articles Опыт проведения психологической практики для матерей детей-инвалидов «Люби себя!»
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Опыт проведения психологической практики для матерей детей-инвалидов «Люби себя!»



 

Прежде чем продолжить читать данную статью, ответьте себе на следующий вопрос: «Кто для вас самый важный человек в вашей жизни? Ваш ребенок, Вы сами, муж, мать, отец, а может быть кто-либо другой?».

А вы знаете, что правильный ответ на этот вопрос – «Я»? Да-да, только так, а не иначе! Именно Вы в «таблице приоритетов» должны быть самым важным для себя человеком.  Не удивляйтесь и не сопротивляйтесь данному факту! Только тогда вы сможете быть по настоящему счастливым и радоваться жизни!

А теперь, можете ли Вы утвердительно сказать – «Я люблю себя!», и да, что Вы подразумеваете под этой громкой фразой? Не торопитесь читать дальше, попробуйте порассуждать на эту тему.

Формула любви к себе очень проста. Любить себя – значит, принимать себя: свою внешность, тело, характер, свои потребности и желания, хотя, разумеется, оставляя за собой право на самосовершенствование. Только приняв себя, мы способны принимать других, таких же несовершенных как мы, а, значит, и любить других. Любить людей можно только любя себя! Любовь к себе – не эгоизм, потому что эгоизм - это желание, чтобы другие люди поступали так, как вам хочется. Вас ценят, любят и уважают настолько, насколько вы сами это делаете. Отношение окружающих – отличный индикатор!

На нашу самооценку влияет множество факторов, окружающих в повседневности. Довольно часто жизнь испытывает на прочность нашу и без того шаткую веру в собственную значимость. Поэтому как полюбить себя и повысить самооценку – чрезвычайно актуальная, важная, глубокая и трепетная тема для всех, кто недоволен собой, особенно для женщин, воспитывающих детей-инвалидов.

Представьте себе, что такое ожидать ребенка девять месяцев, рисовать картину счастливого будущего своего малыша… А затем узнать, что ребенок родился «с особенностями, не такой как у всех». Это очень глубокое психоэмоциональное потрясение, сопоставимое с потерей близкого человека.

Длительная стрессовая ситуация, в которой находится женщина, в последствии, приводит к  её эмоциональному выгоранию, которое проходит несколько стадий. Эти стадии охарактеризуем словами матерей детей-инвалидов.

На первой мы мобилизованы, собраны, готовы отдать все ради здоровья нашего ребенка. Но, рано или поздно, силы кончаются. Собрав волю в кулак, стиснув зубы, человек через силу продолжает и дальше отдавать, отдавать, отдавать, не заботясь о пополнении «резервуара».

 Так наступает вторая стадия выгорания. Постоянное напряжение не отпускает и тогда, когда, казалось бы, можно расслабиться. Все мысли - о ребенке, о проблемах, связанных с ним, ночь не приносит облегчения, потому что сон нарушен. Любой конфликт надолго выбивает из колеи, любое замечание воспринимается крайне болезненно.

Если находящийся на второй стадии человек ничего не предпринимает, чтобы восстановиться, неминуемо наступает третья. Усталость. Раздражительность. Плаксивость. Полное безразличие. Ребенок «просто бесит», кажется, что в нем нет ничего хорошего, «он просто нами пользуется». Очень страдает иммунитет, расшатывается здоровье, обостряются все хронические заболевания и начинаются новые. Разваливаются отношения, распадаются браки. Больше ничего не радует, ничего не хочется.

На четвертой стадии выгорания «приходит равнодушие, цинизм, душевная черствость. Люди воспринимаются враждебно, все они кажутся тупыми, злобными, мелкими, недостойными уважения и хорошего отношения. Человек становится подозрительным, мнительным, от всех ждет подвоха, никому не верит. Иногда это доходит до степени психоза, бреда. Одним словом, «побывать на четвертой стадии выгорания врагу не пожелаешь».

