articles
ГБОУ Школа № 2033
Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить ребенка к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она - важнейшее средство развития дошкольника.
В настоящее время складывается понимание игрушки в качестве психолого-педагогической категории. Игрушка может расцениваться и в качестве средства манипулирования формирующимся сознанием ребенка. Возникает понимание того, что, игрушки, составляющих непременный базисный компонент развивающей предметной среды детства, активно внедряются в детскую жизнь. Игрушки вводят ребенка во взрослый мир, помогают осваивать его, приобщают к многовековой культуре, сложившейся в ходе мировой истории.[11]
При подборе игрушек для ребенка необходимо руководствоваться основным правилом, разработанным советской психологией и педагогикой: ребенок развивается, если сам активно действует, сначала с помощью взрослого, затем самостоятельно. Ребенок не может познавать мир, созерцая его как, пассивный наблюдатель. Только активно действуя с предметами и общаясь с близкими людьми, он всесторонне развивается. Значит, при воспитании ребенка надо подумать, прежде всего, о том, как вовлечь его в доступную по возрасту интересную деятельность. И, предлагая детям игрушки, следует учитывать, насколько они будут вести ребенка вперед. [14]
С точки зрения социокультурного подхода, люди живут и действуют в том мире, в который они верят. Знание, открытое предыдущими поколениями, доступно для нас в артефактах, и одним из самых важных аспектов бытия человека является умение пользоваться этими артефактами. Игрушки являются особыми, вторичными артефактами, репрезентирующими реальные объекты и орудия. Игрушки — это особый ресурс для детей, с помощью которого они могут исследовать и понять мир, в котором они живут. Дети могут «читать» их как «тексты» или использовать их для манипуляций, но сами игрушки наполнены явными или неявными посылами создателей игрушек, и в этом смысле они могут формировать систему общественных ценностей и идеологию. В этом контексте игра с игрушками является особой деятельностью ребенка по чтению и раскрытию этих «текстов» и построению своей собственной системы текстов или историй. Игрушки выступают здесь как особого рода носители различных смыслов, идей и тем для игры детей.[20]
Образные (сюжетные) игрушки - это самый популярный вид игрушек, который представляет собой модели неодушевленных и одушевленных объектов, предназначенных для сюжетных и ролевых игр. Они формируют у ребенка представление об окружающем мире и о себе самом, так как с помощью таких игрушек можно создавать и моделировать реальные жизненные ситуации и события. Поэтому в процессе игры с образными игрушками ребенок знакомится с главными социальными явлениями и понятиями. Ученые доказали, что игры с образными игрушками эффективно развивают личностную сферу ребенка, прямым образом влияя на его социально-эмоциональные позиции. Образная игрушка и сюжетная игра помогает ребенку включиться в мир людей. Это происходит потому, что в сюжетной игре он может отразить свой опыт и выразить чувства, переиграть то, что его волнует, воспроизводя действия людей или сказочных персонажей. Сюжетная игра помогает ребенку не только выразить себя (свой опыт, свои знания и переживания), а и освоить раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений. Также многие образные игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря. [13]
Роль сюжетной (образной) игрушки как значимого атрибута игровой деятельности ребенка, знакомящего его с окружающим миром и особенностями взаимоотношений между людьми, отмечали в своих работах Д.Б. Эльконин, Е.А. Флерина, Е.Г. Овечкин. В народной педагогике игрушке отведена роль помощника в формировании опыта ребенка. Так, проблема социализации детей посредством народных игрушек рассмотрена в диссертационных работах Л.С. Малик и Н.Д. Шоломицкой. Т.Н. Дороновой изучена предметно-пространственная среда дошкольника как источник социального опыта. Частью этой среды является игрушка. В отдельных случаях игровой материал используется для диагностики социального опыта ребенка (исследуются его социальные взаимоотношения с окружающими людьми, восприятие семьи и прочее).
Образные игрушки представляют самую многочисленную группу в классификации игрушек. К ним относятся:
- Кукла – самая распространенная игрушка, изображающая человека или животного. Кукла является важным элементом в развитии каждого ребенка. Данная игрушка вызывает неподдельный интерес не только у детей, но и многих взрослых творческих личностей. Куклы бывают разных видов.
