но обычно процесс занимает шесть-семь часов. Если нужно раскрыть смысл только определенного эпизода мифа, то 3-4 часа.

Существуют программы, где погружение происходит в течение нескольких дней. В этих программах участники «сдают» на время свои реальные имена, и путем жребия получают имя какого – либо мифологического героя. Это имя каждый из них носит несколько дней, до завершения. Таким погружением, например, был летний интенсив по мифу Гомера «Троянская война».

К сожалению, мы часто бываем заложниками текущих дел. Можно ли сыграть роль «по-быстрому» и уйти?

Любая роль считается сыгранной, когда наступает общий финал. Если же человек покинет процесс раньше, то есть вероятность «застрять» в собственном незавершенном процессе. То же самое произойдет, если человек не проживает миф, а пытается отыграть какой-то личный сценарий, то есть включается в действие с некой идеей, «как это должно быть», не принимая того, что есть в реальном сюжете мифа.

Можно ли посмотреть мифодраму «со стороны», и не становиться активным участником?

Не желательно, так как все, находящиеся в мифологическом пространстве, включаются в работу. Другими словами, если вас чем-то привлек тот или иной миф, значит, вы какая-то фигура этого мифа! Но если вы сидите и просто наблюдаете, то, во-первых, лишаете себя четкого результата, во-вторых, отвлекаете внимание группы на свою персону, что нарушает течение процесса.

В чем отличие мифодрамы от традиционных тренингов?

Я считаю, что понятие «традиционный тренинг» очень относительно. Строгие традиции проведения тренингов существует скорее в сфере бизнеса; в программах, направленных на личностный рост, работает более гибкий формат. Но если говорить именно о работе с расстановками, то психодрама, семейные расстановки по Хеллингеру, play-back театр, мифодрама - все работают по-своему. Описывать различия между ними не позволяет формат статьи. Скажу только, что основная разница заключается, во-первых, в целях и задачах, во-вторых - в технике ведения процесса и в приемах, которыми пользуются ведущие и участники.

Почему в процессе мифодрамы одни участники испытывают интерес, яркие эмоции, а переживания других не столь позитивны?

Проявления чувств в мифодраме носит волнообразный характер. Состояние одного и того же человека в ходе действия, может сменяться несколько раз: от скуки, повергающей в сон, до острых переживаний радости или сочувствия. Как правило, определенные эмоции, вроде скуки - показатель того, что происходящее в данный момент является наиболее актуальным для психики данного человека. Но при отсутствии внутренней осознанности и готовности погрузиться в актуализированный материал, начинают срабатывать привычные для большинства механизмы защиты – наваливается сонливость или появляется раздражение.

Расскажите о самой интересной мифодраме, которую вам довелось вести или в которой вы принимали участие.

Я участвовал во многих мифодрамах, и как со-ведущий, и как персонаж; назвать самую интересную очень сложно.

Например, моей любимой сказкой с детства является «Иван – Царевич и Серый волк». И когда мы ставили мифодраму по этой сказке, для меня ожили переживания детства. При этом они наполнились новыми смыслами.

Очень сложным, неожиданным и интересным процессом был уже упомянутый мной летний интенсив «Троянская война». Мы проводили его под Керчью, в местах, которые в древние времена принадлежали грекам. И во время программы нередко казалось, что сама природа вместе с нами заново проживает времена, когда герои со всей Греции собрались для великой битвы. Состояние устойчивой синхронии создавало ощущение прямого диалога с природой. В эти дни древнегреческий миф ожил по-настоящему. Добавлю, что все участники этой мифодрамы на протяжении нескольких месяцев находились под сильным впечатлением, и у многих в жизни произошли качественные изменения к лучшему.

И последний вопрос. Почему вы считаете мифодраму актуальной для современной жизни?

Во-первых, мифология была и остается опытом, передаваемым из поколения в поколение, и направлена непосредственно на человека. Во-вторых, она целиком построена на символизме, а символы – это язык, на котором «говорит» бессознательная часть нашей психики. Каждый миф в символической форме рассказывает, что ожидает человека на определенном этапе его жизни и личностного развития. К сожалению, в наше время люди оторваны от этого опыта. Человек может пребывать в глубоком кризисе, не видеть выхода из сложной ситуации, отчаиваться, в то время, как помощь в выходе из кризиса может стоять у него на книжной полке, среди детских книг. Но прочесть сказку мало, нужно пережить, и соотнести полученное знание со своей жизнью. Недаром в той же Греции существовали мистерии, приобщавшие людей к тайнам мифологических сюжетов. В наше время роль приобщения к уникальному опыту взяла на себя мифодрама.

ЗАПИСАТЬСЯ НА УНИКАЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ ПО МИФОДРАМЕ ВЫ МОЖЕТЕ ЗДЕСЬ

Не пропустите! Новейшие разработки в психотерапии дадут Вам шанс изменить свою жизнь!






дмитрий |
написали авторскую сказку .с группой тренеров подбираемся к созданию трененгового продукта с удовольствием пообщаемся со всеми кто в теме))))
Наталья |
Отлично! Просто и внятно. Исключительно редко можно встретить по мифодраме информацию, изоженною таким доступным языком. И сразу делаешь вывод: Михаил Кучинский серьёзный профессионал в этой теме, что вызывает уважение.

Добавить новый Комментарий


Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Заулочнова Юлия Николаевна

Заулочнова Юлия

Психолог, сексолог, супервизор.
Психолог Ахромова Инна Сергеевна
Консультация по Skype

Ахромова Инна

Дипломированный психолог - консультант, работаю в интегративном подходе.
Психолог Коваль Екатерина Сергеевна

Коваль Екатерина

Психолог, магистр психологии, гештальт-терапевт. Работаю с семьей, взрослыми,...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