articles
Глубоко укоренившаяся злоба делает слишком глубокие насечки.
Уильям Шекспир
Известный исследователь эмоций и чувств Е. П. Ильин называет обиду «фрустрационной эмоцией» и трактует ее как «эмоциональную реакцию на несправедливое отношение к себе…, когда задевается чувство собственного достоинства человека, когда человек сознает, что его незаслуженно унижают» [1, с. 165]. Ю. М. Орлов определяет обиду как «болезненную эмоцию» [2].
Обида - чувство, которое возникает, как реакция на неоправданные ожидания, когда реальные поступки, действия Другого не совпадают с субъективной картиной идеального мира, когда действия Другого воспринимаются, как не справедливые. И у каждого картина справедливого мира своя, собственная и уникальная, которая формируется в процессе развития и во многом зависит от уровня психологической и духовной зрелости. Таким образом, обида основывается на ожиданиях и представлениях о справедливости. И у каждого – они свои. Именно это и объясняет тот факт, что разные люди по-разному реагируют на одни и те же «поводы для обиды». Также исследователями подтверждён тот факт, что чаще и глубже обижаются на близких людей.
Само по себе чувство обиды является довольно сложным переживанием, поскольку, как минимум содержит в себе два компонента: чувство жалости к себе (позиция Жертвы) и чувство гнева (позиция Защитника, Палача), а также может сопровождается чувством вины (что я сделал не так, чем заслужил такое отношение?), разочарованием (ты не такой, как я хотел тебя видеть), печалью, грустью, презрением, отвращением и другими чувствами, доставляющими как минимум дискомфорт, а как максимум – «Сильную душевную боль». Некоторые исследователи обращают внимание на то, что часто это чувство переживается как бессилие и беспомощность, невозможность реализовать обиду здесь и сейчас [3, с.15–19].
Однако трактовка феномена обиды, как принадлежащего только к эмоциональной сфере, на мой взгляд, является несколько ограниченной и неполной. Любая эмоция соединена со сферой интеллекта и с волевыми процессами.
Н.Ю. Гусаков не сводит понимание обиды только лишь к эмоциональной реакции на несправедливость и не совпадение ожидаемого с действительным. По его мнению, обида – это субъектный процесс, в котором есть цель, порядок действий и результат [4, с. 6.].
Для того, чтобы возникла обида, необходимо:
Следствием сочетания этих факторов является возникновение эмоциональной реакции на совершённое действие, за которой следует поведенческая реакция.
Можно сказать своему обидчику о возникших чувствах, о том, что его слова и действия вызвали у Вас неприятные чувства, используя Я - высказывания: «Со мной так нельзя», «Я чувствую, … после таких твоих действий». По некоторым причинам (отсутствие чувствительности к себе, страх потери контакта или ответной реакции от обидчика), которые препятствуют эмоциональному отреагированию по факту свершившегося действия, обида становится непроявленной, и человек уходит в себя).
Следующий этап обиды, как процесса, состоит в выборе поведенческих реакций, которые следуют после возникновения обиды:
- можно выбрать месть (осознанно или неосознанно) и проявлять её активно или пассивно;
- можно выбрать путь углубления возникшего конфликта и продолжать подогревать в себе чувство обиды;
- можно выбрать путь равнодушия и игнорирования обидчика, разрыв отношений с ним;
- можно искать пути примирения – прежде всего, с самим собой и своим внутренним миром, а затем и с самим обидчиком.
Таким образом, обида представляет собой сложный феномен, который состоит не только из эмоций, а содержит в себе компонент когнитивный (интеллектуальный) и волевой.
Что же даёт понимание обиды как процесса? Очевидный ответ: возможность управлять ею. После возникновения чувства обиды у каждого человека появляется возможность выбора поведенческой реакции. И каким будет этот выбор – зависит от Вас.
Продолжение следует…
Если статья оказалась для Вас полезной, Вы можете подписаться, и будете в курсе моих новых публикаций. А также жду на своих очных и онлайн-консультациях.
Записаться на консультацию можно по телефону:
+380679805716 (Viber, Telegram, WatsApp)