articles Почему я иногда поступаю плохо?
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Почему я иногда поступаю плохо?



Почему я иногда поступаю плохо, бываю грубым и даже жестоким, растрачиваю силы на ссоры и так мало получаю радости от жизни? Как всё это пришло в мою жизнь и почему остаётся, даже когда я этого не хочу?  Давайте рассмотрим этот вопрос.

На рисунке представлено наполнение психики человека с точки зрения его трех эго-состояний (представлены в виде сфер Родителя «1-2-3-4», Взрослого «6», Ребенка «8-9-10-11»). Наблюдения показали, что все три состояния присутствуют в каждом из нас, при этом активно, как правило, одно из них. Переключения происходят постоянно: иногда мы как дети, иногда в роли родителей, иногда по-взрослому решаем задачи.


Все перечисленное на рисунке содержится в различных пропорциях в психике каждого из нас. Рассмотрим подробнее, откуда и что к нам приходит, и что с этим можно сделать.

Родитель в нас

От тех взрослых, кто нас растил, мы вобрали в свою память множество утверждений о нас самих, о других и об этом мире. Голоса значимых для нас людей звучат в наших головах всю жизнь, напоминая о там, когда надо мыть руки и т.п. Так сформировалось наше эго-состояние Родителя. В нём четыре части:

  • «1» позитивный воспитывающий, т.е. обучающий, взращивающий;
  • «2» негативный воспитывающий;
  • «3» позитивный контролирующий, т.е. поддерживающий структуру и границы во всех сферах жизни;
  • «4» негативный контролирующий

Разница между позитивным и негативным в способах. Это видно из перечисленных на рисунке качеств, обрамляющих сферы справа и слева. Цель, как ни странно, одна – родители готовят ребенка к жизни и, более того, в том и в другом варианте, как правило, желают малышу лучшего. Вот только представления о способах жить, выживать – очень разные. Поэтому позитивный воспитывающий и контролирующий родитель оставляет в нас приятный, радостный след, а негативный – болезненный.

Чего в нашей жизни было больше, и чем интенсивнее было воздействие – того больше и в памяти останется и поневоле будет воспроизводиться и передаваться по поколениям дальше, пока не изживёт себя.

Мы можем усиливать память о позитивном и работать с негативным. В некоторых случаях приходит понимание, что нам давали лучшее из того, что было, становятся ясными исходно благие намерения по отношению к нам – от этого становится легче, влияние негативной части в нас ослабевает. Иногда приходится усиливать нашу способность защищаться и изолироваться от чрезмерного негативного влияния в прошлом, буквально выстраивать стену, отделяющую в нашей памяти нас от образов особо злобных личностей.

Взрослый в нас

Эго-состояние Взрослого подразумевает осознанное адекватное восприятие реальности, себя и других, быть в контакте со своими чувствами, чувствовать других, понимать свои потребности, видеть свои цели, действовать для достижения целей. Организация отдыха и развлечений тоже функция этого эго-состояния. Взрослая часть в нас помогает уместно раскрываться чувствам, уважительно относиться к принятым в обществе нормам и правилам, реализовывать свои потребности с уважением к себе и другим.

Взрослая часть позитивна по своей природе. Однако отдельное внимание стоит уделить стыковке Родительского и Взрослого эго-состояния, а также Ребенка и Взрослого – «5 и 7» на рисунке. Эта стыковка демонстрирует блокирование адекватного восприятия реальности, замещение настоящего прошлым – это могут быть и устаревшие или неверные убеждения Родителя, а также иллюзии, фантазии Ребенка.

Ребенок в нас

И, наконец, Ребенок – это источник нашей жизненной энергии, творчества, энтузиазма. Это более глубокий пласт психики. По сути, именно это и есть основа нас настоящих, наша способность проявляться, желать – тут наши подлинные потребности и мечты. И тут же хранятся блоки, решения, которые ставят крест на радости, счастье, успехе, здоровье и вообще жизни.

