articles
Я всегда удивлялся способностям детей к обучению. Ведь если вдуматься, то дети за очень короткий период времени осваивают колоссальный объем информации, причем информации разносторонней, от предметного мира до абстрактного.
Я задумался над вопросом, почему дети во много раз быстрее усваивают информацию? И пришел к интересному выводу, что во-первых дети по другому кодируют полученную информацию, они ее как бы запечатлевают, информация как бы впечатывается в структуру психики, причем впечатывается полностью не разделяясь на части. Например, ребенок смотрит в окно и ему говорят "идет дождь". Он не дифференцирует эту информацию по принципу: вот улица, вот облака, вот люди, ребенок воспринимает это целостно, как однородную массу, гештальт. И только со временем начинает разделять, выделяет фигуру и фон, когда посмотрит в окно и там будет солнце, только тогда картинка дифференцируется и получит своё название.
Во-вторых, дети обучаются быстро, т.к. они больше открыты для опыта, чем взрослый человек. Что это означает? Дети эмоционально переживают и переваривают всё происходящее вокруг, мы же закрыты для опыта, у нас есть готовые способы концептуализации, у нас есть стандартные ходы для реагирования. Т.е. как только с нами происходит что-то, мы тут же классифицируем или интерпретируем данную ситуацию, наделяем ее необходимыми атрибутами, т.е. проводим не сложный процесс отнесения или сличения с прошлым опытом.
Дети же, как чистый лист воспринимают ситуацию такой, какая она есть, т.к. прошлого опыта крайне мало и они не дают оценку происходящему, а просто проживают всё так, как это должно быть со всеми вытекающими последствиями. Ведь ребенок запоминает именно то, что было эмоционально насыщенным. Обратитесь к своей памяти, вспомните какую-нибудь картинку из детства. А теперь подумайте, почему Вы вспомнили именно это? Наверное потому что она была эмоционально насыщенной. К тому же, в отличие от взрослого человека, они не навешивают ярлыки. То есть взрослый часто оправдывает происходящее в свою пользу, всегда проще навесить ярлык и не задумываться о происходящем.
Обратите внимание как дети осваивают новый опыт, сначала они смотрят, причем активно смотрят, т.е. смотрят и переживают опыт вместе с происходящим вокруг, т.е создают внутренний план деятельности и насыщают его переживаниями (эмоциями). Поняв или изучив правила игры, создав внутренний план действий начинают включаться в процесс деятельности. Конечно, у всех детей эти процессы проходят с разной скоростью, одни включаются быстрее, другим нужно больше времени.
Таким образом, можно сделать вывод, что пластичность детской психики заключается в принятии ситуации такой какая она есть и проживании этого опыта непосредственно, чего так не хватает нам взрослым.