Куклы-люди. Играя с куклой, имитирующей человека, ребенок полностью погружается в мир человеческих отношений. В процессе игры воспроизводится его личный опыт и переживания. Происходит обучение различным моделям поведения.
Куклы необходимы для девочек. Мальчики до двух лет могут также проявлять интерес к куклам и играть с ними. Конечно, чуть позже, во время взросления, они отдадут предпочтение «своим» игрушкам - машинкам, самолетикам.
Поразительно, но факт. Девочка, играя с куклой или пупсиком, учится уже с самых юных лет быть мамой, то есть происходит закладка материнства на будущее. [1]
- Куклы-животные - игрушки, изображающие животных. Они могут быть резиновыми, пластмассовыми, тряпичными, деревянными. Например, самый яркий представитель такого вида игрушек - резиновая уточка.
С такими игрушками ребенок может играть в зоопарк, в домашнее животное, в сказку, в ферму. Они знакомят малыша с представителя животного мира. Ребенок учится их различать и узнает их названия.
- Мягкие игрушки - это наши любимые с детства мишки, зайчики, слоники. Мягкие игрушки изготавливаются из искусственного меха, мягкой ткани, плюша. Они подходят для игры, как девочкам, так и мальчикам. Самый знаменитый представитель таких игрушек - плюшевый мишка.
Многие дети отказываются кушать или засыпать без своего любимого друга, им нравится с ним возиться и разговаривать. Она формирует много полезных навыков у ребенка.
- Игрушки-предметы быта, обихода - образы неодушевленных предметов, но постоянно или часто встречающихся в повседневной жизни. Их назначение - познакомить ребенка с предметами ближайшего окружения.
Наиболее популярные разновидности таких игрушек - это посуда, мебель, орудия труда, игрушечные домики, гаражи и так далее. В процессе игры с ними ребенок учится выделять элементы интерьера, предметы обихода и распределять их по сфере использования.
К категории образных игрушек можно отнести и значительную часть технических игрушек, отображающих технику в быту и на производстве, различные виды транспорта (сухопутного, водного, морского, воздушного и так далее). [4]
Данный вид игрушек исследователи называют по-разному: «изобразительными» – Д. Б. Эльконин, «сюжетными» – Е. Б. Моложавая, А. П. Усова, «образными» – Е. А. Флерина, Г. Г. Локуциевская. Последний термин, на наш взгляд, наиболее точно передает сущность данного вида игрушек.
В течение всего периода детства ребенку необходимы образные игрушки, но в разные возрастные периоды они выполняют различные функции в развитии малыша. У младенца вызывают приятные переживания и положительные эмоции. В дошкольном возрасте включаются в разнообразные виды игр: сюжетно- ролевые, строительные, дидактические, режиссерские, драматизации. Образные игрушки расширяют сферу применения игровых действий, помогают развивать сюжет, создавать игровые ситуации. [12]
Кукла не только участвует во всех детских играх, но выступает идеальным партнером по общению, другом, с которым можно поговорить, поделиться заботами, огорчениями, радостями. Ребенок, в зависимости от своего настроения, наделяет куклу мыслями, чувствами: сегодня она балуется, а вчера была послушной девочкой. Кукла в руках ребенка действует так, как он этого хочет в данный момент. Он заботится о ней, воспитывает, учит, передавая ей свои знания. То есть выполняет в отношении к кукле те же функции, которые взрослый выполняет в отношении его самого. И такая позиция является еще одной причиной неизменной привлекательности для ребенка игр с куклами. Оценивая поведение куклы, ребенок передает ей свой эмоциональный и нравственный опыт, тем самым осознавая и закрепляя его. Он проигрывает с ней всевозможные формы поведения и оценивает их. Возникает эмоциональная и нравственная идентификация, складываются моральные оценки, развивается гамма эмоциональных переживаний, формируются нравственные качества. [8]
Образные игрушки способствуют усвоению половой роли, что сказывается в выборе игрушек и действиях с ними. Однако и девочкам, и мальчикам нравятся куклы и пушистые зверюшки, они совершают с ними различные действия.
