articles Основные закономерности горевания и особенности общения с человеком, переживающим утрату.
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Основные закономерности горевания и особенности общения с человеком, переживающим утрату.



Одной из важнейших частей работы психолога является помощь при утратах. Современный человек, живущий в городе, очень редко сталкивается со смертью (если противоположное не обусловлено особенностями профессиональной деятельности). Смерть уже не представляется естественным и закономерным продолжением жизни, зачастую ассоциируется с нахождением в медицинском учреждении, болью, одиночеством, а оттого становится ещё более пугающей. Этим обусловлена табуированность темы смерти и всяческое избегание её, что приводит к изоляции человека, перенесшего утрату, осложняя процесс горевания. 

Безусловно, не каждый человек найдёт в себе силы для оказания должной поддержки горюющему, но знание основных закономерностей процесса горевания и особенностей общения с человеком, переживающим утрату, поможет избежать дополнительной его травматизации неосторожным словом или неуместным поступком. 

Горевание чаще всего описывается не как комплекс клинических, эмоциональных и поведенческих проявлений, а как процесс приспособления человека к ситуации утраты, к смерти близкого человека. И процессу этому свойственна определенная динамика со сменой стадий. 

Острое горе (около 3-4 месяцев):

  • Фаза шока.
  • Фаза реакций:

        а) фаза отрицания (поиска);

        б) фаза агрессии (вины);

        в) фаза депрессии (страдания и              дезорганизации).

Стадия восстановления (около 1 года)

        а) фаза «остаточных толчков» и реорганизации;

        б) фаза завершения. 

Стадии не всегда чётко сменяют друг друга, иногда накладываясь одна на другую, пересекаясь. Важный показатель неосложненного горевания - динамика и постепенное улучшение самочувствия горюющего (хотя, безусловно, процесс горевания не линейный, и после улучшения возможны возвращения к более тяжелым переживаниям). 

Наряду с этим процесс горевания рассматривается как процесс решения определённых психологических задач:

  1. Принятие реальности и необратимости потери, постепенное преодоление отрицания. 
  2. Переживание боли потери.
  3. Адаптация к окружению, в котором отсутствует умерший. 
  4. Изменение эмоционального места умершего в жизни горюющего и продолжение жизни горюющим. 

Схожим образом переживаются и другие утраты: значимых отношений (вследствие развода или расставания), здоровья, социального статуса и.т.д. 

Вне зависимости от того, оказывается ли помощь горюющему близкими или специалистом, самое важное - это быть рядом, сопереживать, давать ощущение опоры и слушать. 

A.D. Wolfelt выделяет то, чего нельзя делать в общении с горюющим:

  • отстраняться от него, лишая поддержки;
  • рационализировать позитивные аспекты смерти, внушать позитивные выводы из утраты;
  • упоминать, что смерть можно было предотвратить неким образом;
  • сравнивать реакцию горя переживающего утрату с горем других знакомых людей;
  • рассуждать о своём горе, чтобы показать свою печаль;
  • пугаться интенсивных эмоций и уходить из ситуации;
  • пытаться говорить с горюющим, не затрагивая его чувств;
  • применять силу (сжимать в объятьях, хватать за руки и.т.д.);
  • расценивать отказ горюющего от разговора или от предлагаемой помощи как выпад против вас или ваших взаимоотношений;

Недопустимыми также являются несвоевременные высказывания, не учитывающие обстоятельства или состояние горюющего, неуместные высказывания из-за непонимания горя или желания его заглушить: «Будь сильным», «Тебе нужно держаться», «Не надо давать волю слезам», проекции своего опыта, например, «Ваши чувства мне очень понятны» и.т.д. 

Можно говорить следующее:

  1. Признать ситуацию, например, «я слышал, что твой....умер» (не заменяя слово «умер» на «ушёл», «покинул» и.т.д.);
  2. Выразить участие. Например, «я очень огорчён, что это случилось»;
  3. Не скрывать свои чувства, например, «я не знаю, что сказать, но хочу, чтобы ты знал, что я переживаю с тобой»;
  4. Спросить о том, что чувствует горюющий;
  5. Предложить свою поддержку: «Что я могу сделать для тебя?»;
  6. Предложить практическую помощь;
  7. Следить за собственным эмоциональным и физическим здоровьем. 

 






Об авторе статьи

`
Шелоумова Оксана Сергеевна

Рейтинг психолога: 4 4

Шелоумова Оксана Сергеевна

Клинический психолог, работаю в сфере индивидуального консультирования взрослых, детского, семейного и перинатального консультирования.
Город: Москва
  •   Внешность
  •   Дети
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Семья
  •   Страхи и фобии
  •   Успех
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий


Психолог Мархотко Ольга Анатольевна
Консультация по Skype

Мархотко Ольга

Психолог
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Попкова Наталья Владимировна

Попкова Наталья

3 высших образования: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Факультет иностранных языков, MBA,...
Психолог Будячевская Елена Александровна

Будячевская Елена

Дипломированный психолог, специалист ДПДГ, работаю со взрослыми людьми индивидуально...
Психолог Давыдович Жанна Олеговна
Консультация по Skype

Давыдович Жанна

Дипломированный специалист. Осуществляю индивидуальное и семенное консультирование.
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.
Психолог Николаева Екатерина Николаевна

Николаева Екатерина

Психоаналитический психолог. Гештальт терапия. Работаю с широким набором запросов, в...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