articles «Образная игрушка» в психолого-педагогических исследованиях
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


«Образная игрушка» в психолого-педагогических исследованиях



 

Парфенова Н.Е педагог-психолог 

            ГБОУ Школа № 2033

«Образная игрушка» в психолого-педагогических исследованиях

 

Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить ребенка к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она - важнейшее средство развития дошкольника.

В настоящее время складывается понимание игрушки в качестве психолого-педагогической категории. Игрушка может расцениваться и в качестве средства манипулирования формирующимся сознанием ребенка. Возникает понимание того, что, игрушки, составляющих непременный базисный компонент развивающей предметной среды детства, активно внедряются в детскую жизнь. Игрушки вводят ребенка во взрослый мир, помогают осваивать его, приобщают к многовековой культуре, сложившейся в ходе мировой истории.[11]

При подборе игрушек для ребенка необходимо руководствоваться основным правилом, разработанным советской психологией и педагогикой: ребенок развивается, если сам активно действует, сначала с помощью взрослого, затем самостоятельно. Ребенок не может познавать мир, созерцая его как, пассивный наблюдатель. Только активно действуя с предметами и общаясь с близкими людьми, он всесторонне развивается. Значит, при воспитании ребенка надо подумать, прежде всего, о том, как вовлечь его в доступную по возрасту интересную деятельность. И, предлагая детям игрушки, следует учитывать, насколько они будут вести ребенка вперед. [14]

С точки зрения социокультурного подхода, люди живут и действуют в том мире, в который они верят. Знание, открытое предыдущими поколениями, доступно для нас в артефактах, и одним из самых важных аспектов бытия человека является умение пользоваться этими артефактами. Игрушки являются особыми, вторичными артефактами, репрезентирующими реальные объекты и орудия. Игрушки — это особый ресурс для детей, с помощью которого они могут исследовать и понять мир, в котором они живут. Дети могут «читать» их как «тексты» или использовать их для манипуляций, но сами игрушки наполнены явными или неявными посылами создателей игрушек, и в этом смысле они могут формировать систему общественных ценностей и идеологию. В этом контексте игра с игрушками является особой деятельностью ребенка по чтению и раскрытию этих «текстов» и построению своей собственной системы текстов или историй. Игрушки выступают здесь как особого рода носители различных смыслов, идей и тем для игры детей.[20]

Образные (сюжетные) игрушки - это самый популярный вид игрушек, который представляет собой модели неодушевленных и одушевленных объектов, предназначенных для сюжетных и ролевых игр. Они формируют у ребенка представление об окружающем мире и о себе самом, так как с помощью таких игрушек можно создавать и моделировать реальные жизненные ситуации и события. Поэтому в процессе игры с образными игрушками ребенок знакомится с главными социальными явлениями и понятиями. Ученые доказали, что игры с образными игрушками эффективно развивают личностную сферу ребенка, прямым образом влияя на его социально-эмоциональные позиции. Образная игрушка и сюжетная игра помогает ребенку включиться в мир людей. Это происходит потому, что в сюжетной игре он может отразить свой опыт и выразить чувства, переиграть то, что его волнует, воспроизводя действия людей или сказочных персонажей. Сюжетная игра помогает ребенку не только выразить себя (свой опыт, свои знания и переживания), а и освоить раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений. Также многие образные игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря. [13]

Роль сюжетной (образной) игрушки как значимого атрибута игровой деятельности ребенка, знакомящего его с окружающим миром и особенностями взаимоотношений между людьми, отмечали в своих работах Д.Б. Эльконин, Е.А. Флерина, Е.Г. Овечкин. В народной педагогике игрушке отведена роль помощника в формировании опыта ребенка. Так, проблема социализации детей посредством народных игрушек рассмотрена в диссертационных работах Л.С. Малик и Н.Д. Шоломицкой. Т.Н. Дороновой изучена предметно-пространственная среда дошкольника как источник социального опыта. Частью этой среды является игрушка. В отдельных случаях игровой материал используется для диагностики социального опыта ребенка (исследуются его социальные взаимоотношения с окружающими людьми, восприятие семьи и прочее).

