articles Об эмоциях.. Настоящих и не очень..
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Об эмоциях.. Настоящих и не очень..



Задумались ли вы о причинах того, что в ответ на одно и то же событие у разных людей возникают разные эмоции? Представьте себе, что именно вам в магазине не хватило очень важный для вас вещи. Что вы почувствуете?

Вспомните, что в этой ситуации почувствовал бы один из ваших родителей?

Похоже, не правда ли?

Когда я задаю данный вопрос в группе, то ответы бывают очень разные: гнев, обида, разочарование, беспомощность, возмущение, страх, слезы, печаль.

Почему же такая разница? И есть ли «правильная» эмоция в данном случае?

Давайте разберемся в том, что же происходит на самом деле.

Все дело в том, что от природы нам даны Аутентичные Эмоции, которые призваны решать возникающие сложности и/или помогать нам справляться с переживаниями. А под влиянием родительской семьи аутентичные чувства, одно или несколько, могут подменятся ненастоящими эмоциями - Рэкетными Эмоциями.

К Аутентичным Эмоциям относятся Радость, Гнев, Печаль и Страх. (Так же эти эмоции в определенных ситуациях могут выступать как Рэкетные).

Если представить себе линию времени, то Аутентичнные Эмоции располагаются следующим образом: Печаль о событиях прошлого, Гнев и Радость в ответ на события настоящего и Страх о будущем. Также каждая эмоция обладает определенным диапазоном. Например Печаль может иметь диапазон интенсивности переживания от небольшой грусти до горя, Гнев может ощущаться легким раздражением на одном полюсе и яростью на другом.

Аутентичные Эмоции есть у каждого человека с рождения. У маленьких деток Аутентичные Эмоции проявляются следующим образом: Ребенок может испытать Страх от резкого звука, незнакомого лица, резкого движения. Гнев проявляется в крике, плаче, изгибании спинки, когда ребенок голоден, ему некомфортно физически или его давно не брали на руки. Гнев сильная эмоция, но недолгая, поэтому на смену гнева приходит Печаль. Печаль о том, что потребности не были удовлетворены, печаль о неуслышанности. Радость же ребенок ощущает от всего, что ему приятно – поглаживания, прикосновения, поцелуи, контакт с близкими людьми.

Но иногда происходит, что какая-то одна из Истинных Эмоций, а чаще, несколько замещается, маскируется под дугой эмоцией-заменителем, Рэкетной Эмоцией.

Рэкетная эмоция «опасна» тем, что не способствует ни решению сложный ситуаций, ни безопасному выплеску тех эмоций, которые необходимо выразить.

Аутентичные эмоции позволяют находится нам в «здесь и теперь», решать возникающие сложности, в то время как эмоции Рэкета лимитируют наш выбор ответа на ситуацию.

Аутентичная Печаль, Истинная Печаль всегда обращена к событиям прошлого. Как правила, такая печаль связана с любыми потерями, утратами, смертью родных и близких, расставанием с друзьями и любимыми, потерей иллюзии о счастливом детстве. Аутентичная Печаль – внутреннее или настоящее оплакивание того, что уже случилось. Печаль позволяет принять то, что произошло.

Аутентичная Радость возникает в настоящем, это ощущение можно описать так: «Мне сейчас очень хорошо, спокойно. Хорошо так, как оно есть и ничего в данный момент не нужно менять». Истинная радость – тихая радость. Еще раз повторю, Аутентичная радость происходит здесь и сейчас. Например, мать держит на руках спящего ребенка, смотрит на него и ощущает спокойную тихую радость, тепло, спокойствие. Или ребенок получает долгожданный подарок и в этот момент он счастлив.

Аутентичный Гнев возникает в ответ на ситуацию, сопряженную с нарушением личных границ. Истинный Гнев - очень сильная эмоция, которая позволяет отстоять свои границы, защитить себя. Приведу в пример ребенка 2-3 лет, которого «заставляют» делать то, что он не хочет. Реакция будет яркой: слезы, взмахи руками и ногами, протесты, крики. Взрослый человек может выражать гнев безопасно, но смысл остается тот же самый – гнев нужно выразить, чтобы ситуация была решена.

Аутентичный Страх направлен на события будущего и причиной такого страха, как правило, служит недостаток информации, неуверенность. Например, студент испытывает беспокойство от того, что не знает, какой преподаватель будет принимать экзамен. Человек может испытывать тревогу из-за смены политического режима или ужас из-за военных действий в его стране.

Теперь давайте рассмотрим как Аутентичные эмоции замещаются Рэкетными.

