articles
//Рожать или нет // рожать сейчас или позже// — рассуждает современная женщина. Можно ли представить, что в отношении других органов, или систем своего тела, человек имеет такую власть? Не думаю.
А все потому, что репродуктивная система имеет совершенно особый статус в организме человека — она не является жизненно важной, в отличие от других. Проще говоря, человек не умирает, если какой-то орган репродуктивной системы перестанет работать. В то время как если орган, скажем, сердечно-сосудистой системы поврежден, человеку грозит смерть.
По сути, эта система не индивидная, а видовая, то есть задача, которую она решает (размножение), не является необходимой для отдельного индивида, но является важной для вида человеческого в целом. Это такой социальный заказ Природы, который женщина выполняет за счёт своих собственных ресурсов.
Может это сейчас резко звучит, но из песни слов, как говорится, не выкинешь. Почкой, например, мне не нужно жертвовать, она только моя и работает только на меня, ее задача — обеспечить мое существование. А репродуктивная система работает не только на меня, у нее более широкая задача — продолжение рода, и для решения этой задачи она тратит мои ресурсы. Беременность, роды и первый год жизни ребёнка — это процесс для женского организма крайне затратный физически и морально.
В этом кроется суть внутреннего конфликта — женщине придётся жертвовать своими личными ресурсами, ради общечеловеческой цели.
Я не случайно пишу об этом и делаю такой акцент, этот конфликт не редко становится причиной репродуктивных нарушений, приводящих к бесплодию. Запросы «я боюсь рожать», «кажется, я буду плохой мамой и не справлюсь» или «я боюсь, что мое тело после родов будет некрасивым» — это, на самом деле, реальные истории, когда женщина переживает, что ей придется пожертвовать слишком многим — личными планами, здоровьем, красотой, социальными благами, статусом и прочим.
Ресурс на материнство оценивает сама женщина, и оценки у всех разные. В неблагополучных семьях ресурсы и жертвы минимальные — рождаемость высокая. А чем более благополучна женщина, тем больше она готова вложиться в проект «идеальная мама» — рождаемость низкая.
В этот конфликт, как масло в огонь, во-первых, подливают завышенные общественные ожидания. Сегодня все хотят видеть настоящую леди:
Как все это совмещать с материнством, да ещё и без ущерба для отношений с ребёнком? Не понятно… Поэтому, когда женщина достигает всего, выше перечисленного, скажем годам к 37, то ей есть что терять, есть от чего отказываться во имя материнства. Готова ли она?
Во-вторых, в сравнении с прошлым веком сегодня крайне тяжело быть мамой. Повсеместная сверх-ценность материнства культивируется как на бытовом уровне («мама должна быть…»), так и на уровне государства. То что могли позволить себе наши родители в процессе воспитания, сегодня во многих благополучных европейских странах может стать причиной лишения родительских прав.
В итоге получается, что сейчас мы имеем в лучшем случае осознанное чайлдфри (хотя, тут тоже могут быть вопросы), а в худшем — бесплодие, которое всячески пытаются решить через ЭКО. Хотя само по себе бесплодие, на мой взгляд, это творческое приспособление организма, попытка сохранить баланс между стремлением к материнству, как к социально-значимой цели, и стремлением к удовлетворению индивидуальных потребностей, от которых придётся отказаться с появлением ребёнка. Но об этом подробнее в другой раз. Расскажу о психосоматических механизмах бесплодия, то как я это себе представляю, на что опираюсь в работе.