articles Общение. Как мы воспринимаем друг друга
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Общение. Как мы воспринимаем друг друга



Поскольку человек всегда вступает в общение как личность, он и воспринимается другим как личность. На основе внешнего поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. При этом впечатления играют важную регулирующую роль.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем самосознания. С одной стороны, богатство представлений о себе определяет богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится представление о самом себе.

В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка другого, попытка понять его поступки, основанная на этом стратегия изменения его поведения, построение стратегии своего собственного поведения.

Сопоставление себя с другим происходит с двух сторон, каждый из партнеров уподобляет себя другому. Следовательно, анализ себя через другого включает в себя две стороны – идентификацию и рефлексию. Кроме того, в этот же процесс включается и казуальная атрибуция.

Механизмы межличностного восприятия:

1.Идентификация


Мы можем познать другого человека, отождествляясь с ним. Это понятие ввел Фрейд для описания отношений между ребенком и родителями, говоря, что эта идентификация есть феномен эмоциональный: отождествляя себя с другим, мы начинаем действовать так, как он.

Часто идентификацию сопоставляют с подражанием. Но подражание - это повторение внешнего рисунка поведения, возможно, даже не осознаваемое: иногда ловишь себя на том, что начинаешь копировать манеру поведения, фразы, жесты... Идентификация же предполагает именно присвоение основ поведения, его регуляторов. Поэтому появилась понятие ценностной идентификации, когда я понимаю и принимаю систему ценностей другого человека и поэтому начинаю вести себя так, как он. При этом, внешне деятельность может строиться по-своему. Отождествляя себя с другим, мы познаем его; для того, чтобы идентифицироваться, необходимо понять этого человека. В частности, установлена тесная связь между идентификацией и эмпатией.

2. Эмпатия - сопереживание, сочувствие; она предполагает понимание состояния, чувств другого человека.

3. Рефлексия

Это умение понять, каким тебя видит партнер по общению. Это взаимный процесс, как бесконечная система зеркал: я воспринимаю, как вы воспринимаете то, как я воспринимаю... Это очень важный процесс в любом близком общении: чем эта цепь лучше проработана, тем эффективнее можно взаимодействовать. Если спросить мнение о человеке у его коллег, у домашних и у него самого, полученные картинки будут слабо пересекаться.

А почему же эти картины такие субъективные? Потому, что это всегда - результат интерпретации, и способы объяснения есть разные.

Один их способов - категоризация: отнесение услышанного или увиденного к уже сложившейся категории. Так бывает, когда мы составляем впечатление о еще незнакомом человеке - по каким-то признакам, которые, с нашей точки зрения, характеризуют человека так или по-другому (понимание категории - тоже весьма субъективно). Например, категория наше - не наше, постепенно трансформируется, и появляется категория - он не наш, и надо понять, как с ним строить отношения. Набор этих категорий - результат нашего жизненного пути.

Для того, чтобы строить взаимодействие, нужна целостная картина о человеке; с другой стороны, мы всегда находимся в дефиците информации.

4. Казуальная атрибуция.

Атрибуция - это приписывание объекту восприятию определенных характеристик, черт, особенностей поведения и причин поведения (приписывание причин - каузальная атрибуция). Приписываем мы ему все это исходя, прежде всего, из его внешнего облика, а узнавая его лучше, мы уже соответственным образом меняем о нем представление.

Классический пример атрибуции – влюбленность. Бывает важно понять, что в созданном мной образе - результат атрибуции, а что - анализа реального взаимодействия.

Есть некоторые закономерности в процессе атрибуции. Например, мы увязываем иногда причины и факты (опоздал, потому что не любит - эгоцентрическая тенденеция приписывания причин поведения).

Есть даже такое понятие, как фундаментальные ошибки атрибуции: это некоторые закономерности, которые мы всегда воспроизводим. Например, игнорирование несостоявшегося варианта: Хожу без зонтика, и дождя не бывает». Еще вариант фундаментальной ошибки - увязывание признаков: Все толстые - добрые. Такие корреляции есть на уровне социальных стереотипов, а есть такие, которые складываются на основе личного опыта.