Образные игрушки представляют самую многочисленную группу в классификации игрушек. К ним относятся:

- Кукла – самая распространенная игрушка, изображающая человека или животного. Кукла является важным элементом в развитии каждого ребенка. Данная игрушка вызывает неподдельный интерес не только у детей, но и многих взрослых творческих личностей. Куклы бывают разных видов.
Куклы-люди. Играя с куклой, имитирующей человека, ребенок полностью погружается в мир человеческих отношений. В процессе игры воспроизводится его личный опыт и переживания. Происходит обучение различным моделям поведения.

Куклы необходимы для девочек. Мальчики до двух лет могут также проявлять интерес к куклам и играть с ними. Конечно, чуть позже, во время взросления, они отдадут предпочтение «своим» игрушкам - машинкам, самолетикам.

Поразительно, но факт. Девочка, играя с куклой или пупсиком, учится уже с самых юных лет быть мамой, то есть происходит закладка материнства на будущее. [1]

- Куклы-животные - игрушки, изображающие животных. Они могут быть резиновыми, пластмассовыми, тряпичными, деревянными. Например, самый яркий представитель такого вида игрушек - резиновая уточка.

С такими игрушками ребенок может играть в зоопарк, в домашнее животное, в сказку, в ферму. Они знакомят малыша с представителя животного мира. Ребенок учится их различать и узнает их названия.

- Мягкие игрушки - это наши любимые с детства мишки, зайчики, слоники. Мягкие игрушки изготавливаются из искусственного меха, мягкой ткани, плюша. Они подходят для игры, как девочкам, так и мальчикам. Самый знаменитый представитель таких игрушек - плюшевый мишка.
Многие дети отказываются кушать или засыпать без своего любимого друга, им нравится с ним возиться и разговаривать. Она формирует много полезных навыков у ребенка.

- Игрушки-предметы быта, обихода - образы неодушевленных предметов, но постоянно или часто встречающихся в повседневной жизни. Их назначение - познакомить ребенка с предметами ближайшего окружения.
Наиболее популярные разновидности таких игрушек - это посуда, мебель, орудия труда, игрушечные домики, гаражи и так далее. В процессе игры с ними ребенок учится выделять элементы интерьера, предметы обихода и распределять их по сфере использования. 

К категории образных игрушек можно отнести и значительную часть технических игрушек, отображающих технику в быту и на производстве, различные виды транспорта (сухопутного, водного, морского, воздушного и так далее). [4]

Данный вид игрушек исследователи называют по-разному: «изобразительными» – Д. Б. Эльконин, «сюжетными» – Е. Б. Моложавая, А. П. Усова, «образными» – Е. А. Флерина, Г. Г. Локуциевская. Последний термин, на наш взгляд, наиболее точно передает сущность данного вида игрушек.

В течение всего периода детства ребенку необходимы образные игрушки, но в разные возрастные периоды они выполняют различные функции в развитии малыша. У младенца вызывают приятные переживания и положительные эмоции. В дошкольном возрасте включаются в разнообразные виды игр: сюжетно- ролевые, строительные, дидактические, режиссерские, драматизации. Образные игрушки расширяют сферу применения игровых действий, помогают развивать сюжет, создавать игровые ситуации. [12]

Кукла не только участвует во всех детских играх, но выступает идеальным партнером по общению, другом, с которым можно поговорить, поделиться заботами, огорчениями, радостями. Ребенок, в зависимости от своего настроения, наделяет куклу мыслями, чувствами: сегодня она балуется, а вчера была послушной девочкой. Кукла в руках ребенка действует так, как он этого хочет в данный момент. Он заботится о ней, воспитывает, учит, передавая ей свои знания. То есть выполняет в отношении к кукле те же функции, которые взрослый выполняет в отношении его самого. И такая позиция является еще одной причиной неизменной привлекательности для ребенка игр с куклами. Оценивая поведение куклы, ребенок передает ей свой эмоциональный и нравственный опыт, тем самым осознавая и закрепляя его. Он проигрывает с ней всевозможные формы поведения и оценивает их. Возникает эмоциональная и нравственная идентификация, складываются моральные оценки, развивается гамма эмоциональных переживаний, формируются нравственные качества. [8]

Образные игрушки способствуют усвоению половой роли, что сказывается в выборе игрушек и действиях с ними. Однако и девочкам, и мальчикам нравятся куклы и пушистые зверюшки, они совершают с ними различные действия.

Игры с образными игрушками помогают ребенку защититься от отрицательных переживаний, снять эмоциональное напряжение, компенсировать недостаток любви и сочувствия со стороны взрослых и сверстников.

