Почему в современном обществе возрождается интерес к «делам давно минувших дней, преданьям старины глубокой»? Скрытые в мифах и сказках глубинные смыслы и символы помогают в решении проблем, встающих перед каждым человеком в определенные периоды жизни. Проникнуть в эти смыслы, получить доступ к духовным ресурсам и обрести новые качества позволяет особая техника - мифодрама.
На вопросы, нередко возникающие в связи с мифодрамой, отвечает Михаил Кучинский, психолог, специалист по интегральной и трансперсональной психологии, адаптации архаических практик, тренер-консультант компании «Форест»
Михаил, что такое мифодрама? Это особый вид театрального искусства - или все же инструмент из психологического арсенала?
М.К.: Мифодрама как психологический инструмент возникла на стыке двух методов: психодрамы Якоба Морено и аналитической психологии К.Г. Юнга. Основой работы являются мифологические и сказочные сюжеты. Мифология с точки зрения аналитической психологии объединяет в себе архетипические (от греч. «первообраз», древнейший образец») фигуры и события, с которыми сталкивается каждый человек. Поэтому каждый мифологический сюжет описывает определенную ступень в процессе индивидуации личности.
Можно ли ставить мифодраму на «русском материале»?
Несмотря на огромное разнообразие мифов, самих мифологических сюжетов ограниченное количество.
Например, любая сказка, где герой, покидая дом, отправляется в путешествие, проходит ряд испытаний, в ходе которых приобретает новые качества и возвращается обновленным, описывает процесс психологического взросления и обретения целостности. В греческой мифологии такими персонажами являются античные боги и герои (Геракл, Тесей, Ясон и аргонавты), в скандинавской и западно-европейской – король Артур и рыцари Круглого стола, Сигурд, Беовульф, другие персонажи из эпоса. Яркие примеры из русских сказок: Иван-царевич, Емеля, Иван-вдовий сын, Василиса Премудрая, Крошечка-Хаврошечка, Марьюшка из сказки про Финиста, Ясного Сокола.
А с точки зрения реальной жизни, что дает участие в мифодраме?
Мифодрама в первую очередь направлена на работу с кризисными состояниями и периодами в жизни. У каждого из нас существует свой личностный миф (т.е. история развития личности конкретного человека). В него входят все понятия об этом мире: что такое «хорошо» и «плохо», какими должны быть настоящий мужчина и настоящая женщина, как выстраивать отношения с людьми и обществом, как найти свое место в жизни, и т.п.
Если человек не получает ответов на эти вопросы, или у него складывается ложное представление о собственной личности, то и его жизнь выстраивается ложным образом. Ситуации, построенные на ложном восприятии себя и мира, заводят в тупик. Начинаются проблемы в отношениях и на работе, снижается самооценка и пр. Казалось бы, при чем здесь мифология? Но дело в том, что мифы содержат в себе в символической форме практически все сюжеты гармоничного личностного развития. По сути, это тот самый опыт предков, переданный нам в такой концентрированной форме.
Но можно ли с помощью мифодрамы решить такие проблемы, как неуверенность в себе, неумение строить отношения, страхи перед будущим, отсутствие смысла в жизни и т.п.?
Можно, и достаточно успешно. Конечно, не следует думать, что стоит посетить мифодраму - и все проблемы, как по мановению волшебной палочки, разрешатся сами собой. Мифодрама – это не магия, а серьезная внутренняя работа, порой очень тяжелая. Но она дает четкое понимание, как вам поступать, чтобы разобраться с той или иной кризисной ситуацией. В ходе мифодрамы, можно обнаружить, где находится выход из проблемы, и сделать самое сложное - первые шаги к её решению.
Кроме того, наша личность - творец повседневной жизни, а мифодрама направлена именно на работу с личностью. После участия в ряде мифодрам, в жизни человека могут происходить (и обычно происходят) достаточно глобальные изменения. Это связано с тем, что обретаются новые личностные качества, которые позволяют менять свою жизнь в желаемую сторону.
А как быть, если человек не обладает актерскими способностями? Может ли он участвовать в мифодраме?
Для участия в мифодраме обладание актерским даром не требуется. Наоборот, если он у вас есть, лучше на время о нем забыть. Мифодрама не «проигрывается», а «проживается», то есть все эмоции и переживания, возникающие у каждого участника в процессе действия – реальные. Входя в мифодраматическую роль, вы начинаете отождествляться с героем на очень глубоком уровне, независимо от уровня театральных способностей.
Но ведь хороший актер тоже «живет» в своей роли.
Вы правы. И не случайно многие известные актеры рассказывают о влиянии, которое та или иная роль оказала на их жизнь за пределами сцены или экрана. Так вот мифодрама позволяет каждому участнику на время стать именно таким настоящим актером, и прожить роль на настоящих эмоциях и ощущениях.
Нужно ли учить наизусть текст мифа или сказки?
Учить не нужно, но вот прочитать разок перед действием не повредит. Хотя бы для того, что бы потом в ходе мифодрамы испытать радость от открытия смыслов, которые при прочтении были настолько завуалированы символикой, что просто вызывали недоумение. Например, что означает веретено, полученное Марьюшкой от Бабы-Яги? Или почему в доме, где жила мачеха Василисы, все время гас огонь? Несомненно, одна из приятных составляющих мифодраматического процесса – это изумленные возгласы участников: «Ах вот это о чем!»
