articles
Человек приходит в терапию тогда, когда он нуждается в каких-то изменениях или хочет облегчить переживаемую им боль. Но не всегда терапия даёт облегчение сразу, и не всегда эффект заметен даже после долгой работы. В данной статье я обозначу основные причины такой ситуации.
1. Недостаточная длительность терапии. Как правило, люди обращаются к психологу после того, как уже испробовали все доступные им способы справиться с той или иной проблемой. Это значит, что до терапии им приходилось нести проблему в себе, как-то жить и адаптироваться с ней. А, если жизнь с некой проблемой была растянута на годы, вряд ли возможно ожидать, что проблема будет полностью проработана и решена за один или несколько сеансов.
2. Недостаточная регулярность работы. Чтобы терапия работала эффективно, необходимо соблюдать ряд условий - регулярно посещать психолога, выполнять его рекомендации, делать домашние задания. Выполнение этих условий необходимо, чтобы эффект терапии был накопительным. В случае отсутствия регулярности посещений психолога, терапии "забегами", частых отмен сеансов невозможно создать необходимый для серьёзных изменений базис, поскольку процесс теряет свою связность и целостность и, в лучшем случае, пользу удаётся ухватить лишь "урывками".
3. Глубокие и серьёзные травмы. Если корни проблем клиента уходят в глубокое и окрашенное травмами детство, на проработку таких проблем потребуются годы. Длительность терапии в этом случае обусловлена тем, что на травмы накладываются определённые защитные механизмы, и человек начинает сообразовывать всю свою жизнь с полученными им травмами. Чтобы докопаться до сути, в терапии придётся раз за разом прорабатывать всё более глубинные слои полученных травм.
4. Сильный внутренний конфликт. Некоторые внутренние конфликты решаются сравнительно быстро, другие могут скрывать за собой экзистенциальные темы, между которыми человек не может выбрать что-то одно так, чтобы не потерять столь же важное для него другое. Мария-Луиза фон Франц отмечала, что некоторые конфликты и вовсе не подлежат разрешению, но в терапии человек может научиться выходить за пределы конфликтующих между собой установок, обращая внимание на что-то более значимое для него, чтобы постепенно перерасти конфликт.
5. Обесценивание результата. Иногда бывает, что по каким-то причинам человеку трудно брать те результаты, которые может дать ему терапия. Например, трудно, в целом, что-либо от кого-либо принимать, что побуждает отвергать результат. Или трудно доверять кому-то. Трудно быть в позиции успешного человека и добиваться чего-то. Трудно верить в себя, проявлять инициативу и принимать волевые решения. В этих случаях человек может достигать результатов, но не присваивать их себе. Например, думать, что результат есть лишь благодаря терапевту. Или что результат иллюзорен. В этом случае терапевт обращает внимание клиента на то, каким образом он уже продвинулся к разрешению его запроса и что препятствует признанию достигнутых в терапии успехов.
6. Несформированный терапевтический альянс. Значительное влияние на эффект терапии оказывает то взаимодействие, которое складывается в работе между психологом и клиентом. В идеале оно должно быть безопасным, доверительным и свободным для спонтанного выражения чувств. Но бывает, что по каким-то причинам психолог и клиент не понимают друг друга. Или из-за проблем с доверием клиент не может раскрыться в терапии. Тогда нехватка альянса замедляет работу, поскольку сам процесс контакта становится затруднённым. В этом случае важно разобраться в причинах - что именно затрудняет контакт, и сначала сформировать альянс, и лишь затем вновь вернуться к проблеме.
7. Негативный перенос и сопротивление. Негативный перенос в работе может препятствовать скорому результату, поскольку он способствует смещению фокуса с цели работы на её форму - на те отношения, которые возникают между психологом и клиентом в процессе. Если на терапевта проецируется негативная часть личности кого-либо из родителей или теневая фигура, клиент может не спешить порадовать её результатом и бессознательно делать всё наоборот, углубляясь в симптом "назло" своим родителям, чтобы выразить подавленную агрессию своим сопротивлением. В этом случае сначала необходимо проработать перенос, и лишь затем откроется возможность для изменений.
8. Не подходят методы работы. В психотерапии возможно широкое применение самых разных методов работы, не все из которых подойдут каждому клиенту. Например, арт-терапию не рекомендуется использовать в работе с профессиональными художниками из-за риска того, что контроль над техникой затруднит искреннее выражение человеком себя в творчестве. Анализ сновидений бессмысленно применять к клиенту, не запоминающему свои сны. Не всегда можно заранее предсказать, окажется ли тот или иной метод эффективным, поэтому при отсутствии эффекта или нежелательном эффекте психолог может изменить метод.
9. Не тот подход. Помимо разных методов, в психотерапии также есть разделение на подходы - психоаналитический, когнитивно-поведенческий, гештальт и другие. Вопрос о том, какой из них лучше или какой подходит кому-то больше, является дискуссионным, и однозначного ответа на него нет, поскольку многие процессы в терапии определяются индивидуальными факторами. Но бывают случаи, когда подход явно не тот. Например, если человек плохо помнит своё детство, не желает углубляться в его подробности, не связывает проблемы в своей личной жизни с родительскими фигурами и не любит погружаться в рефлексию, вряд ли ему подойдёт психоанализ. В этом случае можно обратить внимание на те подходы, в которых психолог сможет обучить его нужным здесь и сейчас навыкам.
В любом случае, если терапия не приносит желаемого облегчения, важно разобрать эту проблему с психологом и понять, почему это происходит, чтобы вовремя изменить ход терапии или скорректировать запрос так, чтобы достижение цели стало более реалистичным.