articles Почему новорожденному нужно объяснять, что с ним делают
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Почему новорожденному нужно объяснять, что с ним делают



    Во многих статьях и книгах по психологии часто встречаются комментарии по поводу того, что беременным женщинам и их мужьям, или просто близким людям будущей мамы стоит разговаривать с малышом, который, пока, сидит у мамы в животике. Он все слышит и понимает, он знает, что его ждут, ему рады. Так же рекомендуют маме слушать приятную музыку. Это создает положительный фон, как для мамы, так и для малыша.

     И вот Ваш малыш появился на свет!

Очень  важно с первых минут жизни объяснять новорожденному, что с ним происходит, и что с ним сейчас будут делать, но не так:-

«Сейчас время 13.00 ты должен выпить 120 грамм молока, отрыгнуть, лечь в постель и уснуть на три часа. За эти три часа ты должен пописать, покакать,  закричать и я подойду и сменю подгузник».

    Так делать не надо!!! А выглядеть это должно примерно так:- « Мой маленький, что ты плачешь? Что случилось? Ну-ка давай посмотрим, что у нас тут, ты пописал. Какой ты молодец. Сейчас мы тебя отнесем в ванную,  откроем водичку, помоем тебя, а сейчас пойдем кушать, у нас вкусное полезное молочко и ты вырастишь здоровый и большой, умный и красивый». (Все ваши действия должны быть озвучены)

      Конечно у каждой мамочки свой набор слов, но важно что бы все ваши действия объясняли малышу, что с ним происходит и как это изменит его нынешнее положение  в лучшую сторону.

     А теперь перейдем к научным фактам и пояснениям, почему нужно делать именно так. 

     Когнитивно- бихевиоральный подход.

Гипотезу о рефлекторной природе деятельности головного мозга впервые высказал И. М. Сеченов в своей знаменитой работе «Рефлексы головного мозга» (1862 г.). Положения рефлекторной теории, сформулированные И. М. Сеченовым, были в дальнейшем разработаны И. П. Павловым, Н. Е. Введенским, А. А. Ухтомским, В. М. Бехтеревым, П. К. Анохиным.

      И. П. Павлов всю совокупность рефлексов, протекающих в организме, разделил на две группы: безусловные и условные рефлексы.

       Безусловные рефлексы являются врожденными.  Они относительно постоянны в течение жизни и осуществляются при участии всех отделов центральной  нервной системы. Несколько примеров безусловных рефлексов – дыхательный, сосательный, хватательный и др., все перечислять не стану безусловный рефлекс помогает малышу выживать вне тела матери.

      А вот условные рефлексы мы вырабатываем в течении всей жизни. Формируется условный рефлекс путем временной связи между центром анализатора (обоняние или зрение, тактильные) и центром безусловного рефлекса. Выделение слюны при виде лимона – это условный рефлекс, длительный прием пищи в одно и то же время приводит к условному рефлексу выделения слюны.  Есть масса других примеров. Но суть в том, что у всех этих рефлексов, а по сути действий есть эмоциональная окраска. И если со временем у Вашего малыша появятся все необходимые ему условные рефлексы, то эмоциональную окраску на этапе их формирования можете придать только Вы. И если ребенку не объяснять, что с ним происходит, почему и как это закончится,  то в дальнейшем ему очень сложно называть свои эмоции. В психоаналитическом консультировании это проявляется так:

 - Что Вы почувствовали в этот момент?

- Я не знаю…

- Можете привести еще пример из жизни, где были похожие ощущения?

- Да я не знаю…

- Вы злитесь?

- Я не знаю…

     В последнее время психологи замечают, что людям все сложнее называть эмоции (я злился, был огорчен, раздражен, радовался и др.)

