articles
Почему я иногда поступаю плохо, бываю грубым и даже жестоким, растрачиваю силы на ссоры и так мало получаю радости от жизни? Как всё это пришло в мою жизнь и почему остаётся, даже когда я этого не хочу? Давайте рассмотрим этот вопрос.
На рисунке представлено наполнение психики человека с точки зрения его трех эго-состояний (представлены в виде сфер Родителя «1-2-3-4», Взрослого «6», Ребенка «8-9-10-11»). Наблюдения показали, что все три состояния присутствуют в каждом из нас, при этом активно, как правило, одно из них. Переключения происходят постоянно: иногда мы как дети, иногда в роли родителей, иногда по-взрослому решаем задачи.
Все перечисленное на рисунке содержится в различных пропорциях в психике каждого из нас. Рассмотрим подробнее, откуда и что к нам приходит, и что с этим можно сделать.
Родитель в нас
От тех взрослых, кто нас растил, мы вобрали в свою память множество утверждений о нас самих, о других и об этом мире. Голоса значимых для нас людей звучат в наших головах всю жизнь, напоминая о там, когда надо мыть руки и т.п. Так сформировалось наше эго-состояние Родителя. В нём четыре части:
Разница между позитивным и негативным в способах. Это видно из перечисленных на рисунке качеств, обрамляющих сферы справа и слева. Цель, как ни странно, одна – родители готовят ребенка к жизни и, более того, в том и в другом варианте, как правило, желают малышу лучшего. Вот только представления о способах жить, выживать – очень разные. Поэтому позитивный воспитывающий и контролирующий родитель оставляет в нас приятный, радостный след, а негативный – болезненный.
Чего в нашей жизни было больше, и чем интенсивнее было воздействие – того больше и в памяти останется и поневоле будет воспроизводиться и передаваться по поколениям дальше, пока не изживёт себя.
Мы можем усиливать память о позитивном и работать с негативным. В некоторых случаях приходит понимание, что нам давали лучшее из того, что было, становятся ясными исходно благие намерения по отношению к нам – от этого становится легче, влияние негативной части в нас ослабевает. Иногда приходится усиливать нашу способность защищаться и изолироваться от чрезмерного негативного влияния в прошлом, буквально выстраивать стену, отделяющую в нашей памяти нас от образов особо злобных личностей.
Взрослый в нас
Эго-состояние Взрослого подразумевает осознанное адекватное восприятие реальности, себя и других, быть в контакте со своими чувствами, чувствовать других, понимать свои потребности, видеть свои цели, действовать для достижения целей. Организация отдыха и развлечений тоже функция этого эго-состояния. Взрослая часть в нас помогает уместно раскрываться чувствам, уважительно относиться к принятым в обществе нормам и правилам, реализовывать свои потребности с уважением к себе и другим.
Взрослая часть позитивна по своей природе. Однако отдельное внимание стоит уделить стыковке Родительского и Взрослого эго-состояния, а также Ребенка и Взрослого – «5 и 7» на рисунке. Эта стыковка демонстрирует блокирование адекватного восприятия реальности, замещение настоящего прошлым – это могут быть и устаревшие или неверные убеждения Родителя, а также иллюзии, фантазии Ребенка.
Ребенок в нас
И, наконец, Ребенок – это источник нашей жизненной энергии, творчества, энтузиазма. Это более глубокий пласт психики. По сути, именно это и есть основа нас настоящих, наша способность проявляться, желать – тут наши подлинные потребности и мечты. И тут же хранятся блоки, решения, которые ставят крест на радости, счастье, успехе, здоровье и вообще жизни.
Как показано на рисунке в Ребенке четыре части:
Важно отметить, что далеко не всё дети получают от взрослых через слова и действия. Большой пласт опыта передается детям как бы между слов. Это психическое наследство, родовой груз, который «перетекает» детям в самом раннем возрасте. То, что не нашло достойного внимания, не было прожито, семейные тайны и т.п. – всё это хранится и передается из поколения в поколение. По этой причине человек с детства может ощущать, что он отягощен какими-то непонятными чувствами. Это отдельная тема, решение здесь есть – собирать информацию и факты о жизни своих предков, в случае необходимости давать возможность выходить чувствам, проживать их.
Также важно, что ребенок не пустая безвольная коробка для родительских наставлений - у каждого есть жизненная сила, способная противостоять негативному влиянию и отфильтровывать плохое.
Так, в зависимости от нашей силы и интенсивности воздействий на нас, мы собираем свою коллекцию плохого и хорошего в части Родителя, Взрослого и Ребенка. Формируется механизм взаимодействия всех трех эго-состояний для поддержания жизненного баланса.
Проблема состоит в том, что у многих из нас подорвано доверие к другим людям. Не имея позитивного опыта и примеров, мы часто не верим в то, что жизнь можно изменить.
Опыт показывает, что мы не склонны к радикальным изменениям жизни, а идем путем улучшения состояния. Когда нам становится легче, получив поддержку и установив доверительные отношения с человеком, в котором много позитивного, у нас появляются силы и энтузиазм сделать следующий шаг, затем еще один и т.д.
Заключение
Я действительно могу изменить свою жизнь к лучшему. И для этого я не беру весь клубок своих проблем, а вытягиваю сначала одну нить, затем другую. Так я получаю хороший результат и обретаю веру в успех. И эта статья для того, чтобы разделить клубок проблем на части. По отдельности проблемы теряют свою тотальную власть над нами. В продолжение к этой статье будет описание динамики формирования, наполнения эго-состояний содержимым, и мы сможем разобраться в деталях подробнее и глубже.