Как показано на рисунке в Ребенке четыре части:

  • «8» позитивный приспособившийся или адаптивный ребенок, что соответствует стремлению ребенка соответствовать (иногда в ущерб своей уникальности) требованиям взрослых. Здесь важным будет отметить тот факт, что ребенок может внешне воспроизводить требуемый результат, часто ломая себя и игнорируя свои потребности и подлинные желания;
  • «9» негативный приспособившийся ребенок – непослушный, бунтующий, уходящий в протест, «назло маме отморожу уши» и т.п. Здесь ребенок также может быть далек от понимания своих потребностей и подлинных желаний;
  • «10» позитивный спонтанный или свободный ребенок, непредсказуемо меняющийся ежесекундно, искрящийся всей своей одаренностью в играх и творчестве, проникающий в самое сердце искренностью сказанных слов и проявленных чувств;
  • «11» негативный спонтанный ребенок подобен неуправляемому демону, которому ничего не стоит нарушить привычную жизнь окружающих – он только получит удовольствие от происходящего. Он может разрушить или уничтожить что-либо вплоть до собственной или чьей-то жизни.

Важно отметить, что далеко не всё дети получают от взрослых через слова и действия. Большой пласт опыта передается детям как бы между слов. Это психическое наследство, родовой груз, который «перетекает» детям в самом раннем возрасте. То, что не нашло достойного внимания, не было прожито, семейные тайны и т.п. – всё это хранится и передается из поколения в поколение. По этой причине человек с детства может ощущать, что он отягощен какими-то непонятными чувствами. Это отдельная тема, решение здесь есть – собирать информацию и факты о жизни своих предков, в случае необходимости давать возможность выходить чувствам, проживать их. 

Также важно, что ребенок не пустая безвольная коробка для родительских наставлений - у каждого есть жизненная сила, способная противостоять негативному влиянию и отфильтровывать плохое.

Так, в зависимости от нашей силы и интенсивности воздействий на нас, мы собираем свою коллекцию плохого и хорошего в части Родителя, Взрослого и Ребенка. Формируется механизм взаимодействия всех трех эго-состояний для поддержания жизненного баланса.

Проблема состоит в том, что у многих из нас подорвано доверие к другим людям. Не имея позитивного опыта и примеров, мы часто не верим в то, что жизнь можно изменить.

Опыт показывает, что мы не склонны к радикальным изменениям жизни, а идем путем улучшения состояния. Когда нам становится легче, получив поддержку  и установив доверительные отношения с человеком, в котором много позитивного, у нас появляются силы и энтузиазм сделать следующий шаг, затем еще один и т.д.

Заключение

Я действительно могу изменить свою жизнь к лучшему. И для этого я не беру весь клубок своих проблем, а вытягиваю сначала одну нить, затем другую. Так я получаю хороший результат и обретаю веру в успех. И эта статья для того, чтобы разделить клубок проблем на части. По отдельности проблемы теряют свою тотальную власть над нами. В продолжение к этой статье будет описание динамики формирования, наполнения эго-состояний содержимым, и мы сможем разобраться в деталях подробнее и глубже.






Об авторе статьи

`
Алдонин Сергей Владимирович

Рейтинг психолога: 4 4

Алдонин Сергей Владимирович

Психолог-консультант, ведущий тренингов
  •   Отношения
  •   Чувства и эмоции
  •   Семья
  •   Дети
  •   Успех
  •   Здоровье
  •   Личность
  •   Депрессия
  •   Кризисы и травмы


Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Ракова Мария Владимировна

Ракова Мария

Дипломированный психолог, специализируюсь в когнитивно-поведенческом подходе, работаю со...
Психолог Тарасова Татьяна Александровна

Тарасова Татьяна

Экзистенциальный психолог, групповой терапевт
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Абдулхаева Лейсан Талгатовна

Абдулхаева Лейсан

Когнитивно-поведенческий психотерапевт Психотерапевт в области психосоматики...
Психолог Ванюшина Инна Александровна

Ванюшина Инна

Клинический психолог, гештальт-терапевт. Специализация «Психосоматика женского здоровья»
Психолог Панкратова Екатерина Сергеевна

Панкратова Екатерина

Психолог-консультант
Психолог Богадевич Екатерина Леонидовна

Богадевич Екатерина

Клинический психолог, провожу индивидуальную терапию со взрослыми




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