Не случайно именно образные игрушки чаще всего становятся любимыми друзьями. Ведь кукла похожа на человека. А мягкие игрушки вызывают нежное отношение, ребенок обнимает, гладит их, и ему кажется, что игрушка тоже отвечает ему привязанностью.

Образная игрушка, обладая общими свойствами с произведениями изобразительного искусства, – изобразительностью и выразительностью, имеет совершенно особую черту – динамичность, которая и позволяет ей стать предметом детской игры, поскольку игрушка предназначена не для любования (статики), а для действия. Для образной игрушки характерны такие особенности: определенное социальное содержание, близость образа игрушки восприятию и пониманию ребенка, динамичность и эмоциональную насыщенность содержания и формы. [17]

Образной игрушке можно дать такое определение – это художественное произведение, отображающее предметы и явления реального мира или воплощающее представления о героях литературы, искусства обобщенного, динамичного, яркого и выразительного; оно доступно по своему содержанию и форме восприятию и пониманию детей и предназначено для их игр и развлечений.

Специфика образной игрушки, как средства социализации личности состоит в том, что ее духовное содержание не является явным, его нужно вычленить, раскрыть, и только всестороннее действие дает возможность распределить это содержание и воспринять его. Содержание игрушки распредмечивается в игровом действии, предполагающем принятие на себя той роли, которая составляет духовное содержание игрушки. На основе игрушки формируется игровая ситуация. [16]

Игрушка может выступать как самостоятельный партнер, с которым взаимодействует ребенок, и как атрибут, посредством которого осуществляется взаимодействие двух, трех и более детей и взрослых. С помощью игр и игрушек ребенок легко и естественно приобщается к житейской мудрости. Являясь средством опосредованной передачи социального опыта, образные игрушки отвечают задаче создания условий для свободного социально-ролевого самоопределения, самореализации и саморазвития растущей личности.

Микросреда представляет ребенку примеры, образы самореализации социального опыта поведения, социальных ролей. Обобщение микросреды детей социальным опытом, воплощенном в образной игрушке, интериоризация. Этот опыт в игровой деятельности приведет к тому, что ребенок активнее и разностороннее проявит себя в качестве творца собственной жизни. Наличие положительного семейного опыта и обогащение его в разнообразной деятельности с образной игрушкой служит успешному процессу самовыражения и социализации личности детей. [18]

На протяжении всей истории человека игрушка сопутствует ему, выступая в роли помощника и посредника между ребенком и миром. Такое длительное сосуществование не может быть случайным, и обусловлено особой ролью игрушки, прежде всего игрушки образной, в развитии ребенка.

Существует гипотеза, что первый культурный предмет не только в человеческой жизни – онтогенезе, но и в развитии человеческого общества – социогенезе, может быть, был именно игрушкой, то есть тем, что не имело прямого утилитарного значения. [6]

Игрушка существует в том особом пространстве событийной общности, в котором она преодолевает свою «вещность» и становится посредником – «медиатором» между ребенком и миром культуры. Человечество за свою историю «изобрело» всего четыре медиатора – знак, слово, символ, миф. Детская игрушка, и прежде всего образная, удивительным образом сочетает в себе свойства каждого медиатора:

- Она и знак – обозначение предмета или человека. 

 - Она и символ – обобщенный образ человека - Другого и одновременно Я. 

 -Она способна вступать в диалог с ребенком, поскольку воспринимается им как носитель слова –живое существо, и сама представляет текст, заложенный создавшим ее взрослым. 

 - Она и миф, с которым связана генетически. [9]

Знаковая функция образной игрушки, наверное, самая древняя и восходит к первому архаическому этапу в ее истории. Игрушка относится к образным знакам. Кукла как иконический знак человека занимает важное место в пространстве игровой деятельности. В игре образ куклы интерпретируется как знак человека, включенного в определенный социальный и культурный контекст. В то же время кукла выступает знаком, образом, через которые ребенок «удваивает» реальность, наполняя ее индивидуальными значениями и смыслами. [21]

Рождение смысла происходит в игре. Именно в ней образная игрушка становится символом. Так, в традиционной игре в «дочки-матери» кукла как знак взрослой женщины становится символом матери и материнства. Игра – процесс творческий, а в творчестве, по мысли П. Флоренского «соединяется практическая сторона – воплощение разумом своих замыслов – с теоретической стороной – осмысливанием деятельности».