Игры с образными игрушками помогают ребенку защититься от отрицательных переживаний, снять эмоциональное напряжение, компенсировать недостаток любви и сочувствия со стороны взрослых и сверстников.
Не случайно именно образные игрушки чаще всего становятся любимыми друзьями. Ведь кукла похожа на человека. А мягкие игрушки вызывают нежное отношение, ребенок обнимает, гладит их, и ему кажется, что игрушка тоже отвечает ему привязанностью.
Образная игрушка, обладая общими свойствами с произведениями изобразительного искусства, – изобразительностью и выразительностью, имеет совершенно особую черту – динамичность, которая и позволяет ей стать предметом детской игры, поскольку игрушка предназначена не для любования (статики), а для действия. Для образной игрушки характерны такие особенности: определенное социальное содержание, близость образа игрушки восприятию и пониманию ребенка, динамичность и эмоциональную насыщенность содержания и формы. [17]
Образной игрушке можно дать такое определение – это художественное произведение, отображающее предметы и явления реального мира или воплощающее представления о героях литературы, искусства обобщенного, динамичного, яркого и выразительного; оно доступно по своему содержанию и форме восприятию и пониманию детей и предназначено для их игр и развлечений.
Специфика образной игрушки, как средства социализации личности состоит в том, что ее духовное содержание не является явным, его нужно вычленить, раскрыть, и только всестороннее действие дает возможность распределить это содержание и воспринять его. Содержание игрушки распредмечивается в игровом действии, предполагающем принятие на себя той роли, которая составляет духовное содержание игрушки. На основе игрушки формируется игровая ситуация. [16]
Игрушка может выступать как самостоятельный партнер, с которым взаимодействует ребенок, и как атрибут, посредством которого осуществляется взаимодействие двух, трех и более детей и взрослых. С помощью игр и игрушек ребенок легко и естественно приобщается к житейской мудрости. Являясь средством опосредованной передачи социального опыта, образные игрушки отвечают задаче создания условий для свободного социально-ролевого самоопределения, самореализации и саморазвития растущей личности.
Микросреда представляет ребенку примеры, образы самореализации социального опыта поведения, социальных ролей. Обобщение микросреды детей социальным опытом, воплощенном в образной игрушке, интериоризация. Этот опыт в игровой деятельности приведет к тому, что ребенок активнее и разностороннее проявит себя в качестве творца собственной жизни. Наличие положительного семейного опыта и обогащение его в разнообразной деятельности с образной игрушкой служит успешному процессу самовыражения и социализации личности детей. [18]
На протяжении всей истории человека игрушка сопутствует ему, выступая в роли помощника и посредника между ребенком и миром. Такое длительное сосуществование не может быть случайным, и обусловлено особой ролью игрушки, прежде всего игрушки образной, в развитии ребенка.
Существует гипотеза, что первый культурный предмет не только в человеческой жизни – онтогенезе, но и в развитии человеческого общества – социогенезе, может быть, был именно игрушкой, то есть тем, что не имело прямого утилитарного значения. [6]
Игрушка существует в том особом пространстве событийной общности, в котором она преодолевает свою «вещность» и становится посредником – «медиатором» между ребенком и миром культуры. Человечество за свою историю «изобрело» всего четыре медиатора – знак, слово, символ, миф. Детская игрушка, и прежде всего образная, удивительным образом сочетает в себе свойства каждого медиатора:
- Она и знак – обозначение предмета или человека.
- Она и символ – обобщенный образ человека - Другого и одновременно Я.
-Она способна вступать в диалог с ребенком, поскольку воспринимается им как носитель слова –живое существо, и сама представляет текст, заложенный создавшим ее взрослым.