Характер атрибуций зависит от того, выступает ли субъект сам участником какого-либо события или его наблюдателем (личностная атрибуция – причина приписывается лично совершаемому поступок; обстоятельная – причина приписывается обстоятельствам). Наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, участник – обстоятельную.

Локус контроля личности - это характеристика человека с точки зрения того, чему он приписывает причины происходящих в его жизни событий:

другие люди, обстоятельства, судьба - внешний, или экстернальный,локус контроля; столкнулись самолеты? - моя вина... - внутренний, интернальный, локус контроля.



Он может быть разным в разных сферах жизни: в сфере отношений (межличностные, дружеские, семейные, межполовые), профессиональная сфера, здоровье, успех и неуспех. Построение атрибуции тоже тесно связано с локусом контроля.

Эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга:

1). Эффект установки. Влияние установки на восприятие (классический эксперимент Бодалева с фотографией - то ли бандита, то ли писателя, то ли героя или «учительница» и «актриса» с женской фотографией; другой эксперимент - заходил в аудиторию мужик, представлялся по разному: выводы аудитории «администратор» на 10-15 сантиметров выше дворника).

2) Эффект ореола («галоэффект») – формирование специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств. Информация, получаемая о каком-то человеке, накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты. Общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и наоборот. В экспериментальных исследованиях было показано, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также, когда суждения касаются моральных качеств. (Эксперимент из оценки групп «любимых» и «нелюбимых» детей. «Любимые» намеренно делали ошибки, а «нелюбимые» выполняли задания корректно. Воспринимающий приписывал положительные оценки «любимым»).

3) Эффект «первичности и новизны» также умножает трудности межличностной перцепции. Он касается значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления о нем представления. Ранее представленная информация рассматривается как «первичная», а позднее предъявленная как «новая». Эксперимент: сначала говорили испытуемым, что тот кто войдет – экстраверт (первой группе), потом – интроверт (второй группе); третьей группе – сначала, что он экстраверт, потом, что он интроверт; четвертой группе то же, но в обратном порядке. В итоге потом так и оценивали, т.е. при восприятии незнакомого человека информация, предъявленная ранее, кажется более значимой. В первых двух группах проблем не возникло. В 3, 4 группе впечатление о незнакомце точно соответствовало порядку предъявления информации: предъявленная ранее возобладала (эффект первичности) – если воспринимался незнакомый человек. В ситуациях восприятия знакомого человека действует эффект новизны – последняя, т.е. более обновленная информация оказывается более значимой.

4) Стереотипизация. Стереотип – это устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением. Стереотипы в общении возникают на основе достаточно ограниченного прошлого опыта в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека (профессиональные, этнические). Стереотипизация может привести к двум разным последствиям – упрощению познания другого человека – констатация определенных закрепленных черт и во втором случае, как только констатация заменяется оценкой – возникает предубеждение. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью.



Персональный сайт Липкиной Арины






Об авторе статьи

`
Липкина Арина Юрьевна

Рейтинг психолога: 7 7

Липкина Арина Юрьевна

психолог-консультант
Город: Москва Стоимость приема: 2000 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Дети
  •   Зависимости
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Секс


Добавить новый Комментарий


Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром и сэкономить на психологе в...
Психолог Зайцева Юлия Борисовна

Зайцева Юлия

Клинический психолог, семейный системный психотерапевт, гипнолог
Психолог Ильинская Элоиза Игоревна

Ильинская Элоиза

Сертифицированный КПТ психолог
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Кличановская Дарья Александровна
Консультация по Skype

Кличановская Дарья

Практикующий психолог, учусь на гештальт-терапевта
Психолог Селихова Татьяна Владимировна

Селихова Татьяна

Сертифицированный КПТ- терапевт. Работаю со взрослыми людьми индивидуальной
Психолог Арделян Юлия Вячеславовна

Арделян Юлия

Сертифицированный клинический психолог. На данный момент момент обучаюсь методу работы в...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