И именно в творческой игре игрушка становится предметом-символом. Чтобы понять, что такое опредмеченый символ, нужно обратиться к наследию русского философа и священника Павла Флоренского. Он утверждал, что для соединения предмета и смысла нужно орудие, которое одновременно должно быть и вещью, инструментом и идеей, смыслом. Эти качества, объединяет опредмеченный символ или одухотворенный предмет, в который вложена душа человеческая. По мнению П.А. Флоренского, единственным предметом, интегрирующим в себе вещность и осмысленность, является культовый предмет: «Щипцы, бутылки, щетки и так далее – суть вещи; орудия культа – суть смыслы, требующие себе внутреннего признания, а не только допускающие внешнее пользование. Но вместе с тем, будучи смыслами, они не только внутренние смыслы, но и бесспорные реальности, помещающиеся в ряду вещей. Суть предметов культа - осуществленное соединение временного и вечного, ценности и данности, нетленности и гибнущего».

Детская игрушка, будучи по происхождению своему предметом культа, также воплощает в себе опредмеченный смысл. Это, прежде всего, относится к образной игрушке, изображающей человека, – к кукле. Кукла это воплощенный образ Другого, который в игрушке выступает как идеальная форма, объект подражания. Игра ребенка — это всегда «игра для Другого и в Другого». В воображаемой ситуации образ, заданный игрушкой, преображается в образ Я. Только кукла может быть одновременно образом Я и образом Другого. [1]

Способность игрушки репрезентировать Другого раскрывается как на образном, так и на вербальном уровнях. В игре игрушка вступает в диалог с ребенком, с одной стороны – прямой диалог (внутренний или реальный), с другой – через визуальный образный текст, заложенный в нее взрослым. При этом ей не нужно говорить – играющий говорит и за нее, и за себя. А в современных интерактивных игрушках,напротив, заданность диалога разрушает живое общение.

Диалогичность игрушки является ее чрезвычайно значимой функцией. Кукла через диалог вписывается в семиотическое поле. Она несет в себе вербальные и невербальные смыслы, социальные и личностные перцепции, за которыми стоит глубокий контекст культуры. Образная игрушка способна вступать в деятельный конструктивный диалог с ребенком, в котором постепенно раскрываются ее различные смыслы. Игра не только вся пронизана влечением к смысловой сфере, но и является одним из простейших средств для проникновения в нее. Это является величайшим свидетельством того, что и в ребенке идет подлинная духовная жизнь. [3]

Диалог, в котором осуществляется постижение смысла, может быть нарушен по многим причинам. Существенное значение имеет способ прочтения текста, заложенного в игрушке. Как и любое явление детской субкультуры, она имеет как бы две аудитории: взрослую и детскую. О специфике восприятия этих аудиторий русский литературовед, семиотик, культуролог Ю.М. Лотман говорил: «Первая относится к художественному тексту как получатель информации: смотрит, слушает, читает, сидит в кресле театра, стои т перед статуей в музее, твердо помнит: «руками не трогать», «не нарушайте тишину», и уж конечно, «не лезьте на сцену» и «не вмешивайтесь в пьесу». Вторая относится к тексту как участник игры: кричит, трогает, вмешивается, картинку не смотрит, а вертит, тыкает в нее пальцами, говорит за нарисованных людей, в пьесу вмешивается, указывая актерам, бьет книжку или целует ее». Для мира взрослых характерно пассивное восприятие текста, в мире детей идет активная выработка информации в процессе смысло -порождающей игры. [18]

Игрушка – идеальное орудие, вводящее ребенка в мир человеческих отношений, смыслов и представлений. Образная игрушка воспринимается ребенком как «идеальная форма», образ взрослости, на которую как на центральную категорию, задающую целостность детства, указывал Л.С. Выготский. Это связано с той психолого-педагогической функцией игрушки, которую она выполняет в процессе очеловечивания ребенка. 

Каждая игрушка несет в себе отпечаток времени и культуры, являясь своеобразным проводником, для ребенка в социум. Через образную игрушку ребенок принимает социально-бытовые представления, общественный и семейный уклад, этические и эстетические нормы. Именно поэтому при выборе образных игрушек особенно внимательно следует относиться к внешнему образу и эстетической привлекательности куклы или другого персонажа. Чтобы образная игрушка могла реализовать свой богатый развивающий потенциал, она должна обладать определенными качествами.

