articles
Почему о детских страхах мы говорим всегда особенно, разделяя взрослые и детские?
Взрослый человек способен на рефлексию, осознание причин переживаемого чувства в лучшем качестве, чем ребенок. В силу сформированности психики и имеющегося опыта переживания себя в мире, в отношениях с другими людьми.
Ребенок находится в ситуации активного развития и формирования психики и переживать сильные эмоции самостоятельно не может (как, впрочем, и взрослый самостоятельно не переживает, просто взрослый человек может выбрать тот или иной способ прожить свои эмоции), не имеет возможности выбрать способ переживания из-за отсутствия полноценного индивидуального опыта. Безусловно, возраст ребенка играет роль в способности деятельно пережить эмоции, но, так или иначе, успех переживания зависит от ближайшего окружения, семьи.
Таким образом, можно сделать вывод, что успех эмоционального развития и работы с детскими страхами зависит от окружения ребенка, а не от его способностей и уровня развития. Под индивидуальные особенности каждого ребенка можно подобрать действенные методики, понятные слова и формы, создать условия для переживания эмоций, творчески, деятельно. А для этого требуется не только участие детского психолога, но и понимание ситуации родителями или опекунами ребенка.
В оптимальном случае, хорошо, когда поняты обстоятельства, ставшие причиной появления страхов и когда в жизнедеятельность ребенка внесены коррективы, например добавлены соответсвующие индивидуальным особенностям занятия во внешнем кругу и в отношениях с родителями. Хотя, бывает, что обстоятельства, послужившие появлению страхов связаны с эмоциональной составляющей отношений родителей - тогда именно им следует осмыслить свои отношения и их влияние на ребенка.
Отношения родителей (окружения, опекунов) и отношения между родителями - это, наверно, самый сильный фактор, влияющий на эмоциональное развитие и состояние ребенка, хотя и не единственный. О других факторах - поговорим в других статьях.