Представите себе 2-3 летнюю девочку, которая еще не очень хорошо умеет выражать свои эмоции безопасно. И эта девочка злится на маму, кричит, бьет ручками, что совершенно нормально и естественно в таком возрасте. Так ребенок выражает Гнев. А мама, будто бы не замечая настоящей эмоции своего ребенка и причин поведения, говорит девочке на это: «Как тебе не стыдно, девочки так себя не ведут», «Ты верно, устала, переутомилась, отдохни», «Пойдем поедим, я испекла вкусный пирог», «Ты, наверно, нездорова?». Как вы уже поняли, вариантов множество, все зависит от данной конкретной семьи и разрешенных и запрещенных чувств. При повторяющемся запрете на проявление гнева, в будущем девочка будет либо стыдится, когда гневается, либо переедать, либо думать, что она устала или больна. Причем, рэкетная эмоция настолько глубоко «въедается» в человека, что он действительно верит в то, что он чувствует.

Аутентичный Страх может быть скрыт за другими чувствами и состояниями, если родителям не удается быть рядом с ребенком, когда ему страшно, поговорить о страхе и «дать разрешение» бояться, если страшно, заверив ребенка в своей защите. В этом случае детский страх остается без внимания, обесценивается, высмеивается, игнорируется, запрещается. Но ведь страх обязательно пригодится человеку в будущей жизни, он выполняет, в том числе, защитную функцию. Страшно представить человека, который ничего не боится, точнее, который не чувствует, что испытывает страх. Это может быть опасно.

Аутентичная Радость подавляется в тех случаях, когда ребенку «запрещено» выражать эмоции, кричать, смеяться, шумно играть. Например, мать ребенка по какой-то причине депрессивна, угнетена и ей некомфортно от столь эмоциональных проявлений ребенка. И ребенок будет не только слышать неодобрение своему поведению, но и видеть невербальные подтверждения того, что радоваться – плохо, что от этого маме «плохо», начнет стыдиться своей радости в «столь непростое время».  В будущем подобная ситуация может обернется тем, что этой девочке, ставшей взрослой женщине будет непросто радовать себя, ощущать счастье.

Аутентичная печаль заменяется на Рэкетные эмоции и ощущения, когда ребенку не «позволяют» оплакать, погрустить о том, что для него важно (о неудовлетворенных потребностях в любви и принятии, о невозможность быть в близости со значимыми людьми, о любых потерях: сломанной игрушке, переехавшем друге). В этом случае детская печаль обесценивается, ведь родителям по какой-то причине сложно побыть с ребенком в этих переживаниях, помочь ему оплакать свою потерю, какой бы незначительной она не казалась для взрослых… Печаль, чаще всего, родителям проще «закормить» чем-то вкусным или сделать вид, что ничего не произошло, надеясь, что ребенок сможет справится с печалью сам. Что свойственно для нашей культуры, деткам, чаще мальчикам, «не позволяют» печалиться, вместо этого предлагают «быть сильным» и не показывать своих эмоций. Но печаль никуда не «уходит», она все так же остается внутри, накапливается, суммируется, приводя к депрессии в будущем.

Стоит сказать, что рэкетом, который замещает Истинную Эмоцию, могут быть не только чувства, но и многие состояния. Например, обжорство, болезненность, вялость, апатия, неуверенность, ревность, глупость и многие другие.  

Одной из целей психотерапии является восстановление контакта человека с его Истинными эмоциями, что позволит человеку быть в настоящем, реагировать на ситуации, исходя из объективной реальности, а не детский неэффективных установок.

 

С уважением и наилучшими пожеланиями, Людмила Анисимова.

 

 

 

 






Об авторе статьи

`
Анисимова Людмила

Рейтинг психолога: 7 7

Анисимова Людмила

Психотерапевт, психолог, Сценарный аналитик, специалист по краткосрочной психотерапии
Город: Москва Стоимость приема: 4000 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Дети
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Семья
  •   Страхи и фобии


Добавить новый Комментарий


Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.
Психолог Попкова Наталья Владимировна

Попкова Наталья

3 высших образования: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Факультет иностранных языков, MBA,...
Психолог Будячевская Елена Александровна

Будячевская Елена

Дипломированный психолог, специалист ДПДГ, работаю со взрослыми людьми индивидуально...
Психолог Мархотко Ольга Анатольевна
Консультация по Skype

Мархотко Ольга

Психолог
Психолог Николаева Екатерина Николаевна

Николаева Екатерина

Психоаналитический психолог. Гештальт терапия. Работаю с широким набором запросов, в...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Давыдович Жанна Олеговна
Консультация по Skype

Давыдович Жанна

Дипломированный специалист. Осуществляю индивидуальное и семенное консультирование.




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