Во времена Фрейда психоанализ предлагал ежедневное посещение психоаналитика. Быстрого изменения поведения или отношения к жизни никогда не обещали. Предполагалось, что только медленное осмысление, благодаря глубокому погружению в бессознательное, может дать положительный результат. Поэтому посещения психоаналитика длились годами, требовали свободного времени не только на посещения специалиста, но и на глубокое осмысление своего внутреннего мира, и были доступны только очень богатым людям.
В настоящее время темп жизни стал совершенно иным, и запросы на психологическую помощь тоже изменились, точнее, их диапазон расширился. И кроме глубоких проработок внутреннего мира современного человека стали волновать так называемые краткосрочные проблемы. Например, стресс от внезапной потери работы, последняя ссора с близким человеком, конфликт с соседкой по гаражу. Все это вроде бы мелочи, с которыми любой здоровый человек в состоянии справиться сам. Так обычно и происходит. Но вот в процессе преодоления этих маленьких стрессов может падать эффективность работы, появляется излишняя эмоциональность, а иногда даже и временная бессонница. Это все говорит о том, что любому современному человеку совершенно не лишним будет обратиться за помощью к психологу и облегчить себе тем самым преодоление стресса.
Мне кажется, уже ушли в прошлое горячие диспуты о категории людей, которые время от времени посещают психолога или разные психологические группы. Это все равно, что спорить о трудолюбии людей, которые пользуются бытовой техникой вроде стиральных и посудомоечных машин, или покупают полуфабрикаты в супермаркетах. Возможность быстрее и эффективнее справиться с любой, даже с самой незначительной психологической проблемой, дает дополнительное, свободное время и силы для других дел или отдыха. Современная жизнь уплотняет время и заставляет нас двигаться быстрее, как в работе, так и в решении любых проблем на любом уровне.
Может быть, поэтому мои клиенты по сравнению с ситуацией пятилетней давности все чаще и чаще переходят к телефонной форме психологической помощи.
Что же это за люди? Я готова рассказать вам несколько типичных, на мой взгляд, историй.
История № 1.
Лена А. родилась в одной из республик бывшего СССР. Когда союз стал распадаться, семья уехала в Америку. В общем и целом Лене повезло, родственники держались очень дружно, помогали друг другу не только материально, но и морально. Общаться можно было не только на английском, но и на родном русском. Лена успешно закончила колледж в Америке, нашла престижную работу в офисе, вышла замуж за своего русского человека. Но почему-то тоска по бывшей родине так и не отпускала. По ночам снились бесконечные эпизоды из прошлой жизни. Лена тратила кучу денег на звонки бывшим одноклассникам и соседям, которые никуда не уехали. Они ей жаловались на жизнь, по-хорошему завидовали, а Лена плакала и скучала. Муж категорически отказался возвращаться на родину, да и для дочери английский язык стал уже роднее русского. Лена пару раз посетила местного англо-русско-говорящего психотерапевта и подумала, что психолога ей придется искать только на бывшей родине. Интернет в таких случаях очень хороший помощник. Отыщется все – было бы желание. Так мы и познакомились с Леной. Одно из самых моих больших достоинств для нее, было то, что я могла быть мостиком между ее прошлым и настоящим. Я жила там, где Лене хотелось бы жить, со мной можно было сравнивать жизнь тогда и сейчас, а также поговорить о переменах в ее жизни. Не смотря на то, что я так ни разу и не видела мою клиентку, наш альянс получился на резкость удачным. Через год Лена решилась родить второго ребенка и стала подумывать о продолжении образования в Америке. Благодаря нашим телефонным сессиям, ее жизнь в чужой стране понемногу перестала угнетать Лену и стала обретать для нее совершенно иной смысл.
История № 2.
Андрей Т. очень амбициозный, молодой человек с великолепным двойным высшим образованием и не менее великолепным послужным списком. Карьера шла в гору так быстро, что Андрей все время жил в режиме хронических, нервных перегрузок. Мы обсуждали с ним постоянную нехватку времени на общение с друзьями, часто меняющихся подружек и недовольство собой и своей жизнью. Все его запросы были для очных консультаций, но жизнь распорядилась иначе. В один прекрасный день Андрей неожиданно уехал в долгосрочную командировку в другую страну. Мы пытались переписываться, но довольно быстро стало понятно, что этот способ общения не подходит для решения его проблем. И тогда я предложила в качестве альтернативы – телефонные консультации. Результат превзошел даже мои ожидания. Андрей очень быстро перестроился для жизни в другой стране, и даже нашел некоторые явные для него преимущества по сравнению его с жизнью в Москве. И самое главное – у него наконец-то появилась постоянная подружка.
История № 3.
