articles Почему я иногда поступаю плохо?
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Почему я иногда поступаю плохо?



Почему я иногда поступаю плохо, бываю грубым и даже жестоким, растрачиваю силы на ссоры и так мало получаю радости от жизни? Как всё это пришло в мою жизнь и почему остаётся, даже когда я этого не хочу?  Давайте рассмотрим этот вопрос.

На рисунке представлено наполнение психики человека с точки зрения его трех эго-состояний (представлены в виде сфер Родителя «1-2-3-4», Взрослого «6», Ребенка «8-9-10-11»). Наблюдения показали, что все три состояния присутствуют в каждом из нас, при этом активно, как правило, одно из них. Переключения происходят постоянно: иногда мы как дети, иногда в роли родителей, иногда по-взрослому решаем задачи.


Все перечисленное на рисунке содержится в различных пропорциях в психике каждого из нас. Рассмотрим подробнее, откуда и что к нам приходит, и что с этим можно сделать.

Родитель в нас

От тех взрослых, кто нас растил, мы вобрали в свою память множество утверждений о нас самих, о других и об этом мире. Голоса значимых для нас людей звучат в наших головах всю жизнь, напоминая о там, когда надо мыть руки и т.п. Так сформировалось наше эго-состояние Родителя. В нём четыре части:

  • «1» позитивный воспитывающий, т.е. обучающий, взращивающий;
  • «2» негативный воспитывающий;
  • «3» позитивный контролирующий, т.е. поддерживающий структуру и границы во всех сферах жизни;
  • «4» негативный контролирующий

Разница между позитивным и негативным в способах. Это видно из перечисленных на рисунке качеств, обрамляющих сферы справа и слева. Цель, как ни странно, одна – родители готовят ребенка к жизни и, более того, в том и в другом варианте, как правило, желают малышу лучшего. Вот только представления о способах жить, выживать – очень разные. Поэтому позитивный воспитывающий и контролирующий родитель оставляет в нас приятный, радостный след, а негативный – болезненный.

Чего в нашей жизни было больше, и чем интенсивнее было воздействие – того больше и в памяти останется и поневоле будет воспроизводиться и передаваться по поколениям дальше, пока не изживёт себя.

Мы можем усиливать память о позитивном и работать с негативным. В некоторых случаях приходит понимание, что нам давали лучшее из того, что было, становятся ясными исходно благие намерения по отношению к нам – от этого становится легче, влияние негативной части в нас ослабевает. Иногда приходится усиливать нашу способность защищаться и изолироваться от чрезмерного негативного влияния в прошлом, буквально выстраивать стену, отделяющую в нашей памяти нас от образов особо злобных личностей.

Взрослый в нас

Эго-состояние Взрослого подразумевает осознанное адекватное восприятие реальности, себя и других, быть в контакте со своими чувствами, чувствовать других, понимать свои потребности, видеть свои цели, действовать для достижения целей. Организация отдыха и развлечений тоже функция этого эго-состояния. Взрослая часть в нас помогает уместно раскрываться чувствам, уважительно относиться к принятым в обществе нормам и правилам, реализовывать свои потребности с уважением к себе и другим.

Взрослая часть позитивна по своей природе. Однако отдельное внимание стоит уделить стыковке Родительского и Взрослого эго-состояния, а также Ребенка и Взрослого – «5 и 7» на рисунке. Эта стыковка демонстрирует блокирование адекватного восприятия реальности, замещение настоящего прошлым – это могут быть и устаревшие или неверные убеждения Родителя, а также иллюзии, фантазии Ребенка.

Ребенок в нас

И, наконец, Ребенок – это источник нашей жизненной энергии, творчества, энтузиазма. Это более глубокий пласт психики. По сути, именно это и есть основа нас настоящих, наша способность проявляться, желать – тут наши подлинные потребности и мечты. И тут же хранятся блоки, решения, которые ставят крест на радости, счастье, успехе, здоровье и вообще жизни.