- Она и миф, с которым связана генетически. [9]
Знаковая функция образной игрушки, наверное, самая древняя и восходит к первому архаическому этапу в ее истории. Игрушка относится к образным знакам. Кукла как иконический знак человека занимает важное место в пространстве игровой деятельности. В игре образ куклы интерпретируется как знак человека, включенного в определенный социальный и культурный контекст. В то же время кукла выступает знаком, образом, через которые ребенок «удваивает» реальность, наполняя ее индивидуальными значениями и смыслами. [21]
Рождение смысла происходит в игре. Именно в ней образная игрушка становится символом. Так, в традиционной игре в «дочки-матери» кукла как знак взрослой женщины становится символом матери и материнства. Игра – процесс творческий, а в творчестве, по мысли П. Флоренского «соединяется практическая сторона – воплощение разумом своих замыслов – с теоретической стороной – осмысливанием деятельности».
И именно в творческой игре игрушка становится предметом-символом. Чтобы понять, что такое опредмеченый символ, нужно обратиться к наследию русского философа и священника Павла Флоренского. Он утверждал, что для соединения предмета и смысла нужно орудие, которое одновременно должно быть и вещью, инструментом и идеей, смыслом. Эти качества, объединяет опредмеченный символ или одухотворенный предмет, в который вложена душа человеческая. По мнению П.А. Флоренского, единственным предметом, интегрирующим в себе вещность и осмысленность, является культовый предмет: «Щипцы, бутылки, щетки и так далее – суть вещи; орудия культа – суть смыслы, требующие себе внутреннего признания, а не только допускающие внешнее пользование. Но вместе с тем, будучи смыслами, они не только внутренние смыслы, но и бесспорные реальности, помещающиеся в ряду вещей. Суть предметов культа - осуществленное соединение временного и вечного, ценности и данности, нетленности и гибнущего».
Детская игрушка, будучи по происхождению своему предметом культа, также воплощает в себе опредмеченный смысл. Это, прежде всего, относится к образной игрушке, изображающей человека, – к кукле. Кукла это воплощенный образ Другого, который в игрушке выступает как идеальная форма, объект подражания. Игра ребенка — это всегда «игра для Другого и в Другого». В воображаемой ситуации образ, заданный игрушкой, преображается в образ Я. Только кукла может быть одновременно образом Я и образом Другого. [1]
Способность игрушки репрезентировать Другого раскрывается как на образном, так и на вербальном уровнях. В игре игрушка вступает в диалог с ребенком, с одной стороны – прямой диалог (внутренний или реальный), с другой – через визуальный образный текст, заложенный в нее взрослым. При этом ей не нужно говорить – играющий говорит и за нее, и за себя. А в современных интерактивных игрушках,напротив, заданность диалога разрушает живое общение.
Диалогичность игрушки является ее чрезвычайно значимой функцией. Кукла через диалог вписывается в семиотическое поле. Она несет в себе вербальные и невербальные смыслы, социальные и личностные перцепции, за которыми стоит глубокий контекст культуры. Образная игрушка способна вступать в деятельный конструктивный диалог с ребенком, в котором постепенно раскрываются ее различные смыслы. Игра не только вся пронизана влечением к смысловой сфере, но и является одним из простейших средств для проникновения в нее. Это является величайшим свидетельством того, что и в ребенке идет подлинная духовная жизнь. [3]
Диалог, в котором осуществляется постижение смысла, может быть нарушен по многим причинам. Существенное значение имеет способ прочтения текста, заложенного в игрушке. Как и любое явление детской субкультуры, она имеет как бы две аудитории: взрослую и детскую. О специфике восприятия этих аудиторий русский литературовед, семиотик, культуролог Ю.М. Лотман говорил: «Первая относится к художественному тексту как получатель информации: смотрит, слушает, читает, сидит в кресле театра, стои т перед статуей в музее, твердо помнит: «руками не трогать», «не нарушайте тишину», и уж конечно, «не лезьте на сцену» и «не вмешивайтесь в пьесу». Вторая относится к тексту как участник игры: кричит, трогает, вмешивается, картинку не смотрит, а вертит, тыкает в нее пальцами, говорит за нарисованных людей, в пьесу вмешивается, указывая актерам, бьет книжку или целует ее». Для мира взрослых характерно пассивное восприятие текста, в мире детей идет активная выработка информации в процессе смысло -порождающей игры. [18]
Игрушка – идеальное орудие, вводящее ребенка в мир человеческих отношений, смыслов и представлений. Образная игрушка воспринимается ребенком как «идеальная форма», образ взрослости, на которую как на центральную категорию, задающую целостность детства, указывал Л.С. Выготский. Это связано с той психолого-педагогической функцией игрушки, которую она выполняет в процессе очеловечивания ребенка.