У синдрома эмоционального выгорания есть еще одна стадия - деформация личности. Такое состояние происходит из-за полного эмоционального истощения. Все, чего достигла в жизни женщина, перестает иметь значение.

В связи с этим становится важным включение матерей в такую форму работы, которая помогла бы им установить социальные связи для взаимной поддержки друг друга, сформировать позитивную самооценку, снять тревожность, найти гармонию с самой собой, полюбить себя, а, значит, принять и полюбить своего особенного ребенка!

На базе филиала  бюджетного учреждения «Нефтеюганский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» с марта по май 2019 года был организован  и проведен 3-х месячный психологический курс для матерей детей-инвалидов «Люби себя!».

Обязательным условием для реализации курса было: вступление участниц в группу мессенджера viber «Люби себя!» для общения, обсуждения своих успехов и выполнения домашнего задания, изучения информационного материала чата мессенджера (видео-уроки, аудио-медитации, информационные статьи, практические задания), а также участия в 4-х очных встречах-тренингах.

В диагностическом обследовании и коррекционной работе приняли участие 12 женщин, воспитывающих детей-инвалидов.

Коррекционная работа была направлена на смягчение симптомов внутреннего конфликтного взаимодействия, создание условий для личностного роста и самоактуализации, усиление регулирующих функций психики, развитие эмоционального самоконтроля, повышение психической саморегуляции.

Основные методы работы, которые использовались в ходе курса с матерями детей-инвалидов:

·        игра, которая помогала участницам курса снять напряжение, расслабиться, посмотреть на ситуацию с другой стороны;

·        тематические опросники позволили в большей степени вербализовать, и структурировать позиции участников, осознать свои проблемы, переоценить свои жизненные установки;

·        проективный рисунок помогал переключать участников группы с невербального уровня осмысления своих проблем на вербальный, а также выявлять некоторую скрытую от самих участников глубину собственных чувств;

·        рассказ и его обсуждение использовались как ведущий механизм коррекционного воздействия, при котором, обсуждение или проигрывание конфликтной ситуации осуществлялись не от первого, а от третьего лица;

·        занятия аутотренингом формировала у членов группы способность к переключаемости с травмирующих переживаний к гармоничным состояниям;

·        медитации позволили в приемлемой форме выразить свои чувства, снять психологическое и мышечное напряжение;

·        визуализации  способствовали к снижению негативных, подсознательных установок и глубинных, часто иррациональных убеждений;

·        правополушарное рисование способствовало активному раскрытию творческого потенциала матерей через пробуждение внутренних знаний и умения слышать себя;

·        выполнение домашнего задания, позволило закрепить полученные на очных встречах-тренингах навыки взаимодействия и выражения своих чувств, а также рефлексировать полученный информационный материал в чате мессенджера.

Диагностика проводилась до и после проведения психологического курса.  

Результаты диагностики уровня тревожности по методике Спилбергера – Ханина показали, что большой процент (83%) испытуемых до коррекционной работы демонстрировал высокие показатели. После проведенных коррекционных мероприятий «высокий» уровень личностной тревожности снизился до среднего уровня (58 %) благодаря приобретенным навыкам саморегуляции.

С целью изучения уровня выгорания (эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция родительских достижений) нами был использован модифицированный опросник Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой «Родительское выгорание». Каждая из субшкал этой методики характеризуется следующими показателями: низкий уровень, средний уровень и высокий.

В процессе первичной психодиагностической работы было выявлено, что субшкалы деперсонализация (низкий уровень – 0%; средний уровень – 42%; высокий уровень - 58%), редукция родительских достижений (низкий уровень – 8%; средний уровень –  34%; высокий уровень - 58%) (и эмоциональное истощение (низкий уровень – 22%; средний уровень –  28%; высокий уровень - 50%)   у большинства участниц курса находятся на высоком уровне. Результаты повторной диагностики уровня выгорания подтверждают положительные изменения у респондентов:  деперсонализация (низкий уровень – 0%; средний уровень – 67%; высокий уровень - 33%), редукция родительских достижений (низкий уровень – 16%; средний уровень –  50%; высокий уровень - 34%) и эмоциональное истощение (низкий уровень – 22%; средний уровень –  50%; высокий уровень - 28%). Показатели субшкал деперсонализации снизились с 58 до 33 %, редукции родительских достижений – с 58 до 34 %, эмоционального истощения с 50 до 28 %.