Как показано на рисунке в Ребенке четыре части:

  • «8» позитивный приспособившийся или адаптивный ребенок, что соответствует стремлению ребенка соответствовать (иногда в ущерб своей уникальности) требованиям взрослых. Здесь важным будет отметить тот факт, что ребенок может внешне воспроизводить требуемый результат, часто ломая себя и игнорируя свои потребности и подлинные желания;
  • «9» негативный приспособившийся ребенок – непослушный, бунтующий, уходящий в протест, «назло маме отморожу уши» и т.п. Здесь ребенок также может быть далек от понимания своих потребностей и подлинных желаний;
  • «10» позитивный спонтанный или свободный ребенок, непредсказуемо меняющийся ежесекундно, искрящийся всей своей одаренностью в играх и творчестве, проникающий в самое сердце искренностью сказанных слов и проявленных чувств;
  • «11» негативный спонтанный ребенок подобен неуправляемому демону, которому ничего не стоит нарушить привычную жизнь окружающих – он только получит удовольствие от происходящего. Он может разрушить или уничтожить что-либо вплоть до собственной или чьей-то жизни.

Важно отметить, что далеко не всё дети получают от взрослых через слова и действия. Большой пласт опыта передается детям как бы между слов. Это психическое наследство, родовой груз, который «перетекает» детям в самом раннем возрасте. То, что не нашло достойного внимания, не было прожито, семейные тайны и т.п. – всё это хранится и передается из поколения в поколение. По этой причине человек с детства может ощущать, что он отягощен какими-то непонятными чувствами. Это отдельная тема, решение здесь есть – собирать информацию и факты о жизни своих предков, в случае необходимости давать возможность выходить чувствам, проживать их. 

Также важно, что ребенок не пустая безвольная коробка для родительских наставлений - у каждого есть жизненная сила, способная противостоять негативному влиянию и отфильтровывать плохое.

Так, в зависимости от нашей силы и интенсивности воздействий на нас, мы собираем свою коллекцию плохого и хорошего в части Родителя, Взрослого и Ребенка. Формируется механизм взаимодействия всех трех эго-состояний для поддержания жизненного баланса.

Проблема состоит в том, что у многих из нас подорвано доверие к другим людям. Не имея позитивного опыта и примеров, мы часто не верим в то, что жизнь можно изменить.

Опыт показывает, что мы не склонны к радикальным изменениям жизни, а идем путем улучшения состояния. Когда нам становится легче, получив поддержку  и установив доверительные отношения с человеком, в котором много позитивного, у нас появляются силы и энтузиазм сделать следующий шаг, затем еще один и т.д.

Заключение

Я действительно могу изменить свою жизнь к лучшему. И для этого я не беру весь клубок своих проблем, а вытягиваю сначала одну нить, затем другую. Так я получаю хороший результат и обретаю веру в успех. И эта статья для того, чтобы разделить клубок проблем на части. По отдельности проблемы теряют свою тотальную власть над нами. В продолжение к этой статье будет описание динамики формирования, наполнения эго-состояний содержимым, и мы сможем разобраться в деталях подробнее и глубже.






Об авторе статьи

`
Алдонин Сергей Владимирович

Рейтинг психолога: 4 4

Алдонин Сергей Владимирович

Психолог-консультант, ведущий тренингов
  •   Отношения
  •   Чувства и эмоции
  •   Семья
  •   Дети
  •   Успех
  •   Здоровье
  •   Личность
  •   Депрессия
  •   Кризисы и травмы


Добавить новый Комментарий


Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Николаева Екатерина Николаевна

Николаева Екатерина

Психоаналитический психолог. Гештальт терапия. Работаю с широким набором запросов, в...
Психолог Попкова Наталья Владимировна

Попкова Наталья

3 высших образования: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Факультет иностранных языков, MBA,...
Психолог Будячевская Елена Александровна

Будячевская Елена

Дипломированный психолог, специалист ДПДГ, работаю со взрослыми людьми индивидуально...
Психолог Давыдович Жанна Олеговна
Консультация по Skype

Давыдович Жанна

Дипломированный специалист. Осуществляю индивидуальное и семенное консультирование.
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.
Психолог Мархотко Ольга Анатольевна
Консультация по Skype

Мархотко Ольга

Психолог




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