Каждая игрушка несет в себе отпечаток времени и культуры, являясь своеобразным проводником, для ребенка в социум. Через образную игрушку ребенок принимает социально-бытовые представления, общественный и семейный уклад, этические и эстетические нормы. Именно поэтому при выборе образных игрушек особенно внимательно следует относиться к внешнему образу и эстетической привлекательности куклы или другого персонажа. Чтобы образная игрушка могла реализовать свой богатый развивающий потенциал, она должна обладать определенными качествами.
Прежде всего, такая игрушка должна позволять вкладывать в нее свой внутренний мир. Только открытость образа, то есть возможность взять на себя различные переживания и эмоции, возможность совершать в руках ребенка разнообразные действия, может сделать игрушку средством психического развития.
Взрослый опирается на посреднические свойства игрушки как медиатора, как инструмента в духовной лаборатории человечества, и выстраивает с ее помощью свою педагогическую практику. [12]
Особую роль образная игрушка также выполняет и в формировании внутренней речи, внутреннего диалога ребенка, необходимого для понимания и осознания собственных эмоций и переживаний. Таким образом, образные игрушки становится своеобразным психологическим орудием для создания внутреннего мира ребенка.
1. Басенкова Л.В.Современная детская игровая субкультура и моделирование социальных отношений / Л.В.Басенкова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2009. Т. 4. - № 4. - С. 96-98.
2. - С. 58-62.
3. Ивойлова Л.В. Влияние народной игрушки на формирование личности ребенка / Л.В.Ивойлова// Сборники конференций НИЦ Социосфера. -2012. - № 14. - С. 96-97.
4. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Игрушки изначальные. История происхождения, культурные традиции / Лыкова И.А., Шипунова В.А. –М.: Цветной мир, -2012. – 144 с.
5. Морозов И.А. Феномен куклы в традиционной и современной культуре (кросскультурное исследование идеологии антропоморфизма) / И.А. Морозов. – М.: Индрик, 2011. – 352 с.
6. Полищук Е.Н. Механизм влияния детской игрушки на формирование мировоззренческих представлений у детей старшего дошкольного возраста / Е.Н.Полищук // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. -2013. - № 3. - С. 132-139.
7. Омельчук С.Т. Детская игрушка: гигиенические, психологические, педагогические аспекты и проблемы / С.Т.Омельчук, Т.И. Анистратенко, Н.В. Большая // Научный вестник Национального медицинского университета имени А.А. Богомольца. - 2013. - № 2. - С. 87-91.
8. Онощенко С. В. Игрушка как средство формирования социального опыта дошкольников: автореф. дис... канд. пед. наук - Тамбов, 2009. – 238 с.
9. Онощенко C.B. Назначение игрушки в социальном развитии дошкольника / C.B. Онощенко // Психолог в детском саду. - 2009. - № 1. - С. 83 - 97.
10.Смирнова Е.О. Во что играют наши дети? / Е.О. Смирнова. – М.: Ломоносовъ, 2009. – 225 с.
11.Теплова А.Б. Содержание посреднических функций образной игрушки / А.Б. Теплова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2012. - № 14. - С. 40-44.
12.Черная А. Игры девочек с куклами и кукольными домиками в разных культурах / А. Черная // Развитие личности. - 2014. - № 3. - С. 121-142.
13.Шулика М.В. Народная и современная игрушка: аксиологический аспект / М.В. Шулика// Система ценностей современного общества. - 2012. - № 22. - С. 268-271.
14.Якушина М. С. Значение традиций использования куклы для развития личности ребенка и взрослого / М.С. Якушина // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2011. - № 21. – С. 39-45.