articles
Этот пост я хотела бы посвятить интерпретации мифа о Персефоне и Аиде и его отражению во взаимоотношениях мужчин и женщин. Миф об Аиде (Гадесе) и Персефоне - это история о трансформации девушки в зрелую женщину. Меня интересует также та часть, где юная девушка-Кора, дочь богини плодородия Деметры, которую похитил царь мёртвых Аид, становится полноправной царицей его владений и его женой. Как могут гипотетически складываться такие взаимоотношения? Немного интерпретации этого мифа есть у Дж. Болен, но он политически некорректен и поэтому совсем непопулярен, и тем не менее отражение его есть в отношениях между мужчинами и женщинами, а так же находит подкрепление в сказках, например, в "Красавице и чудовище".
Миф отражается во всех тех женщинах, которые любят своего мужа, но не совсем современной любовью. Они не борются за власть, не состязаются с мужчинами, скорее, они тихие, домашние, немного закрытые с налётом таинственности. Такими быть не модно, несовременно, их подруги могут смотреть на них как на бедняжек, которые находятся под властью своего мужа, и скорее относятся к ним с жалостью, чем с уважением. Они немного отстранённые и мечтательные, может казаться, что они здесь и в то же время где-то далеко. По натуре такие женщины мистичны, готовы поверить в чудесное и скорее всего будут последовательницами того или иного религиозного течения.
Муж такой женщины может казаться со стороны замкнутым и даже депрессивным, сторонящемся шумных компаний интровертом, в то же время это властный человек, один взгляд которого даёт представление, что в нём есть уверенность в себе и воля. Быть женой такого мужа достаточно тяжело, ведь ей приходится сталкиваться с его периодами тоски и меланхолии, с его нелюдимостью. Особенностью брака между мужем Аидом и женой Персефоной может быть отсутствие детей или то, что супруги будут друг для друга иметь большее значение.
Интересен также аспект, когда такая женщина приобретает качества царственной хозяйки своих владений и своего дома, защищающая их мудрой, нежной, но уверенной рукой. Она чувствительная и восприимчивая, не боится сильных чувств, смотрит в глаза своим страхам, её не пугают смерти и болезни, поскольку черпает свою силу в архетипе богини Персефоны, которая по мифу постоянно имеет дело с ними, пребывая часть года в царстве мёртвых.
Каким образом Персефона становится царицей из юной девушки, и что этот вопрос значит для психики? В результате похищения Аидом Кора-Персефона была оторвана от своей матери - богини плодородия Деметры, и ей пришлось трансформироваться из невинной Коры в мудрую Персефону в отрыве от матери, но она переняла от неё все необходимые качества, чтобы стать для самой себя питающей и заботливой средой, которая поддержит даже в самые тяжёлые времена. Таким образом она переняла возможность быть матерью самой себе. Опираясь только на себя, она преодолевает разлуку и сталкивается с новыми условиями жизни и новым анимусом. По мифу Аид похитил Персефону и, можно сказать, пленил. Новый анимус - это разрушитель, который меняет её жизнь и меняет само её качество, когда девушка превращается в зрелую женщину. Он заставляет её расстаться со старой идентичностью, чтобы обрести новую, а это значит расстаться с наивностью, непросвещённостью, слабостью, зависимостью, то есть ей приходится расстаться с детством и войти во взрослую жизнь, то есть пройти трансформацию из юной девушки в женщину, овладев новыми качествами, которые необходимы в новых обстоятельствах. Кто её анимус, и что это за обстоятельства? Аид нелюдим, знает смерть, боль, одиночество, тоску, при этом он наделён властью и несёт бремя этой ответственности. Его могут недолюбливать, страшиться и не понимать люди, так как его образ мыслей, чувств и интересов для них непостижим и даже непереносим, поскольку его повседневностью является встреча со смертью, а смерть на языке символов это трансформация, это изменение.
Персефоне приходится приспособиться, ведь ситуация, в которой она оказалась, практически безвыходная, поскольку она пленена. Но, имея мудрость и щедрость матери, она находит пути приспособиться к новому анимусу и ужиться с ним.
Для женщины начало совместного проживания с мужчиной - это столкновение с незнакомцем, ведь после окончания периода пылкой влюблённости, иллюзий становится меньше, а совместный быт подталкивает к их полному исчезновению. Женщина может переживать приспособление к новым условиям как достаточно трудный этап, где ей приходится узнавать своего мужа с новых, менее романтичных сторон. И здесь могут быть в помощью те положительные качества, которые имела реальная мать девушки, и которые дочь могла взять себе на вооружение. И, конечно, не стоит сторониться опыта других женщин, которые были в браке, ведь этот опыт может обогатить психику, снизить драматизм и помочь справиться с ощущением одиночество и исключительности переживаний.
Персефоне так же, как женской душе, приходится зреть психически, а процесс душевного роста - это процесс фрустрирующий, когда человек сталкивается со своим сопротивлением, нежеланием меняться и стагнацией. И если отсутствует внутренняя мотивация, то, возможно, внешние обстоятельства могут подтолкнуть к взрослению, а, как правило, эти обстоятельства связаны с болезнью, с утратой, с потерями, то есть с таким анимусом, как Аид, придётся встретиться каждой женщине рано или поздно.
Вероятно, как Персефона, так и зрелая женщина, столкнувшаяся с трансформацией и изменившаяся, понимает, что появление новой себя значит смерть старой личности, этот опыт даёт возможность не бояться смерти, не бояться сильных чувств, не бояться любви и доверять мудрости жизни, частью которой является смерть и болезни. Как дочь богини плодородия, она и сама плодородна, то есть всегда найдёт и энергию, и ресурсы, чтобы помочь себе и другим (кстати, по мифу так и происходит, и она несколько раз помогает персонажам, которые попадают в Аид и хотят выбраться из него). Поэтому женщин Персефон можно найти в помогающих профессиях, это психологи, медсестры, волонтёры, это те, кто не боятся.
Взглянув на эту богиню под таким углом, можно сказать, что она очень потенциальная, именно ей свойственны рост и преобразование. Поэтому, если женщину хотя бы отчасти коснулся архетип Коры-Персефоны, то она будет всегда иметь внутренний ресурс для изменения, развития и преображения.