Сколько времени обычно длится мифодрама?
Мифодрама, которую мы проводим, длится столько, сколько нужно для завершения выбранного сюжета. Но обычно процесс занимает шесть-семь часов. Если нужно раскрыть смысл только определенного эпизода мифа, то 3-4 часа.
Существуют программы, где погружение происходит в течение нескольких дней. В этих программах участники «сдают» на время свои реальные имена, и путем жребия получают имя какого – либо мифологического героя. Это имя каждый из них носит несколько дней, до завершения. Таким погружением, например, был летний интенсив по мифу Гомера «Троянская война».
К сожалению, мы часто бываем заложниками текущих дел. Можно ли сыграть роль «по-быстрому» и уйти?
Любая роль считается сыгранной, когда наступает общий финал. Если же человек покинет процесс раньше, то есть вероятность «застрять» в собственном незавершенном процессе. То же самое произойдет, если человек не проживает миф, а пытается отыграть какой-то личный сценарий, то есть включается в действие с некой идеей, «как это должно быть», не принимая того, что есть в реальном сюжете мифа.
Можно ли посмотреть мифодраму «со стороны», и не становиться активным участником?
Не желательно, так как все, находящиеся в мифологическом пространстве, включаются в работу. Другими словами, если вас чем-то привлек тот или иной миф, значит, вы какая-то фигура этого мифа! Но если вы сидите и просто наблюдаете, то, во-первых, лишаете себя четкого результата, во-вторых, отвлекаете внимание группы на свою персону, что нарушает течение процесса.
В чем отличие мифодрамы от традиционных тренингов?
Я считаю, что понятие «традиционный тренинг» очень относительно. Строгие традиции проведения тренингов существует скорее в сфере бизнеса; в программах, направленных на личностный рост, работает более гибкий формат. Но если говорить именно о работе с расстановками, то психодрама, семейные расстановки по Хеллингеру, play-back театр, мифодрама - все работают по-своему. Описывать различия между ними не позволяет формат статьи. Скажу только, что основная разница заключается, во-первых, в целях и задачах, во-вторых - в технике ведения процесса и в приемах, которыми пользуются ведущие и участники.
Почему в процессе мифодрамы одни участники испытывают интерес, яркие эмоции, а переживания других не столь позитивны?
Проявления чувств в мифодраме носит волнообразный характер. Состояние одного и того же человека в ходе действия, может сменяться несколько раз: от скуки, повергающей в сон, до острых переживаний радости или сочувствия. Как правило, определенные эмоции, вроде скуки - показатель того, что происходящее в данный момент является наиболее актуальным для психики данного человека. Но при отсутствии внутренней осознанности и готовности погрузиться в актуализированный материал, начинают срабатывать привычные для большинства механизмы защиты – наваливается сонливость или появляется раздражение.
Расскажите о самой интересной мифодраме, которую вам довелось вести или в которой вы принимали участие.
Я участвовал во многих мифодрамах, и как со-ведущий, и как персонаж; назвать самую интересную очень сложно.
Например, моей любимой сказкой с детства является «Иван – Царевич и Серый волк». И когда мы ставили мифодраму по этой сказке, для меня ожили переживания детства. При этом они наполнились новыми смыслами.
Очень сложным, неожиданным и интересным процессом был уже упомянутый мной летний интенсив «Троянская война». Мы проводили его под Керчью, в местах, которые в древние времена принадлежали грекам. И во время программы нередко казалось, что сама природа вместе с нами заново проживает времена, когда герои со всей Греции собрались для великой битвы. Состояние устойчивой синхронии создавало ощущение прямого диалога с природой. В эти дни древнегреческий миф ожил по-настоящему. Добавлю, что все участники этой мифодрамы на протяжении нескольких месяцев находились под сильным впечатлением, и у многих в жизни произошли качественные изменения к лучшему.
И последний вопрос. Почему вы считаете мифодраму актуальной для современной жизни?
Во-первых, мифология была и остается опытом, передаваемым из поколения в поколение, и направлена непосредственно на человека. Во-вторых, она целиком построена на символизме, а символы – это язык, на котором «говорит» бессознательная часть нашей психики. Каждый миф в символической форме рассказывает, что ожидает человека на определенном этапе его жизни и личностного развития. К сожалению, в наше время люди оторваны от этого опыта. Человек может пребывать в глубоком кризисе, не видеть выхода из сложной ситуации, отчаиваться, в то время, как помощь в выходе из кризиса может стоять у него на книжной полке, среди детских книг. Но прочесть сказку мало, нужно пережить, и соотнести полученное знание со своей жизнью. Недаром в той же Греции существовали мистерии, приобщавшие людей к тайнам мифологических сюжетов. В наше время роль приобщения к уникальному опыту взяла на себя мифодрама.
Не пропустите! Новейшие разработки в психотерапии дадут Вам шанс изменить свою жизнь!
Поделиться:
дмитрий |
написали авторскую сказку .с группой тренеров подбираемся к созданию трененгового продукта с удовольствием пообщаемся со всеми кто в теме))))
Наталья |
Отлично! Просто и внятно. Исключительно редко можно встретить по мифодраме информацию, изоженною таким доступным языком. И сразу делаешь вывод: Михаил Кучинский серьёзный профессионал в этой теме, что вызывает уважение.