Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Переработка и использование информационного мусора



 

Что такое информационный мусор?

Обычно мусором называют информацию, которая в дальнейшем никак не будет использоваться, бесполезная, некачественная, недостоверная, пустая, сомнительная, фейковая. Все это правда! К информационному мусору также относят такие форматы: как подборки, списки, лайфхаки, стримы, мемы, цитаты, котиков, бесцельное блуждание в Инстаграм. С таким мнением не совсем согласна! Ведь иногда хочется отдохнуть и потупить.  

Здесь я хочу предложить вам посмотреть на информацию с точки зрения психологии восприятия.

Информация – важная жизненная потребность человека.  Она помогает ориентироваться в социуме, осмыслять происходящее, принимать решения, строить планы. Нам обязательно нужны смыслы, иначе почва уходит из-под ног, мы чувствуем себя небезопасно. Информация нужна, когда человек чувствует неопределенность, тревогу.

Информационный мусор не дает смысла, не помогает выстраивать причинно-следственные связи.

Предлагаю по аналогии с экологией, разделять и перерабатывать информационный мусор! Изначально это был стрим, выступление (я его здесь прикреплю ниже) и целью этого выступления были следующие вещи:

Во-первых, мы будем приобретать и прокачивать медиакомпетентность – понимать, что материал никуда не годится.

Во-вторых, научимся извлекать пользу из бесполезного материала, он поможет нам соприкоснуться с внутренним миром, поизучать самих себя.

Как и почему информация из СМИ угнетает нас?

Некоторая информация угнетает нас, потому что не удовлетворяет потребность в безопасности и контроле, мы не получаем исчерпывающую информацию. Такая информация не придает нам уверенности и определенности. Это мусор. Это когда смысла нет, и все привычные смыслы рассыпаются. Мы чувствуем тревогу.

Когда внешняя информация нас не удовлетворяет, мы можем использовать ее как пищу для размышлений о себе. Обратиться к внутренней информации. Обратиться к своим мыслям, чувствам, тревогам. Осознать, чего вы ищите, чего боитесь, чего не хватает, что хотите услышать.

Удивиться тому, как вы меняетесь в ситуации кризиса и пандемии, меняются ваши приоритеты и желания.

Слухи формируются тоже от тревоги. Тревога сигнализирует человеку, что в поле произошли изменения и ему надо тоже меняться и творчески приспосабливаться. Когда происходят изменения, это нормально испытывать тревогу. Тревога нас энергитизирует, чтобы мы начали процесс приспособления.

Человек думает, вроде, все нормально, а я тревожусь, что я сумасшедший, что ли? Ан, нет. Дай-ка я придумаю или подхвачу  и передам слух. Это делается для того, чтобы оправдать себя в своих и чужих глазах. Я боюсь, потому что грядет опасность.

Когда я готовилась писать диплом на факультете журрналистики, я взяла более 100 интервью с нашими и иностранными журналистами. Что важно для нашей беседы сейчас, то что журналисты в России и Европе очень чувствительные люди, они чувствуют информационное поле, настроения в социуме, свою аудиторию, они хорошо пишут и умеют эмоционально зацепить, знают много референтных текстов.

Какие науки изучают информацию?

 

На меня как на ученого оказали влияние несколько направлений в науке.

 

Они каждое на свой лад говорят как работать с информацией.

Интеракционизм – усваивая информацию в процессе коммуникации, мы конструируем свою идентичность.

Психоанализ – тоже говорит о нашей связи с социумом, что мы инкорпорировали ожидания от нас, то есть мы смотрим на себя глазами других и хотим соответствовать этому образу, и это то, что нас мотивирует. И для этого нам нужна информация, чтобы знать, как соотвествовать.

Гештальттерапия говорит также о том, что мы представляем собой организм в среде и между нами имеется постоянное взаимовлияние и информационный обмен. Внутренняя субъективная информация – это наше творческое послание, переработанная, синтезированная информация. Это про творчество. Мы художники своей жизни, некоторые рисуют каракули, а другие выстраивают осознанные законченные образы, гештальты.

Семиотика и дискурс анализ учат нас как осмыслять поступающую информацию, как  ее анализировать, как трактовать.

Если мы чувствсуем, что информация угнетает нас, мы можем использовать это чувство для самоанализа.. Мы можем что-то узнать о своем внутреннем мире и своей внутренней информации:

1) Надо понять, чего мы боимся, какая потребность за этим стоит.

2) Некоторые тексты нас трогают. Но мы забываем, что журналисты знают, как воздействовать на аудиторию, привлечь внимание, удержать интерес. И снова хорошо остановиться, понять какое слово, фраза цепляет, что вы чувствуете в связи с этим, что это вам напоминает.

Для нашей трезвой оценки информации поможет знание теории повестки дня.  Журналисты сами отбирают материал, на свое усмотрение и таким образом диктуют нам, о чем переживать.

А чтобы аудитория эмоционально не перегревалась, СМИ чередуют катастрофические материалы с дегкими, ничего не значащими.

Что же делать?

Не надо суетиться.  Надо опереться на себя, дыхание, осознать свои желания, поговорить с близкими и потом выбрать осознанно из разных вариантов – ничего не делать, набирать информацию, или быть в курсе, на чеку, в постоянном общении и потоке информации или убежать в свой внутренний мир с помощью чтения, фантазий и творчества.

Есть такой анекдот, который сейчас приобрел новое значение для меня.

Плывет лодка вверх против течению. В ней муж и жена. Жена гребет что есть мочи. А муж думает про себя: хорошо тебе жена  - гребешь, а мне надо думать, что делать.

Можно грести, бороться, сохранять свои старые практики и привычки, рагребать информационный мусор, а можно остановиться и разобраться в себе, в своей внутренней информации, делать то, о чем мечтали, на что раньше не хватало времени, прокачать свои чувства, навыки и компетенции. 

 

 

 

 









Об авторе статьи

`
Сосновская Анна Михайловна, доцент РАНХиГС

Рейтинг психолога: 7 7

Сосновская Анна Михайловна, доцент РАНХиГС

Сертифицированный гештальт-терапевт, работаю со взрослыми людьми - индивидуально, в группе, по скайпу.
Город: Санкт-Петербург Стоимость приема: 2500 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Дети
  •   Зависимости
  •   Отношения
  •   Семья
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий


Психолог Журавель Сергей Иванович
Консультация по Skype

Журавель Сергей

Дипломированный психолог-консультант
Психолог Мустафин Руслан

Мустафин Руслан

Психолог гуманистической направленности. Индивидуальное консультирование взрослых.
Психолог Каракаптан Юрий Витальевич
Консультация по Skype

Каракаптан Юрий

Психотерапевт, работаю в направлении когнитивно - поведенческой терапии.(КПТ)
Психолог Коновалов Андрей Евгеньевич
Консультация по Skype

Коновалов Андрей

Психолог, клинический психолог, психотерапевт, провожу индивидуальные консультации и...
Психолог Артюхова Мария Андреевна

Артюхова Мария

Клинический психолог, психолог-консультант. Применяю в работе методы транзактного...
Психолог Клячин Кирилл Александрович
Консультация по Skype

Клячин Кирилл

Психология - это прежде всего внутренний мир человека, его чувства, эмоции. Когда мы...
Психолог Сибирева Ирина Яковлевна

Сибирева Ирина

Психолог-консультант, работаю онлайн, только со взрослыми




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