articles
Что такое информационный мусор?
Обычно мусором называют информацию, которая в дальнейшем никак не будет использоваться, бесполезная, некачественная, недостоверная, пустая, сомнительная, фейковая. Все это правда! К информационному мусору также относят такие форматы: как подборки, списки, лайфхаки, стримы, мемы, цитаты, котиков, бесцельное блуждание в Инстаграм. С таким мнением не совсем согласна! Ведь иногда хочется отдохнуть и потупить.
Здесь я хочу предложить вам посмотреть на информацию с точки зрения психологии восприятия.
Информация – важная жизненная потребность человека. Она помогает ориентироваться в социуме, осмыслять происходящее, принимать решения, строить планы. Нам обязательно нужны смыслы, иначе почва уходит из-под ног, мы чувствуем себя небезопасно. Информация нужна, когда человек чувствует неопределенность, тревогу.
Информационный мусор не дает смысла, не помогает выстраивать причинно-следственные связи.
Предлагаю по аналогии с экологией, разделять и перерабатывать информационный мусор! Изначально это был стрим, выступление (я его здесь прикреплю ниже) и целью этого выступления были следующие вещи:
Во-первых, мы будем приобретать и прокачивать медиакомпетентность – понимать, что материал никуда не годится.
Во-вторых, научимся извлекать пользу из бесполезного материала, он поможет нам соприкоснуться с внутренним миром, поизучать самих себя.
Как и почему информация из СМИ угнетает нас?
Некоторая информация угнетает нас, потому что не удовлетворяет потребность в безопасности и контроле, мы не получаем исчерпывающую информацию. Такая информация не придает нам уверенности и определенности. Это мусор. Это когда смысла нет, и все привычные смыслы рассыпаются. Мы чувствуем тревогу.
Когда внешняя информация нас не удовлетворяет, мы можем использовать ее как пищу для размышлений о себе. Обратиться к внутренней информации. Обратиться к своим мыслям, чувствам, тревогам. Осознать, чего вы ищите, чего боитесь, чего не хватает, что хотите услышать.
Удивиться тому, как вы меняетесь в ситуации кризиса и пандемии, меняются ваши приоритеты и желания.
Слухи формируются тоже от тревоги. Тревога сигнализирует человеку, что в поле произошли изменения и ему надо тоже меняться и творчески приспосабливаться. Когда происходят изменения, это нормально испытывать тревогу. Тревога нас энергитизирует, чтобы мы начали процесс приспособления.
Человек думает, вроде, все нормально, а я тревожусь, что я сумасшедший, что ли? Ан, нет. Дай-ка я придумаю или подхвачу и передам слух. Это делается для того, чтобы оправдать себя в своих и чужих глазах. Я боюсь, потому что грядет опасность.
Когда я готовилась писать диплом на факультете журрналистики, я взяла более 100 интервью с нашими и иностранными журналистами. Что важно для нашей беседы сейчас, то что журналисты в России и Европе очень чувствительные люди, они чувствуют информационное поле, настроения в социуме, свою аудиторию, они хорошо пишут и умеют эмоционально зацепить, знают много референтных текстов.
Какие науки изучают информацию?
На меня как на ученого оказали влияние несколько направлений в науке.
Они каждое на свой лад говорят как работать с информацией.
Интеракционизм – усваивая информацию в процессе коммуникации, мы конструируем свою идентичность.
Психоанализ – тоже говорит о нашей связи с социумом, что мы инкорпорировали ожидания от нас, то есть мы смотрим на себя глазами других и хотим соответствовать этому образу, и это то, что нас мотивирует. И для этого нам нужна информация, чтобы знать, как соотвествовать.
Гештальттерапия говорит также о том, что мы представляем собой организм в среде и между нами имеется постоянное взаимовлияние и информационный обмен. Внутренняя субъективная информация – это наше творческое послание, переработанная, синтезированная информация. Это про творчество. Мы художники своей жизни, некоторые рисуют каракули, а другие выстраивают осознанные законченные образы, гештальты.
Семиотика и дискурс анализ учат нас как осмыслять поступающую информацию, как ее анализировать, как трактовать.
Если мы чувствсуем, что информация угнетает нас, мы можем использовать это чувство для самоанализа.. Мы можем что-то узнать о своем внутреннем мире и своей внутренней информации:
1) Надо понять, чего мы боимся, какая потребность за этим стоит.
2) Некоторые тексты нас трогают. Но мы забываем, что журналисты знают, как воздействовать на аудиторию, привлечь внимание, удержать интерес. И снова хорошо остановиться, понять какое слово, фраза цепляет, что вы чувствуете в связи с этим, что это вам напоминает.
Для нашей трезвой оценки информации поможет знание теории повестки дня. Журналисты сами отбирают материал, на свое усмотрение и таким образом диктуют нам, о чем переживать.
А чтобы аудитория эмоционально не перегревалась, СМИ чередуют катастрофические материалы с дегкими, ничего не значащими.
Что же делать?
Не надо суетиться. Надо опереться на себя, дыхание, осознать свои желания, поговорить с близкими и потом выбрать осознанно из разных вариантов – ничего не делать, набирать информацию, или быть в курсе, на чеку, в постоянном общении и потоке информации или убежать в свой внутренний мир с помощью чтения, фантазий и творчества.
Есть такой анекдот, который сейчас приобрел новое значение для меня.
Плывет лодка вверх против течению. В ней муж и жена. Жена гребет что есть мочи. А муж думает про себя: хорошо тебе жена - гребешь, а мне надо думать, что делать.
Можно грести, бороться, сохранять свои старые практики и привычки, рагребать информационный мусор, а можно остановиться и разобраться в себе, в своей внутренней информации, делать то, о чем мечтали, на что раньше не хватало времени, прокачать свои чувства, навыки и компетенции.