articles
Задумались ли вы о причинах того, что в ответ на одно и то же событие у разных людей возникают разные эмоции? Представьте себе, что именно вам в магазине не хватило очень важный для вас вещи. Что вы почувствуете?
Вспомните, что в этой ситуации почувствовал бы один из ваших родителей?
Похоже, не правда ли?
Когда я задаю данный вопрос в группе, то ответы бывают очень разные: гнев, обида, разочарование, беспомощность, возмущение, страх, слезы, печаль.
Почему же такая разница? И есть ли «правильная» эмоция в данном случае?
Давайте разберемся в том, что же происходит на самом деле.
Все дело в том, что от природы нам даны Аутентичные Эмоции, которые призваны решать возникающие сложности и/или помогать нам справляться с переживаниями. А под влиянием родительской семьи аутентичные чувства, одно или несколько, могут подменятся ненастоящими эмоциями - Рэкетными Эмоциями.
К Аутентичным Эмоциям относятся Радость, Гнев, Печаль и Страх. (Так же эти эмоции в определенных ситуациях могут выступать как Рэкетные).
Если представить себе линию времени, то Аутентичнные Эмоции располагаются следующим образом: Печаль о событиях прошлого, Гнев и Радость в ответ на события настоящего и Страх о будущем. Также каждая эмоция обладает определенным диапазоном. Например Печаль может иметь диапазон интенсивности переживания от небольшой грусти до горя, Гнев может ощущаться легким раздражением на одном полюсе и яростью на другом.
Аутентичные Эмоции есть у каждого человека с рождения. У маленьких деток Аутентичные Эмоции проявляются следующим образом: Ребенок может испытать Страх от резкого звука, незнакомого лица, резкого движения. Гнев проявляется в крике, плаче, изгибании спинки, когда ребенок голоден, ему некомфортно физически или его давно не брали на руки. Гнев сильная эмоция, но недолгая, поэтому на смену гнева приходит Печаль. Печаль о том, что потребности не были удовлетворены, печаль о неуслышанности. Радость же ребенок ощущает от всего, что ему приятно – поглаживания, прикосновения, поцелуи, контакт с близкими людьми.
Но иногда происходит, что какая-то одна из Истинных Эмоций, а чаще, несколько замещается, маскируется под дугой эмоцией-заменителем, Рэкетной Эмоцией.
Рэкетная эмоция «опасна» тем, что не способствует ни решению сложный ситуаций, ни безопасному выплеску тех эмоций, которые необходимо выразить.
Аутентичные эмоции позволяют находится нам в «здесь и теперь», решать возникающие сложности, в то время как эмоции Рэкета лимитируют наш выбор ответа на ситуацию.
Аутентичная Печаль, Истинная Печаль всегда обращена к событиям прошлого. Как правила, такая печаль связана с любыми потерями, утратами, смертью родных и близких, расставанием с друзьями и любимыми, потерей иллюзии о счастливом детстве. Аутентичная Печаль – внутреннее или настоящее оплакивание того, что уже случилось. Печаль позволяет принять то, что произошло.
Аутентичная Радость возникает в настоящем, это ощущение можно описать так: «Мне сейчас очень хорошо, спокойно. Хорошо так, как оно есть и ничего в данный момент не нужно менять». Истинная радость – тихая радость. Еще раз повторю, Аутентичная радость происходит здесь и сейчас. Например, мать держит на руках спящего ребенка, смотрит на него и ощущает спокойную тихую радость, тепло, спокойствие. Или ребенок получает долгожданный подарок и в этот момент он счастлив.
Аутентичный Гнев возникает в ответ на ситуацию, сопряженную с нарушением личных границ. Истинный Гнев - очень сильная эмоция, которая позволяет отстоять свои границы, защитить себя. Приведу в пример ребенка 2-3 лет, которого «заставляют» делать то, что он не хочет. Реакция будет яркой: слезы, взмахи руками и ногами, протесты, крики. Взрослый человек может выражать гнев безопасно, но смысл остается тот же самый – гнев нужно выразить, чтобы ситуация была решена.
