articles
В своей предыдущей статье я рассказывала, как у ребенка происходит собственная идентификация через родительские фигуры по телесному признаку. В этот раз речь пойдет об идентификации по полоролевому признаку.
В период с 2,5 до 7-8 лет ребенок начинает осваивать гендерные роли. Это является его психологической задачей на данном этапе развития.
Гендерная роль — совокупность социальных норм, определяющих, какие виды поведения считаются допустимыми, подходящими или желательными для человека в зависимости от его гендерной принадлежности, то есть принадлежности к женщинам, мужчинам или другому гендеру.
Википедия
Иными словами, в этот период у человека закладывается и формируется понимание того, как (и в качестве кого) он будет воспринимать и вести себя в обществе. В психоанализе этот период коррелирует с фазой прохождение эдипального конфликта. У мальчиков и девочек он протекает по–разному. Этим особенностям я посвящу свои следующие статьи.
В то же время, независимо от пола, ребенок имеет направленность к каждому из родителей, потому что от каждого из них в нем есть какая-то часть. Например, если в этот возрастной период возле мальчика нет мужской фигуры, с которой можно идентифицироваться, то он все равно будет осваивать мужское поведение. Только представления об этом у него будут смешанными. Это будет половая роль женщины с мозаичными представлениями о роли мужчины. По большей части, формируется какой-то вымышленный образ, взятый из книг, рассказов матери об отце, копировании поведения мужчин из окружения ребенка. Становясь взрослыми, такие люди безуспешно пытаются встроить этот выдуманный «шаблон мужчины» в отношения реальной жизни. И это доставляет им много неприятностей.
Помимо этого, ребенок может становиться таким, каким видят его мама или папа. Это называется проективной идентификацией. В народе есть про это точная поговорка: «Если человеку все время говорить, что он свинья - рано или поздно он захрюкает».
В этом случае ребенок вынужден примерять на себя какую-то роль вместо того, чтобы чувствовать и понимать самого себя. Постепенно такое отношение приводит к отказу быть собой и привычке все время находиться в некоем образе, который человек уже считает своим собственным. В процессе терапии клиенты часто впервые начинают замечать, какими ролями его наделили и, что на самом деле, он не является таким.
Чтобы понять, успешно ли прошел указанный период психического развития, можно свериться с критериями, приведенными ниже.
Признаки успешного прохождения эдипального конфликта:
1. Способность любить, и испытывать сексуальное влечение и удовлетворение к одному человеку.
2. Способность испытывать к своему сексуальному партнеру и позитивные, и негативные чувства. И при этом оставаться в отношениях.
3. Способность сохранять сексуальное влечение и любовь к одному и тому же человеку на протяжении длительного времени.
4. Способность переживать напряжение в отношениях и решать межличностные проблемы, не прибегая к триангуляциям (например, измене).
5. Способность получать удовольствие от генитального контактирования. Отдавать преимущество этому виду сексуального контакта при практиковании перверсных форм секса.
6. Сформированность представлений о границах интимности в паре – партнеры не выставляют свою сексуальную жизнь напоказ, у них есть критичность в плане предъявления себя в обществе, они не будут приглашать никого себе в пару (например, свингеры, секс втроем).
7. Практика такого сексуального контакта, который не наносит партнерам физический и психологический ущерб, а также осуществляется при условии обоюдного согласия и обоюдного удовольствия.
8. Способность заботиться о здоровье и благополучии себя и партнера.
9. Стремление находить себе сексуального партнера в границах возрастной нормы (+- 12 лет). Этот возраст выбран потому, что в 12 лет наступает половая зрелость. Таким партнерам сложнее стать друг для друга «папой и мамой».
10. Лояльно воспринимают свой возраст. У них не возникает катастрофы от осознавания своего старения и взросления.
Чтобы говорить о неблагоприятном прохождении эдипального конфликта, достаточно несовпадения по одному из перечисленных пунктов. Количество пунктов свидетельствует о степени тяжести конфликта.
Выбирая быть похожим на одного из родителей, сам того не желая, человек все равно будет бессознательно воплощать в своей жизни второго. Лучший способ, чтобы ваш ребенок никого из родителей не повторял – дать ему «разрешающее» послание. Например, от матери – сыну такое: «У тебя есть я, у тебя есть папа. Ты его сын такой же, как и мой, и ты можешь стать таким, каким захочешь. У тебя есть полная свобода выбора».
Работая с клиентом, важно дойти до этапа, когда появляется возможность принять и ассимилировать те родительские качества, которые пугают или непереносимы. Особенно к этому важно прийти с теми клиентами, кто ни в коем случае не хочет быть похожими на родителя (ей). Клиент начинает понимать, что он(а) может стать таким как родитель, если захочет. Возможность выбора нивелирует внутренний конфликт клиента, снимает противоречия и ведет к душевному балансу.