Таким образом, проведенная психокоррекционная работа на психологическом курсе «Люби себя!» с матерями детей-инвалидов, дала положительный результат в эмоциональной составляющей жизни каждой участницы курса, об этом говорят не только результаты диагностики, но и отзывы участниц: «Мне кажется, подобный психологический курс стоит хотя бы раз в жизни пройти каждой женщине, воспитывающей ребенка-инвалида. Занятость, дети, проблемы, работа... Они будут всегда. Но 10 минут в день для себя выкроить всё-таки можно. И даже необходимо! Можно вечно оправдываться нехваткой времени, а можно взять себя в руки и отважиться на перемены»;

 «Замечательный курс!!! Меняет мировоззрение! Просто переворачивает его! Великолепнейшие задания! Заставляет работать мозги, размышлять, развиваться. Лишнего ничего нет, все четко, конкретно, по пунктам. Все очень понравилось. Спасибо Вам огромное!»

Личностная трансформация матерей опосредованно положительно воздействовала на всех членов семьи. Женщины отметили в своих отзывах о пройденном курсе улучшение психологической атмосферы в семье, внутрисемейных межличностных отношениях:

«…после прохождения курса заметила улучшения во взаимоотношениях с мужем и детьми. Муж стал более внимательным, а детки самостоятельнее…»;

«…мои изменения к себе, каким-то волшебным образом, отразились на моих близких. Сынок стал меньше требовать внимания, стал более самостоятельным, уже может занять себя…»

Опыт работы с семьями детей-инвалидов позволяет нам сказать, что способна дать «особому»  ребенку полноценное развитие только та семья, где мать, уверена в себе, целеустремлена, настойчива, без «слепой» материнской любви, способная держать под контролем свои эмоции и потребности ребенка, а отец не только обеспечивает материально, но и  принимает своего «особого» ребенка и восполняет его потребности в дружбе и любви. Если этого в семье нет, то родители  в зоне риска  эмоциональных и психологических проблем.

Родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением «особенного» ребёнка, она продолжается, и надо не лишать себя полноценной жизни. Что-то они могут делать вместе с ребенком, но у них обязательно должна быть и собственная жизнь. Слепая жертвенность не принесет пользы ни ребенку, ни родителям.

 

 






Об авторе статьи

`
Черняк Оксана Николаевна

Рейтинг психолога: 7 7

Черняк Оксана Николаевна

Психолог-консультант, детский* семейный* психолог
Город: Нефтеюганск Стоимость приема: 1500 рублей
  •   Внешность
  •   Дети
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Семья
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий


Психолог Попкова Наталья Владимировна

Попкова Наталья

3 высших образования: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Факультет иностранных языков, MBA,...
Психолог Николаева Екатерина Николаевна

Николаева Екатерина

Психоаналитический психолог. Гештальт терапия. Работаю с широким набором запросов, в...
Психолог Щербакова Наталья
Консультация по Skype

Щербакова Наталья

Психолог. Работаю со взрослыми. Консультирование в экзистенциальном подходе. Могу...
Психолог Мананникова Ксения Сергеевна

Мананникова Ксения

Психолог. Работаю индивидуально со взрослыми людьми, использую методы...
Психолог Огнева Вероника Алексеевна

Огнева Вероника

Практикующий психолог
Психолог Давыдович Жанна Олеговна
Консультация по Skype

Давыдович Жанна

Дипломированный специалист. Осуществляю индивидуальное и семенное консультирование.
Психолог Мархотко Ольга Анатольевна
Консультация по Skype

Мархотко Ольга

Психолог




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