articles
Позвольте надеждам, а не обидам определять ваше будущее.
Роберт Шуллер
Одной из функций чувства обиды является сигнальная. Смысл этой функции состоит в том, что возникшее чувство обиды сигнализирует нам о нарушении контакта. В своих предыдущих публикациях, посвящённых теме обиды, я предлагала рассматривать обиду не как чувство, а как процесс, в котором задействованы не только эмоциональный уровень, а ещё и когнитивный и волевой. Такое понимание даёт возможность осознанно управлять обидой и выбирать поведенческие реакции.
Распространёнными причинами обид могут быть:
· Предательство, измена, коварство;
· Издевательства, насмешки, клевета, сплетни, слухи, оскорбления;
· Проявление пренебрежения, презрения, игнорирование, обесценивание;
· Усиленное внимание к другому, гиперконтроль;
· Наставления, поучения, непрошенные советы;
· Бесцеремонность, отсутствие чувства такта и меры,
· Неблагодарность;
· Нарушение обязательств, отказ в просьбе;
· Отсутствие понимания и чуткости, эмоциональной поддержки;
· Различие мнений, убеждений, «картин мира»;
· Отсутствие признания, внимания, не уважительное отношение;
· Манипуляции различного рода.
В любом случае, в субъективном восприятии обиженного возникает сильная эмоциональная реакция из целого клубка чувств, которые свидетельствуют об уязвлённом самолюбии и достоинстве.
В любом контакте участвуют две стороны. В этом случае важно разделить ответственность обеих сторон за качество этого контакта. Ответ на вопрос «Кто виноват?», не поможет избавиться от деструктивных и токсичных переживаний. Гораздо более конструктивным будет работа, направленная на поиск ответа на вопрос: «Что делать?».
Ответственность обидевшегося состоит в том, чтобы проанализировать свои ожидания и притязания по отношению к обидчику, свои «болевые точки», а также мотивы обидчика.
Действия обидчика могут быть умышленными и неумышленными. Обидчик может не знать о Ваших ожиданиях и «болевых точках», и совершить действие, которое воспринимается Вами как обидное, непреднамеренное, не имея своей целью причинение Вам вреда и боли.
Что можно сделать в контакте? Сказать обидчику о Ваших чувствах и ожиданиях, о том, что было обидного для Вас в его поступке – таким образом, происходит отреагирование в форме честного информирования. Обидевший Вас человек может не знать о Ваших ранах и травмах, а, узнав о них, может стать более чутким и бережным по отношению к Вам. Следующий шаг – пересмотреть адекватность своих ожиданий и потребностей, найти способ их самостоятельного удовлетворения. Обнаруженные в контакте собственные «болевые точки» принести своему психотерапевту с целью исцеления, а также направить свои усилия на развитие своей собственной гибкости и устойчивости.
Если действия обидчика были преднамеренными, то ответственность обиженного состоит в защите своего достоинства. Как и в первом случае, необходимо обиду не глотать, не попустительствовать, а прямо сказать о своих чувствах обидчику, после чего принимать решение о дальнейшей форме контакта с ним. Уйти или остаться. Если остаться, то каким образом строить дальнее взаимодействие. Можно потребовать компенсации нанесённого ущерба в форме извинений. Однако, обидчик, как вторая сторона контакта, может не признавать, что причинил вред другому и не готов компенсировать нанесённый ущерб. И это – уже его выбор и ответственность, дело его внутреннего мира и совести.
Жить с обидой или без неё – выбирать Вам!
Жду на своих очных и онлайн-консультациях.
Записаться на консультацию можно по телефону:
+380679805716 (Viber, Telegram, WatsApp)