Прежде всего, такая игрушка должна позволять вкладывать в нее свой внутренний мир.  Только открытость образато есть возможность взять на себя различные переживания и эмоции, возможность совершать в руках ребенка разнообразные действия, может сделать игрушку средством психического развития.

Взрослый опирается на посреднические свойства игрушки как медиатора, как инструмента в духовной лаборатории человечества, и выстраивает с ее помощью свою педагогическую практику. [12]

Особую роль образная игрушка также выполняет и в формировании внутренней речи, внутреннего диалога ребенка, необходимого для понимания и осознания собственных эмоций и переживаний. Таким образом, образные игрушки становится своеобразным психологическим орудием для создания внутреннего мира ребенка.

 

 

1.    Басенкова Л.В.Современная детская игровая субкультура и моделирование социальных отношений / Л.В.Басенкова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2009. Т. 4. - № 4. - С. 96-98.

2.    - С. 58-62.

3.    Ивойлова Л.В. Влияние народной игрушки на формирование личности ребенка / Л.В.Ивойлова// Сборники конференций НИЦ Социосфера. -2012. - № 14. - С. 96-97.

4.    Лыкова И.А., Шипунова В.А. Игрушки изначальные. История происхождения, культурные традиции / Лыкова И.А., Шипунова В.А. –М.: Цветной мир, -2012. – 144 с.

5.    Морозов И.А. Феномен куклы в традиционной и современной культуре (кросскультурное исследование идеологии антропоморфизма) / И.А. Морозов. – М.: Индрик, 2011. – 352 с.

6.    Полищук Е.Н. Механизм влияния детской игрушки на формирование мировоззренческих представлений у детей старшего дошкольного возраста / Е.Н.Полищук // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. -2013. - № 3. - С. 132-139.

7.    Омельчук С.Т. Детская игрушка: гигиенические, психологические, педагогические аспекты и проблемы / С.Т.Омельчук, Т.И. Анистратенко, Н.В. Большая // Научный вестник Национального медицинского университета имени А.А. Богомольца. - 2013. - № 2. - С. 87-91.

8.    Онощенко С. В. Игрушка как средство формирования социального опыта дошкольников: автореф. дис... канд. пед. наук - Тамбов, 2009. – 238 с.

9.    Онощенко C.B. Назначение игрушки в социальном развитии дошкольника / C.B. Онощенко // Психолог в детском саду. - 2009. - № 1. - С. 83 - 97.

10.Смирнова Е.О. Во что играют наши дети? / Е.О. Смирнова. – М.: Ломоносовъ, 2009. – 225 с.

11.Теплова А.Б. Содержание посреднических функций образной игрушки / А.Б. Теплова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2012. - № 14. - С. 40-44.

12.Черная А. Игры девочек с куклами и кукольными домиками в разных культурах / А. Черная // Развитие личности. - 2014. - № 3. - С. 121-142.

13.Шулика М.В. Народная и современная игрушка: аксиологический аспект / М.В. Шулика// Система ценностей современного общества. - 2012. - № 22. - С. 268-271.

14.Якушина М. С. Значение традиций использования куклы для развития личности ребенка и взрослого / М.С. Якушина // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология– 2011. - № 21. – С. 39-45.

 

 

 

 






Об авторе статьи

`
Парфенова Наталья Евгеньевна

Рейтинг психолога: 7 7

Парфенова Наталья Евгеньевна

Магистр психологии, член Федерации Психологов Образования, учитель - дефектолог, член Союза Дефектологов России, сопровождение образовательной программы для дошкольников, в том числе для детей с ОВЗ. Песочный терапевт. Детский психолог. Дети.
Город: Москва Стоимость приема: 2500 рублей
  •   Дети
  •   Семья


Добавить новый Комментарий


Психолог Николаева Екатерина Николаевна

Николаева Екатерина

Психоаналитический психолог. Гештальт терапия. Работаю с широким набором запросов, в...
Психолог Будячевская Елена Александровна

Будячевская Елена

Дипломированный психолог, специалист ДПДГ, работаю со взрослыми людьми индивидуально...
Психолог Попкова Наталья Владимировна

Попкова Наталья

3 высших образования: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Факультет иностранных языков, MBA,...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Давыдович Жанна Олеговна
Консультация по Skype

Давыдович Жанна

Дипломированный специалист. Осуществляю индивидуальное и семенное консультирование.
Психолог Мархотко Ольга Анатольевна
Консультация по Skype

Мархотко Ольга

Психолог
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