Аутентичный Страх направлен на события будущего и причиной такого страха, как правило, служит недостаток информации, неуверенность. Например, студент испытывает беспокойство от того, что не знает, какой преподаватель будет принимать экзамен. Человек может испытывать тревогу из-за смены политического режима или ужас из-за военных действий в его стране.
Теперь давайте рассмотрим как Аутентичные эмоции замещаются Рэкетными.
Представите себе 2-3 летнюю девочку, которая еще не очень хорошо умеет выражать свои эмоции безопасно. И эта девочка злится на маму, кричит, бьет ручками, что совершенно нормально и естественно в таком возрасте. Так ребенок выражает Гнев. А мама, будто бы не замечая настоящей эмоции своего ребенка и причин поведения, говорит девочке на это: «Как тебе не стыдно, девочки так себя не ведут», «Ты верно, устала, переутомилась, отдохни», «Пойдем поедим, я испекла вкусный пирог», «Ты, наверно, нездорова?». Как вы уже поняли, вариантов множество, все зависит от данной конкретной семьи и разрешенных и запрещенных чувств. При повторяющемся запрете на проявление гнева, в будущем девочка будет либо стыдится, когда гневается, либо переедать, либо думать, что она устала или больна. Причем, рэкетная эмоция настолько глубоко «въедается» в человека, что он действительно верит в то, что он чувствует.
Аутентичный Страх может быть скрыт за другими чувствами и состояниями, если родителям не удается быть рядом с ребенком, когда ему страшно, поговорить о страхе и «дать разрешение» бояться, если страшно, заверив ребенка в своей защите. В этом случае детский страх остается без внимания, обесценивается, высмеивается, игнорируется, запрещается. Но ведь страх обязательно пригодится человеку в будущей жизни, он выполняет, в том числе, защитную функцию. Страшно представить человека, который ничего не боится, точнее, который не чувствует, что испытывает страх. Это может быть опасно.
Аутентичная Радость подавляется в тех случаях, когда ребенку «запрещено» выражать эмоции, кричать, смеяться, шумно играть. Например, мать ребенка по какой-то причине депрессивна, угнетена и ей некомфортно от столь эмоциональных проявлений ребенка. И ребенок будет не только слышать неодобрение своему поведению, но и видеть невербальные подтверждения того, что радоваться – плохо, что от этого маме «плохо», начнет стыдиться своей радости в «столь непростое время». В будущем подобная ситуация может обернется тем, что этой девочке, ставшей взрослой женщине будет непросто радовать себя, ощущать счастье.
Аутентичная печаль заменяется на Рэкетные эмоции и ощущения, когда ребенку не «позволяют» оплакать, погрустить о том, что для него важно (о неудовлетворенных потребностях в любви и принятии, о невозможность быть в близости со значимыми людьми, о любых потерях: сломанной игрушке, переехавшем друге). В этом случае детская печаль обесценивается, ведь родителям по какой-то причине сложно побыть с ребенком в этих переживаниях, помочь ему оплакать свою потерю, какой бы незначительной она не казалась для взрослых… Печаль, чаще всего, родителям проще «закормить» чем-то вкусным или сделать вид, что ничего не произошло, надеясь, что ребенок сможет справится с печалью сам. Что свойственно для нашей культуры, деткам, чаще мальчикам, «не позволяют» печалиться, вместо этого предлагают «быть сильным» и не показывать своих эмоций. Но печаль никуда не «уходит», она все так же остается внутри, накапливается, суммируется, приводя к депрессии в будущем.
Стоит сказать, что рэкетом, который замещает Истинную Эмоцию, могут быть не только чувства, но и многие состояния. Например, обжорство, болезненность, вялость, апатия, неуверенность, ревность, глупость и многие другие.
Одной из целей психотерапии является восстановление контакта человека с его Истинными эмоциями, что позволит человеку быть в настоящем, реагировать на ситуации, исходя из объективной реальности, а не детский неэффективных установок.
С уважением и наилучшими пожеланиями, Людмила Анисимова.