Ольга С. – топ менеджер крупной компании. В шутку говорит, что ей надо бы родится два века назад, тогда она точно прошла бы полный курс психоанализа, потому что ей просто необходимо, чтобы ее выслушивали каждый день. В самом начале нашей работы Ольга приходила ко мне два раза в неделю, чтобы обсудить кучу разных мелочей, которые ее доставали каждый день. «Женщина на руководящей должности в большом городе – это полная катастрофа, причем, для нее самой», - шутила Ольга. Ольге большей частью не нужны были никакие конкретные советы. Более того, по ее собственному мнению, конкретика часто могла вызвать только раздражение. Вместо этого Ольга устраивала со мной что-то вроде мозгового штурма. Мы раз за разом с разных сторон и позиций рассматривали те ситуации, которые ее занимали, и имели для нее значение. Для меня, как для психолога, Ольга была одним из самых неудобных клиентов: она вечно опаздывала, прибегала запыхавшись и почти половину консультации отключалась от лишних рабочих проблем и приходила в себя после пробок. Я задумалась об эффективности нашей дальнейшей работы. Но случай сам подсказал решение. В один из зимних вечеров Ольга как обычно опаздывала из-за неожиданного снегопада и ожидаемой беспомощности наших коммунальных служб. Причем, опаздывала она так сильно, что мне пришлось ее предупредить о переносе нашей консультации на очень позднее время, т.к., я не могла из-за Ольги двигать и других клиентов. Ольга искренне расстроилась и предложила хотя бы поговорить по телефону, раз уж это все равно ее законное время. Результаты нашего разговора ей так понравились, что Ольга сама предложила мне перейти на телефонные консультации. Теперь наши мозговые штурмы происходят даже тогда, когда мы обе стоим в пробках. Надо признаться честно, у меня у самой просто гора с плеч свалилась, поскольку теперь я могу спокойно дать время Ольге прийти в себя после работы, поужинать, а потом уже серьезно поговорить. А также мы можем разговаривать, делая паузы из-за ее неплановых, важных звонков или непредвиденных ситуаций
История № 4.
Обычно ко мне на прием люди записываются по телефону. Мы договариваемся об удобном дне и времени, я объясняю, как проще добраться в центр, где я работаю. И вот однажды раздался очень необычный звонок. Милый женский голос в телефонной трубке стал задавать мне вопросы, на которые я не сразу нашлась, что и ответить. Женщина спрашивала меня о том, есть ли звуковой сигнал на пешеходном переходе около центра, крутая лестница или нет, с перилами или без. В конце концов, голос в трубке, помолчав добавил: «Я не знаю, смогу ли до вас добраться, я живу не очень далеко от вашего центра, но маршрут для меня может оказаться слишком сложный - я слепая». Теперь наступила моя очередь замолчать. Женщина узнала обо мне из Интернета, она читала мои ответы на вопросы и статьи, но при этом она была совершенно слепая. Людмила, так ее звали, объяснила, что существуют разные программы, которые читают и переводят с голоса. Но это не быстро и не всегда удобно, ей все-таки захотелось услышать живой голос. Итак, мы стали разговаривать по телефону. Эту форму можно сказать никто и не выбирал, как-то само по себе напросилось. Людмила была очень довольна. Она могла не волноваться за сложный маршрут и одновременно обсудить все, что ее волновало, не выходя из дома.
История № 5.
Смущенно и сбивчиво не очень молодой мужской голос в трубке сразу спросил меня о возможности телефонной консультации. Выяснилось, что Олег Тихонович уже на пенсии, недавно похоронил жену. Дети живут отдельно, приезжают редко. У них работа, дети. Олег Тихонович на них не в претензии, но вот одиночество и тоска по горячо любимой и рано ушедшей жене его никак не отпускают. На очную консультацию он приходить категорически отказался. «Я,» - говорит, - «стесняюсь, всю жизнь со всеми проблемами сам справлялся, а теперь вот дожил». То, что он решился позвонить, уже было почти что подвигом. В конце нашего разговора, Олег Тихонович стал говорить спокойнее и увереннее, голос его повеселел, пару раз он даже пытался шутить. «От сердца отлегло. Вот ведь не думал, что вы мне сможете чем-то помочь. Просто решил попробовать, на авось». Мы договорились, что если у Олега Тихоновича опять защемит сердце или захочется поднять себе настроение, то он позвонит еще раз.
В настоящее время телефон – это незаменимое средство связи. Причем, мы пользуемся всеми видами телефонии, начиная с домашнего телефона и заканчивая Скайпом. Это и дает дополнительные возможности для организации психологических консультация для людей, которые по разным причинам оказались далеко от конкретного психолога, им сложно на данный момент выбраться из дома, они застряли в пробке на подъезде к своему спасению, или никак не могут собраться с духом или совладать с застенчивостью и робостью. Разумеется, со страхами и комплексами надо бороться, так же как и с неорганизованностью. Но средства борьбы могут быть очень разные, и выбирать их все-таки стоит, исходя из конкретной ситуации и целесообразности.