Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Переработка и использование информационного мусора



 

Что такое информационный мусор?

Обычно мусором называют информацию, которая в дальнейшем никак не будет использоваться, бесполезная, некачественная, недостоверная, пустая, сомнительная, фейковая. Все это правда! К информационному мусору также относят такие форматы: как подборки, списки, лайфхаки, стримы, мемы, цитаты, котиков, бесцельное блуждание в Инстаграм. С таким мнением не совсем согласна! Ведь иногда хочется отдохнуть и потупить.  

Здесь я хочу предложить вам посмотреть на информацию с точки зрения психологии восприятия.

Информация – важная жизненная потребность человека.  Она помогает ориентироваться в социуме, осмыслять происходящее, принимать решения, строить планы. Нам обязательно нужны смыслы, иначе почва уходит из-под ног, мы чувствуем себя небезопасно. Информация нужна, когда человек чувствует неопределенность, тревогу.

Информационный мусор не дает смысла, не помогает выстраивать причинно-следственные связи.

Предлагаю по аналогии с экологией, разделять и перерабатывать информационный мусор! Изначально это был стрим, выступление (я его здесь прикреплю ниже) и целью этого выступления были следующие вещи:

Во-первых, мы будем приобретать и прокачивать медиакомпетентность – понимать, что материал никуда не годится.

Во-вторых, научимся извлекать пользу из бесполезного материала, он поможет нам соприкоснуться с внутренним миром, поизучать самих себя.

Как и почему информация из СМИ угнетает нас?

Некоторая информация угнетает нас, потому что не удовлетворяет потребность в безопасности и контроле, мы не получаем исчерпывающую информацию. Такая информация не придает нам уверенности и определенности. Это мусор. Это когда смысла нет, и все привычные смыслы рассыпаются. Мы чувствуем тревогу.

Когда внешняя информация нас не удовлетворяет, мы можем использовать ее как пищу для размышлений о себе. Обратиться к внутренней информации. Обратиться к своим мыслям, чувствам, тревогам. Осознать, чего вы ищите, чего боитесь, чего не хватает, что хотите услышать.

Удивиться тому, как вы меняетесь в ситуации кризиса и пандемии, меняются ваши приоритеты и желания.

Слухи формируются тоже от тревоги. Тревога сигнализирует человеку, что в поле произошли изменения и ему надо тоже меняться и творчески приспосабливаться. Когда происходят изменения, это нормально испытывать тревогу. Тревога нас энергитизирует, чтобы мы начали процесс приспособления.

Человек думает, вроде, все нормально, а я тревожусь, что я сумасшедший, что ли? Ан, нет. Дай-ка я придумаю или подхвачу  и передам слух. Это делается для того, чтобы оправдать себя в своих и чужих глазах. Я боюсь, потому что грядет опасность.

Когда я готовилась писать диплом на факультете журрналистики, я взяла более 100 интервью с нашими и иностранными журналистами. Что важно для нашей беседы сейчас, то что журналисты в России и Европе очень чувствительные люди, они чувствуют информационное поле, настроения в социуме, свою аудиторию, они хорошо пишут и умеют эмоционально зацепить, знают много референтных текстов.

Какие науки изучают информацию?

 

На меня как на ученого оказали влияние несколько направлений в науке.

 

Они каждое на свой лад говорят как работать с информацией.

Интеракционизм – усваивая информацию в процессе коммуникации, мы конструируем свою идентичность.

Психоанализ – тоже говорит о нашей связи с социумом, что мы инкорпорировали ожидания от нас, то есть мы смотрим на себя глазами других и хотим соответствовать этому образу, и это то, что нас мотивирует. И для этого нам нужна информация, чтобы знать, как соотвествовать.

Гештальттерапия говорит также о том, что мы представляем собой организм в среде и между нами имеется постоянное взаимовлияние и информационный обмен. Внутренняя субъективная информация – это наше творческое послание, переработанная, синтезированная информация. Это про творчество. Мы художники своей жизни, некоторые рисуют каракули, а другие выстраивают осознанные законченные образы, гештальты.

Семиотика и дискурс анализ учат нас как осмыслять поступающую информацию, как  ее анализировать, как трактовать.

Если мы чувствсуем, что информация угнетает нас, мы можем использовать это чувство для самоанализа.. Мы можем что-то узнать о своем внутреннем мире и своей внутренней информации:

1) Надо понять, чего мы боимся, какая потребность за этим стоит.

2) Некоторые тексты нас трогают. Но мы забываем, что журналисты знают, как воздействовать на аудиторию, привлечь внимание, удержать интерес. И снова хорошо остановиться, понять какое слово, фраза цепляет, что вы чувствуете в связи с этим, что это вам напоминает.

Для нашей трезвой оценки информации поможет знание теории повестки дня.  Журналисты сами отбирают материал, на свое усмотрение и таким образом диктуют нам, о чем переживать.

А чтобы аудитория эмоционально не перегревалась, СМИ чередуют катастрофические материалы с дегкими, ничего не значащими.

Что же делать?

Не надо суетиться.  Надо опереться на себя, дыхание, осознать свои желания, поговорить с близкими и потом выбрать осознанно из разных вариантов – ничего не делать, набирать информацию, или быть в курсе, на чеку, в постоянном общении и потоке информации или убежать в свой внутренний мир с помощью чтения, фантазий и творчества.

Есть такой анекдот, который сейчас приобрел новое значение для меня.

Плывет лодка вверх против течению. В ней муж и жена. Жена гребет что есть мочи. А муж думает про себя: хорошо тебе жена  - гребешь, а мне надо думать, что делать.

Можно грести, бороться, сохранять свои старые практики и привычки, рагребать информационный мусор, а можно остановиться и разобраться в себе, в своей внутренней информации, делать то, о чем мечтали, на что раньше не хватало времени, прокачать свои чувства, навыки и компетенции. 

 

 

 

 









Об авторе статьи

`
Сосновская Анна Михайловна, доцент РАНХиГС

Рейтинг психолога: 7 7

Сосновская Анна Михайловна, доцент РАНХиГС

Сертифицированный гештальт-терапевт, работаю со взрослыми людьми - индивидуально, в группе, по скайпу.
Город: Санкт-Петербург Стоимость приема: 2500 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Дети
  •   Зависимости
  •   Отношения
  •   Семья
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий


Психолог Мазурина Мария Владимировна
Консультация по Skype

Мазурина Мария

Психолог-эксперт по работе со страхом, тревогой, паническими атаками. Без Таблеток. Со...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна
Консультация по Skype

Арутюнян Анна

Психоаналитик, арт-терапевт, Преподаватель Московской школы практической психологии...
Психолог Сербина Людмила Николаевна
Консультация по Skype

Сербина Людмила

Психолог, психотерапевт
Психолог Третьякова Анастасия Александровна

Третьякова Анастасия

Психология 37.03.01
Психолог Драгилева Наталья Анатольевна
Консультация по Skype

Драгилева Наталья

Психолог в модальности Транзактного анализа, Семейный системный терапевт, работаю с...
Психолог Мустафин Руслан
Консультация по Skype

Мустафин Руслан

Психолог гуманистической направленности. Клиент-центрированный подход.




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