А все потому, что когда ребенок разбил коленку, мать в лучшем случае брала его за руку, тащила в медпункт или домой и там обрабатывала рану. А стоило это проговаривать.  Ты упал (факт), тебе больно (название, формирование  эмоции), я тебя понимаю (вы его видите, слышите и сочувствуете), сейчас мы подуем,  помоем ранку,  перевяжем бинтиком и все пройдет и заживет (он не умрет, ведь если ребенок видит первый раз свое, даже просто исцарапанное тело для него это шок), и ножка будет такая же красивая,  как и была (подтверждение, что все будет как и раньше). Казалось бы, такие простые действия, но они помогут Вашему малышу в следующий раз в подобной ситуации не впадать в отчаяние.  Ведь он знает, что, за чем, почему, для чего и как.

      Вспомните свои ощущения, когда Вы не знаете, чего ждать и как это закончиться, и чувство когда Вы знаете. Вам самим, с каким чувством комфортнее? А ведь для Вашего малыша мир только открывается.

 

      С точки зрения психоаналитической концепции приведу теорию Уилфреда Биона.

      Если говорить очень коротко, то концепция Биона заключается в следующем -  новорожденный  испытывает незнакомые ему чувства голода, холода, сырости  и т.д. (бета-элементы).  У  новорожденного ребенка нет знаний о том, что сейчас придет мать даст ему грудь он поест, уровень глюкозы в крови восстановится и все с ним будет в порядке. Он не знает, что то, что он испытывает,  называется голод и уж тем более он не знает, что голод бывает в тех случаях, когда в крови понижается уровень глюкозы. Но мать знает, что может происходить с ее ребенком она обладает (альфа-элементами) знаниями о том, что происходит и как это можно исправить. Достаточно хорошая мать (по Винникоту) способна переработать (контейнировать) тревогу вызванную чувством голода младенца, словами «Мой малыш проголодался, сейчас мы его возьмем на ручки, покормим, и ему будет хорошо» (при этом мама обнимает, гладит малыша) ребенок успокаивается,  получает еду и все у него хорошо.  То есть  мать приняла бета-функции (крик ребенка)  контейнировала и переработала (трансформировала из бета-функций в альфа-функции - сейчас мы тебя покормим)  и вернула ребенку альфа – функцию (сняла тревогу и удовлетворила потребность). Таким образом, при помощи речи и подкрепляя действием, мать перерабатывает (альфа бетизирует) любую тревогу младенца, тем самым способствуя благоприятному формированию его психического развития.

     Но бывают и более сложные ситуации, когда у самой матери высокий уровень тревожности и рядом нет человека, который бы перерабатывал (контейнировал) материнские чувства.  В таких ситуациях мать не только не альфа-бетезирует  младенца, но и возвращает ему вместе с его тревогой так же и свою.  Такое взаимодействие матери и ребенка приводит к сложным психическим травмам, которые в идеальном варианте должны корректироваться при помощи психоаналитической терапии.

     Говорите со своими малышами! Любите их!

 






Об авторе статьи

`
Федоренко Галина Александровна

Рейтинг психолога: 7 7

Федоренко Галина Александровна

Психоналитик. Групповой аналитик. Арт-терапевт.
Город: Москва Стоимость приема: 4000 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Дети
  •   Зависимости
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Секс


Добавить новый Комментарий


Психолог Попкова Наталья Владимировна

Попкова Наталья

3 высших образования: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Факультет иностранных языков, MBA,...
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.
Психолог Мархотко Ольга Анатольевна
Консультация по Skype

Мархотко Ольга

Психолог
Психолог Давыдович Жанна Олеговна
Консультация по Skype

Давыдович Жанна

Дипломированный специалист. Осуществляю индивидуальное и семенное консультирование.
Психолог Будячевская Елена Александровна

Будячевская Елена

Дипломированный психолог, специалист ДПДГ, работаю со взрослыми людьми индивидуально...
Психолог Николаева Екатерина Николаевна

Николаева Екатерина

Психоаналитический психолог. Гештальт терапия. Работаю с широким набором запросов, в...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