Поскольку человек всегда вступает в общение как личность, он и воспринимается другим как личность. На основе внешнего поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. При этом впечатления играют важную регулирующую роль.
Представление о другом человеке тесно связано с уровнем самосознания. С одной стороны, богатство представлений о себе определяет богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится представление о самом себе.
В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка другого, попытка понять его поступки, основанная на этом стратегия изменения его поведения, построение стратегии своего собственного поведения.
Сопоставление себя с другим происходит с двух сторон, каждый из партнеров уподобляет себя другому. Следовательно, анализ себя через другого включает в себя две стороны – идентификацию и рефлексию. Кроме того, в этот же процесс включается и казуальная атрибуция.
Механизмы межличностного восприятия:
1.ИдентификацияМы можем познать другого человека, отождествляясь с ним. Это понятие ввел Фрейд для описания отношений между ребенком и родителями, говоря, что эта идентификация есть феномен эмоциональный: отождествляя себя с другим, мы начинаем действовать так, как он.
Часто идентификацию сопоставляют с подражанием. Но подражание - это повторение внешнего рисунка поведения, возможно, даже не осознаваемое: иногда ловишь себя на том, что начинаешь копировать манеру поведения, фразы, жесты... Идентификация же предполагает именно присвоение основ поведения, его регуляторов. Поэтому появилась понятие ценностной идентификации, когда я понимаю и принимаю систему ценностей другого человека и поэтому начинаю вести себя так, как он. При этом, внешне деятельность может строиться по-своему. Отождествляя себя с другим, мы познаем его; для того, чтобы идентифицироваться, необходимо понять этого человека. В частности, установлена тесная связь между идентификацией и эмпатией.
2.
Эмпатия - сопереживание, сочувствие; она предполагает понимание состояния, чувств другого человека.
3.
РефлексияЭто умение понять, каким тебя видит партнер по общению. Это взаимный процесс, как бесконечная система зеркал: я воспринимаю, как вы воспринимаете то, как я воспринимаю... Это очень важный процесс в любом близком общении: чем эта цепь лучше проработана, тем эффективнее можно взаимодействовать. Если спросить мнение о человеке у его коллег, у домашних и у него самого, полученные картинки будут слабо пересекаться.
А почему же эти картины такие субъективные? Потому, что это всегда - результат интерпретации, и способы объяснения есть разные.
Один их способов -
категоризация: отнесение услышанного или увиденного к уже сложившейся категории. Так бывает, когда мы составляем впечатление о еще незнакомом человеке - по каким-то признакам, которые, с нашей точки зрения, характеризуют человека так или по-другому (понимание категории - тоже весьма субъективно). Например, категория наше - не наше, постепенно трансформируется, и появляется категория - он не наш, и надо понять, как с ним строить отношения. Набор этих категорий - результат нашего жизненного пути.
Для того, чтобы строить взаимодействие, нужна целостная картина о человеке; с другой стороны, мы всегда находимся в дефиците информации.
4.
Казуальная атрибуция.
Атрибуция - это приписывание объекту восприятию определенных характеристик, черт, особенностей поведения и причин поведения (приписывание причин - каузальная атрибуция). Приписываем мы ему все это исходя, прежде всего, из его внешнего облика, а узнавая его лучше, мы уже соответственным образом меняем о нем представление.
Классический пример атрибуции – влюбленность. Бывает важно понять, что в созданном мной образе - результат атрибуции, а что - анализа реального взаимодействия.
Есть некоторые закономерности в процессе атрибуции. Например, мы увязываем иногда причины и факты (опоздал, потому что не любит - эгоцентрическая тенденеция приписывания причин поведения).
Есть даже такое понятие, как фундаментальные ошибки атрибуции: это некоторые закономерности, которые мы всегда воспроизводим. Например, игнорирование несостоявшегося варианта: Хожу без зонтика, и дождя не бывает». Еще вариант фундаментальной ошибки - увязывание признаков: Все толстые - добрые. Такие корреляции есть на уровне социальных стереотипов, а есть такие, которые складываются на основе личного опыта.
Характер атрибуций зависит от того, выступает ли субъект сам участником какого-либо события или его наблюдателем (личностная атрибуция – причина приписывается лично совершаемому поступок; обстоятельная – причина приписывается обстоятельствам). Наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, участник – обстоятельную.
Локус контроля личности - это характеристика человека с точки зрения того, чему он приписывает причины происходящих в его жизни событий:
другие люди, обстоятельства, судьба - внешний, или экстернальный,локус контроля; столкнулись самолеты? - моя вина... - внутренний, интернальный, локус контроля.
Он может быть разным в разных сферах жизни: в сфере отношений (межличностные, дружеские, семейные, межполовые), профессиональная сфера, здоровье, успех и неуспех. Построение атрибуции тоже тесно связано с локусом контроля.
Эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга:
1).
Эффект установки. Влияние установки на восприятие (классический эксперимент Бодалева с фотографией - то ли бандита, то ли писателя, то ли героя или «учительница» и «актриса» с женской фотографией; другой эксперимент - заходил в аудиторию мужик, представлялся по разному: выводы аудитории «администратор» на 10-15 сантиметров выше дворника).
2)
Эффект ореола («галоэффект») – формирование специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств. Информация, получаемая о каком-то человеке, накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты. Общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и наоборот. В экспериментальных исследованиях было показано, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также, когда суждения касаются моральных качеств. (Эксперимент из оценки групп «любимых» и «нелюбимых» детей. «Любимые» намеренно делали ошибки, а «нелюбимые» выполняли задания корректно. Воспринимающий приписывал положительные оценки «любимым»).
3)
Эффект «первичности и новизны» также умножает трудности межличностной перцепции. Он касается значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления о нем представления. Ранее представленная информация рассматривается как «первичная», а позднее предъявленная как «новая». Эксперимент: сначала говорили испытуемым, что тот кто войдет – экстраверт (первой группе), потом – интроверт (второй группе); третьей группе – сначала, что он экстраверт, потом, что он интроверт; четвертой группе то же, но в обратном порядке. В итоге потом так и оценивали, т.е. при восприятии незнакомого человека информация, предъявленная ранее, кажется более значимой. В первых двух группах проблем не возникло. В 3, 4 группе впечатление о незнакомце точно соответствовало порядку предъявления информации: предъявленная ранее возобладала (эффект первичности) – если воспринимался незнакомый человек. В ситуациях восприятия знакомого человека действует эффект новизны – последняя, т.е. более обновленная информация оказывается более значимой.
4)
Стереотипизация. Стереотип – это устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением. Стереотипы в общении возникают на основе достаточно ограниченного прошлого опыта в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека (профессиональные, этнические). Стереотипизация может привести к двум разным последствиям – упрощению познания другого человека – констатация определенных закрепленных черт и во втором случае, как только констатация заменяется оценкой – возникает предубеждение. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью.
Персональный сайт
Липкиной Арины